Власть «краснеет»?

20.07.2020

В 90-х годах многие сотрудники прокуратуры говорили в приватных беседах: «Я партбилет храню в сейфе», имея в виду билет члена Коммунистической партии Советского Союза. Говорили они это искренно, или это был приём, чтобы «влезть в доверие» - трудно сказать. Но я им не верил. Как можно, якобы сохранить верность коммунистическим идеалам, и, с другой стороны, стоять на охране законов уже буржуазного государства? Они же не «Штирлицы», не тайные коммунистические агенты, пробравшиеся в недра буржуазного государственного аппарата!

Сейчас тех, кто «партбилет в сейфе хранит», в прокуратуре уже, наверное, совсем мало. Самым молодым из прокурорского состава советского времени уже далеко за 50, возраст выхода на пенсию для прокуроров, силовиков, правоохранителей. Это для шахтёров и металлургов пенсионный возраст подняли до 63 лет, а свой репрессивный аппарат государство бережёт. И на пенсию они уходят в 50 лет, и размер денежного содержания на старость вполне позволяет не бедствовать.

Но в последнее время некоторые заявления прокуратуры, да и других государственных органов приводят просто в недоумение. Читаешь – и приходит мысль: «У нас власть «краснеет», что ли?». Имеется в виду, краснеет не от стыда, а «краснеет», делая заявления прямо – таки коммунистического содержания. Для тех, кто не знает – сторонники коммунистической идеологии неформально называются «красными», по цвету красного знамени, являющегося одним из главных символов коммунистического движения, наряду с пятиконечной звездой, а также серпом и молотом.

Возьмём недавнее обращение прокуратуры ВКО к жителям.

«Уважаемые жители Восточно-Казахстанской области!

В целях оперативного реагирования на каждый факт нарушения законности по распоряжению прокурора ВКО в городах и районах созданы мобильные группы по мониторингу фармацевтических организаций.

Основная задача мобильных групп - выявлять случаи необоснованного завышения цен на лекарственные средства, а также принимать меры по фактам спекуляции и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

О фактах реализации лекарственных препаратов по завышенным ценам можно сообщать в прокуратуру области по телефонам: 8 (7232) 24-84-74, 8 775-197-13-22.

Направить свои жалобы и обращения по поводу необоснованной продажи лекарств выше установленных предельных цен можно и через мобильное приложение «Dari.kz».

Надо добавить, что при покупке медикаментов в аптеках необходимо сохранить квитанции об оплате, которые в дальнейшем при обращении предоставить членам мобильных групп».

 

Спекуляции у нас уже давно нет, есть только бизнес

Обратите внимание на фразу – «принимать меры по фактам спекуляции». О спекуляции лекарствами говорят и акимы самых разных уровней. Но ведь спекуляция – это понятие социалистического строя, социалистического периода нашей истории!

Что такое спекуляция?

«Спекуляция (от позднелатинского speculatio – высматривание) – по советскому праву скупка или перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы». (Советский энциклопедический словарь, М. 1990 г.).

В Энциклопедическом словаре 1963 года издания дано более жёсткое определение - это «вид преступления, заключающийся в скупке и перепродаже товаров или иных предметов с целью наживы». В этом словаре дано ещё одно понятие: «биржевые спекуляции в буржуазных государствах – скупка, продажа и совершение различных махинаций с ценными бумагами (акции, облигации и др.) и с иностранной валютой». Почему в словаре 1963 года спекуляция названа преступлением, а в словаре 1990 года слова «преступление»

уже нет, понятно. В 1990 году уже полным ходом шла перестройка, и многие будущие капиталисты наживали свой первоначальный капитал именно через покупку и перепродажу по завышенной цене.

А теперь зададимся вопросом – является ли в наше время спекуляция, т.е. «скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы», преступлением? Теперь это самый распространённый вид предпринимательской деятельности! А само слово «спекуляция» давно стало архаизмом. И вот это слово власти вытаскивают из идеологического арсенала прошлого, говорят, на самом высшем уровне, о наказании спекулянтов!

Интересно, как менялся подход к спекуляции, как к преступлению. В советское время за спекуляцию можно было получить от 2 до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества! Бывали случаи, когда за спекуляцию в особо крупном размере, совершенной организованной преступной группой, приговаривали и к высшей мере наказания – расстрелу!

