Вагон-холодильник

03.10.2022

Действие происходит в обычном пассажирском вагоне поезда «Оскемен 1- Алтай». 1 октября 2022 года. Утро. Половина восьмого. Минус 4 градуса мороза. Октябрь уж наступил, а в поезде не отапливается ни один из шести вагонов. Холод.

Речь пойдёт не о вагоне-рефрижераторе, в котором перевозят скоропортящиеся продукты. Действие происходит в обычном пассажирском вагоне поезда «Оскемен 1- Алтай». 1 октября 2022 года. Утро. Половина восьмого.  Минус 4 градуса мороза. Октябрь уж наступил, а в поезде не отапливается ни один из шести вагонов. Холод. Некоторые пассажиры наивно бросились искать отапливаемый вагон, как будто в этом леднике почему-то должен быть оазис тепла. Большинство стали возмущаться. Ведь прогноз о резком похолодании был известен давно. Почему же не приготовились к обогреву  вагонов? Только гнев был направлен не по адресу. Проводники и кассиры в ответ могли лишь сказать, что сами точно также  мёрзнут. Им действительно тяжелее всех. На каждой остановке нужно открывать двери, да и ехать они обречены до конца, а потом в обратный путь, уже по вечернему холоду.

- Уголь дадут к 15 октября, - утешили проводники. – Вот сегодня простынем, заболеем, и завтра вообще поезда не будет, - нарисовали они безрадостные перспективы.

 А затем часть пассажиров затихла, максимально укутавшись имеющейся одеждой, часть пыталась отвлечься от холода разговорами о политике. Люди постарше были одеты тепло, по погоде. А вот молодёжь, как обычно, «форсила» в коротких куртках, джинсиках в обтяжку, кепках – бейсболках. Им пришлось нелегко.  Девушка, спасаясь от замерзания, весь путь то приседала, то делала махи руками и ногами, подпрыгивала, пританцовывала. Но, видимо, физкультура ей не помогла, судя по посиневшим губам.

 Я оделся тепло. Самое главное, тёплая обувь. Но всё равно пожалел, что не надел шерстяные носки. Холод брал своё, пришлось всю дорогу шевелить пальцами на ногах, разгоняя кровь. Мысли были печальные. Аким области Даниал Ахметов назвал Усть-Каменогорск «абсолютно европейским городом». Поскольку столица региона «абсолютно европейская», то, наверное, Даниал Кенжетаевич и весь регион считает таковым. Тем более, под своим чутким руководством. Несколько раз я официально приглашал Ахметова и секретаря областного маслихата проехать на этом поезде без предупреждения. Но предложение высокие чиновники проигнорировали. В Европе поездка в таком вагоне возможна разве что по спецзаказу для любителей экстрима. Если бы кто-то из перевозчиков позволил себе такое отношение к пассажирам, то эту фирму  затаскали бы по судам, ей пришлось бы разориться, выплачивая  десятки тысяч евро компенсации, да ещё и громадные штрафы за оказание некачественной услуги. И на этом деятельность в сфере пассажирских перевозок для такой фирмы завершится.  А её место займут конкуренты, более внимательные к пассажирам.

 У нас тоже, конечно, можно обращаться в суд. Для этого необходимо составить акт об отсутствии отопления и низкой температуре в вагоне и приложить билет, а также справку из Казгидромета о погоде. Но вряд ли суд удовлетворит иск о компенсации физического, а тем более морального вреда. Чтобы требовать компенсацию, нужно заболеть, а потом ещё доказать причинно-следственную связь болезни с поездкой в холодном вагоне. Европейский суд, вероятнее всего, вынес бы решение в пользу пассажира по самому факту поездки в вагоне без отопления. Можно написать жалобу в санэпиднадзор на транспорте. Вероятно, СЭС выпишет штраф фирме. Но что этот штраф в несколько МРП?

 При социализме качество обеспечивается жёсткими требованиями, контролем, высокой ответственностью и сознательностью. При капитализме на первом месте прибыль. Поэтому фирма, обеспечивающая перевозки, экономит на угле в ущерб пассажирам и своим работникам. Но она может проиграть при конкуренции. Этот маршрут при высокой конкуренции  займёт тот, кто не забывает и про качество услуг, про комфорт пассажиров. А если нет никакой состязательности, то можно «класть» и на пассажиров, и на персонал. На казахстанских железных дорогах конкуренция отсутствует совсем. А разве может она быть, если катастрофически не хватает вагонов, как пассажирских, так и грузовых? Поэтому фирма - владелец вагонов может либо их предоставить, либо отказать. В железнодорожной отрасли всё распределено, сферы влияния под контролем. Зайти в эту сферу вряд ли кто-то рискнёт. Мелким фирмам отдали пригородные пассажирские перевозки, но здесь свой монополизм. И качество услуг не влияет на получение госзаказа и государственных  субсидий.

 На нашей остановке выходило много пассажиров. Проводница, то ли в шутку, то ли всерьёз, попросила на обратном пути захватить с собой хотя бы по полведра угля.

- Мне мешка хватит, быстро натоплю.

В воскресенье, 2 октября, утром было уже минус 8. Вода в баке замёрзла так, что лёд пришлось разбивать лопатой, инеем покрылась даже паутина. Поезд прибыл по расписанию. Дымка из трубы не было видно ни в одном вагоне.

Да, мы не Европа. Народ у нас неприхотливый, терпеливый. В этом и его сила, и его слабость. Сила в том, что мы можем пережить любые испытания и невзгоды, довольствоваться малым. Слабость – этой чертой пользуются те, кто сдирает с народа три шкуры, относится к людям хуже, чем к скоту.

 Мы не Европа. Там после такой поездки сразу бы побежали к адвокату составлять иск в суд. Мы же воспользуемся простым, проверенным временем способом. Погреться у печки, три рюмки водки, горячий борщ, горячий чай, потом поспать под двумя одеялами, вечером банька, и станешь здоровее, чем был. Европейцам, избалованным комфортом и потребительским раем, нас не понять.Мы легко можем ездить летом в духоте, осенью и зимой в холоде.

 

           Денис Данилевский       

Похожее