«ANTIKOR.LIVE»: профилактика незаконных сборов денег в учреждениях образования

12.05.2020

В рамках проекта «ANTIKOR.LIVE» на базе сервисного центра «Антикор орталығы» первый заместитель руководителя Антикоррупционной службы ВКО Жигер Байдилдин провел прямой эфир по вопросу незаконных сборов денег в учреждениях образования.

В последнее время родители школьников часто обращаются к нам через социальные сети с жалобами на незаконные сборы денег в учреждениях образования со стороны директоров школ, преподавателей.

«Например, недавно к нам обратился родитель ученика одной из школ с тем, что классный руководитель требует с выпускников подарок школе, а также собрать деньги на ремонт и на цветы, - рассказал в ходе прямого эфира Жигер Байдилдин. - После получения таких сведений наши сотрудники незамедлительно выезжают в школы, принимаются соответствующие меры дисциплинарного характера в отношении директора или преподавателя».

Также, Жигер Байдилдин ответил на вопросы, которые часто задают родители учеников. Например:

1. Какие нормы законов Казахстана регламентируют вопросы сборов средств в учреждениях образования?

 Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 63 Закона Республики Казахстан «Об образовании» запрещается взимать с учащихся и педагогических работников деньги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 63 настоящего Закона.

2. Сколько бюджетных средств выделено на ремонт школ в Казахстане в разрезе по областям? Существует ли в открытом доступе единый реестр бюджетов школ Казахстана?

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» во всех учреждениях образования созданы сайты, где размещена полная информация о деятельности учебного заведения.

Кроме того, в статье 43 Закона установлена компетенция организаций образования, согласно которой организации образования, свою деятельность осуществляют гласно, информируют общественность об учебной, научно-исследовательской и финансовой деятельности (пункт 2).

Организации образования ежегодно, по итогам финансового года, информирует общественность о результатах деятельности по использованию и движении средств благотворительной помощи, путем размещения соответствующего отчета на интернет-ресурсе данной организации образования, уполномоченного органа соответствующей отрасли, местного исполнительного органа в области образования.

3. Каким образом родители могут принимать финансовое участие по статьям расходов школы? А также, какие статьи расходов школ покрываются бюджетными средствами и насколько правомерен сбор дополнительных денег с родителей и педагогов?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 61 Закона родители могут перечислять добровольные спонсорские взносы на специально открытые счета в школах. Перечисление средств на нужды школы является добровольным для каждого родителя.

Для этих целей сегодня созданы попечительские советы при каждой школе. В целях исключения коррупционных рисков в системе среднего образования необходимо пересмотреть работу попечительских советов.  Одна из основных задач попечителей — привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей.

Более того, председатели попечительского совета должны тесно сотрудничать со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам.

Родители должны составлять основу попечительских советов и принимать самое активное участие в жизни школы. Если вся деятельность педагогического коллектива по обучению и воспитанию детей будет открыто представлена для попечительских советов и широкой общественности, то это значительно укрепит руководство и управление в организации образования. Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой.

4. Какая ответственность предусмотрена за незаконные поборы в школах?

В соответствии со статьей 676 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за предоставление физическим лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг.

В случае совершения данного правонарушения вышеуказанные лица могут быть привлечены к штрафу в размере 200 МРП (555 600 тенге).

В соответствии со статьей 247 Уголовного кодекса Республики Казахстан предусмотрена ответственность за незаконное получение работником государственного органа либо государственной организации, не являющимся лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, или приравненным к нему лицом, а равно работником негосударственной организации, не выполняющим управленческие функции, материального вознаграждения, льгот или услуг имущественного характера за выполнение работы или оказание услуги, входящих в круг его обязанностей.

В случае совершения данного правонарушения вышеуказанные лица могут быть привлечены к штрафу в размере до 80 МРП (222 240 тенге) либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов, либо арестом на срок до двадцати суток.

В завершений прямого эфира, в случае принудительного сбора либо давления со стороны администрации школ, Жигер Байдилдин призвал родителей обращаться в call-центр Агентства РК по противодействию коррупции.

Похожее