До 1 января 1998 года в Республике Казахстан действовал Уголовный кодекс Казахской ССР от 22 июля 1959 года. После обретения независимости 16 декабря 1991 года в него, конечно, вносились изменения, соответствующие новым политическим, социальным и экономическим реалиям, но в целом кодекс продолжал действовать до принятия нового УК.

Так вот, одним из первых изменений стало исключение из УК Казахской ССР статьи, предусматривающей наказание за спекуляцию! Это понятие вообще убрали. Вместо спекуляции появилась статья 167-1.

«Искусственное поднятие и поддержание высоких цен. Искусственное поднятие и поддержание высоких цен на товары народного потребления перекупщиками или иными лицами путем сговора, насилия или угрозы его применения, - наказываются лишением свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества или без таковой или штрафом до пяти тысяч рублей. Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или штрафом до десяти тысяч рублей». Статья 167-1 введена Законом от 16 января 1992 года. Итак, уже через месяц после обретения независимости и перехода к капитализму понятие «спекуляция» в Казахстане исчезает! Точно также спекуляцию выводят из уголовных кодексов всех бывших союзных республик. C 1992 года скупка и перепродажа - это вид бизнеса.

Уголовный кодекс Казахской ССР с изменениями и дополнениями, действовавший до 1998 года, это был закон переходного периода. Поэтому в него был введен ещё ряд статей. Например, статья 168 «Продажа товаров и оказание услуг по ценам и тарифам, превышающим предельный уровень», статья 166-2 «Нарушение правил торговли», предусматривавшая наказание за продажу со складов товаров по завышенным ценам, или сокрытие наличия товаров. В УК 1998 года уже нет не только спекуляции, но и даже этих статей. Никакого упоминания о спекуляции, естественно, нет и в действующем УК, принятом в 2014 году. Нет такого вида правонарушения и в Кодексе об административных правонарушениях.

Зачем власть вспоминает о «спекулянтах»?

Тем не менее, слово «спекуляция» частенько вспоминают акимы и чиновники рангом повыше. Например, раз сто, если не больше, на совещаниях в областном и городском акиматах довелось слышать разговоры, что, пора бы покончить с перекупщиками сельхозпродукции, чтобы крестьяне могли напрямую продавать мясо, овощи, фрукты,

молоко, тогда, дескать, и продукты подешевеют, не будет накруток перекупщиков. Говорили об этом и на правительственном уровне. А кто такой перекупщик? По сути, тот же самый спекулянт. Разговоров много, а перекупщики как были, так и есть.

Регулярно возникает разговор и о перекупщиках угля. Обычно такие разговоры начинаются осенью, перед холодами. Помнится, в бытность акима ВКО Бердыбека Сапарбаева, он даже ставил задачу покончить с перекупщиками угля, возмущался, что пока уголь дойдет от разреза до потребителя, цена возрастает в три раза. Покричали, и на этом всё закончилось. А разве могло быть иначе? Покупка и перепродажа – это ведь прекрасный бизнес. На одного шахтёра или горняка – десятки перекупщиков. Один добывает, а десять перепродают друг другу! Вполне возможно, что потайные владельцы фирм-перекупщиков сидели в зале заседаний, когда Сапарбаев отпускал в их адрес грозные тирады, а само заседание было лишь спектаклем для общественного мнения.

Покупают и перепродают всё. Даже электроэнергию! Хотя электричество в чемодан не положишь, и на рынок не вынесешь. Тем не менее, есть фирмы, у которых нет ни линий электропередач, ни электромонтёров, а есть только офис, стол, пара стульев, компьютер и принтер. Последняя вещь самая важная, поскольку перепродажа электроэнергии идёт лишь на бумаге. Всё это есть, и существенно влияет на стоимость электричества. Но почему то «спекулянты» электроэнергией сидят тихо, и их никто не трогает.

Да и с лекарствами наверняка не было бы никакого шума, если бы не вирус. И даже не вирус, а паника с жаропонижающими. А возникла она, когда минздрав опубликовал свои новые рекомендации. Высшее медицинское ведомство резко поменяло свою позицию, и стало убеждать людей, что при симптомах КВИ не нужно вызывать скорую и бежать в больницу. Необходимо 3-5 дней пить жаропонижающие, и даже конкретно указано какие – парацетамол и ибупрофен. Народ, поняв, что теперь нужно надеяться только на себя, побежал скупать эти лекарства, а попутно и другие. Ажиотаж вызвал повышение цен со всеми вытекающими последствиями. Логическая цепочка событий, состоящая из новых рекомендаций минздрава, создания паники, ажиотажа в аптеках, повышения цен, дефицита лекарств, как-то очень хорошо выстроилась за пару дней. Под закупку лекарств сразу же были выделены огромные деньги. Но дефицит всё равно пока не ликвидирован. В соцсетях пишут, что в Атырауской области не найти нужных лекарств, и даже в столице народ вынужден просить родственников в России прислать посылку с медикаментами.

Уляжется шумиха, и всё пойдёт по-прежнему

Бизнес! В условиях капитализма буквально всё становится бизнесом. И медицина – это бизнес, и лекарства – это бизнес. А у бизнеса цель одна – получение прибыли. Да, есть лекарства, на которые государство установило предельные цены. На этот счёт имеется приказ министра здравоохранения от 15 июля 2019 г. «Об утверждении предельных цен на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации». К этому приказу имеется приложение – список из 6 191 лекарства, на которые установлены предельные оптовые и розничные цены. На днях в этот приказ внесли изменения, утвердили новые предельные цены, только не сообщается – в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Есть и ещё один приказ минздрава от 19 апреля прошлого года «Об утверждении Правил регулирования цен на лекарственные средства».

А их продают по ценам гораздо выше, причём, продают в аптеках, где, вроде бы должны неукоснительно исполнять этот приказ. Да, есть факты, когда через интернет или на рынках медикаменты реализуют в несколько раз дороже люди, не имеющие лицензии на

фармацевтическую деятельность. Об этом, кстати, тоже сообщает ВК прокуратура. Цитируем.

«В ВКО спекулянтов лекарствами привлекают к ответственности.

 

Вопреки предупреждениям об ответственности и существенные штрафные санкции, факты спекуляции цен на медикаменты не прекращаются. Для их пресечения по поручению прокуратуры области во всех городах и районах созданы мобильные группы из числа сотрудников заинтересованных государственных органов.

На сегодня выявлено 18 фактов продажи лекарств по завышенным ценам, из них только сегодня - 5 случаев. Это показывает на игнорирование аптеками действующих ограничений по ценам. К примеру, в одной из аптек г. Усть-Каменогорск препарат «Кардиомагнил» отпускался по цене 2340 тенге, тогда как предельная цена составляет 1797 тенге. Уже 7 аптек привлечены к административной ответственности в виде соответствующих штрафов. Остальные материалы на рассмотрении.

Кроме завышения цен зафиксировано 8 фактов реализации лекарств лицами, не имеющими разрешение на фармацевтическую деятельность. Так, в одном из торговых домов областного центра пресечена продажа 293 упаковок лекарств. Дело направлено в суд для наложения штрафа с конфискацией лекарств.

Работа мобильных групп прокуратурой области координируется напрямую. Даны конкретные поручения и рекомендации, организован мониторинг цен на востребованные лекарства, продолжаются рейды.

Еще раз разъясняем, что завышение цен на лекарства влечет административную ответственность в виде штрафа от 70 до 1000 месячных расчетных показателей».

И опять говорят о спекулянтах! Нет у нас спекулянтов! С 16 января 1992 года нет, к сведению прокуроров. Заголовок, чтобы полностью соответствовал действующему законодательству, должен выглядеть примерно так: «В ВКО привлекают к ответственности за продажу лекарств по ценам, выше предельно установленных, и за продажу лекарств лицами, не имеющими разрешение на фармацевтическую деятельность». Вот это будет соответствовать действительности.

А если уж вы заговорили о спекуляции, тогда давайте доставать из сейфов партбилеты КПСС, у кого они есть, а генеральному прокурору и остальным представителям власти требовать от президента немедленных мер по переходу к социализму. Требовать установления государственной монополии на производство, закупку и продажу лекарств, установления государственных дотаций на медикаменты, низких цен на лекарства, чтобы пилюли и инъекции были доступны каждому. А заодно и национализации всех нефтедобывающих, газовых, горно-металлургических, энергетических предприятий и направление их прибыли для нужд всего общества, а не олигархов. Ну, и, конечно, введения строжайшей уголовной ответственности за спекуляцию. Правда, тогда придётся или пересажать, как минимум, половину населения, или дать людям другую работу вместо «купи-продай». Да, и ещё, кроме права на труд, установить также и обязанность трудиться!

Так это же полная смена экономической, политической и социальной системы! – воскликнет думающий читатель. И будет прав. А зачем тогда говорить о спекулянтах и спекуляции?! Тут нужно или реально «краснеть» и «леветь» одновременно, или не употреблять понятия времён социализма. Иначе, всё это игра на публику. Какая –нибудь

бабушка может даже всплакнуть от умиления: слава Богу, опять начали спекулянтов ловить, значит, порядок наведут! Не наведут, бабушка. Потому что получать сверхдоходы от продажи лекарств – это и есть нынешний порядок, он уже давно наведён.

И в республиканской прессе слово «спекулянт» на первых полосах газет и в самом верхнем ряду интернет-сайтов. Вот говорят, что 200 фактов спекуляции лекарствами выявили по стране. «К примеру, в Нур-Султане препараты "Амлодимед" и "Цеф-3" реализовывали по цене, завышенной на треть. В Актюбинской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областях востребованные препараты продавали более чем в два раза дороже их предельной стоимости. В Жамбылской области парацетамол и антибиотики продавали на продовольственных рынках без соответствующего разрешения. Житель Тараза торговал препаратом "Цеф-3" прямо на улице. В ВКО лекарственные средства и медицинские изделия продавали через интернет. Нарушителей оштрафовали», - сообщает сайт informburo.

Вот ещё интересные факты. «В Кызылординской области начали досудебное расследование в отношении двух заместителей руководителя управления здравоохранения по факту закупки 10 аппаратов ИВЛ по завышенной в три раза цене. В Костанайской области должностных лиц областной больницы подозревают в хищении 181 млн. тенге также через покупку медоборудования по завышенной стоимости. В Шымкенте и Карагандинской области установлены факты задержки крупных партий востребованных лекарств на складах частных поставщиков» (источник - сайт informburo).

Прокуратура и прочие проверяющие надеются на требовательность и принципиальность граждан. Итак, чтобы поймать за руку аптекаря, продающего лекарства по завышенной цене, нужно потребовать от него список лекарств, на которые установлены предельные цены. Вообще, такой список должен висеть в каждой аптеке. Но сложно представить простыню с шестью тысячами наименований лекарств. Это нужно полчаса стоять, надеть очки, и выискивать среди мелкого шрифта нужное лекарство. Или перед походом в аптеку посмотреть этот список в интернете, если необходимые медикаменты там есть, выписать их цену, и сравнить с ценой продажи, взять чек, а потом уже звонить на «горячую линию», или вызывать полицию прямо в аптеку. Вот какой сложный процесс. А поскольку большинство покупателей лекарств – это люди пожилого возраста, всю эту процедуру им проделать сложно. Да и привыкли они доверять.

А что касается закупки медицинского оборудования по завышенным ценам, то, видимо, в конкурсе на государственные закупки были по формальным основаниям отклонены те поставщики, которые предлагали меньшую стоимость. У нас хорошо научились отклонять неугодных, уже целая наука сложилась. И обычно проверяющие органы или суд признают все действия конкурсной комиссии законными.

Уляжется вся эта шумиха, и всё пойдёт по-прежнему. Затихнут и разговоры о «спекулянтах», и само слово это позабудется до очередной какой-нибудь встряски. Не дай Бог, конечно, но если вдруг произойдёт, к примеру, землетрясение, то будут грозить кулаком «спекулянтам стройматериалами». Но только грозить. А пока, потирая руки, свои доходы, свою прибыль подсчитывают менеджеры медицины, фармацевтические олигархи, поставщики медицинского оборудования. О таком вливании средств они, наверное, даже и мечтать не могли. Уход вируса, когда он всё-таки, состоится, они, видимо, будут сопровождать тоской, и станут вспоминать это время как «золотой век».

Денис Данилевский

Похожее