Акимат Восточно-Казахстанской области в «середняках»

14.12.2021

В Усть-Каменогорске состоялось  открытие Монумента Независимости, прошло торжественное собрание, посвящённое 30 –летию провозглашения независимого Казахстана. На мероприятиях присутствовал глава правительства Аскар Мамин. В своих выступлениях он дал высокую оценку развитию и достижениям Восточно-Казахстанской области.

  25 ноября аким ВКО Даниал Ахметов отчитался перед президентом Касым-Жомартом Токаевым о социально-экономическом положении в области. Поскольку особых критических замечаний глава государства не сделал, об этом не говорится в официальном сообщении пресс-службы президента, а лишь дал несколько конкретных поручений, то можно сделать вывод, что и руководитель государства также в целом положительно оценивает и работу акима области, и  областного акимата.

 Есть ли какие-то критерии оценки работы областного акимата и акима области? Тему оценки деятельности власти мы поднимаем не впервые. 24 августа на нашем сайте и в соцсетях была опубликована статья «Может ли народ оценить работу власти?». Напомним, что с 2010 года в РК действует система оценки эффективности деятельности госорганов. К сожалению, народ Казахстана никак не причастен к оценке работы государственных органов. Такую оценку дают вышестоящие органы нижестоящим. В основном работа оценивается по статистическим показателям,  и только для республиканских ведомств и областных акиматов.  А вот оценка работы городских и районных акиматов не входит даже в эту систему.

Недавно был опубликован официальный документ под названием «Заключение о результатах операционной оценки по блоку «Достижение целей» акимата Восточно-Казахстанской области  за 2020 год. Заключение подготовлено Счётным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета РК. Именно на это ведомство и возложена функция координации работы по оценке эффективности госорганов.

Цитируем самый основной вывод: «По результатам оценки достижения целей за 2020 год деятельность Акимата оценена на 88,30 балла, что свидетельствует о средней степени эффективности госоргана».

Самый главный показатель  – «Достижение целей программы развития территории» - выполнен лишь на 62,5% (достигнуты 10 целей из 16 взятых в расчёт). «При этом доля целевых индикаторов, исполненных в полном объеме, составила 77,3% (или 34 из 44, взятых в расчет)». Итак, в прошлом году не достигнуты 6 целей из 16 и 10 целевых индикаторов из 44. Не выполнены, например, такие показатели: индекс физического объёма валовой продукции в сельском хозяйстве, доля среднего предпринимательства в экономике, выше плана уровень безработицы. В области много бедных людей. Доходы этой группы населения  ниже планируемых. Так, по плану доля доходов наименее обеспеченных 40% населения должна была составлять 20,13% от общих доходов, а по итогам года этот показатель – 19,87%.

 Тревожное положение с рядом показателей в здравоохранении и качестве жизни. Так, продолжительность жизни в ВКО в конце 2020 года составляла 70,85 лет, а ожидаемая продолжительность – 72,2 года. И ковид не является причиной невыполнения прогнозного показателя, ведь смертность от коронавируса незначительная как от числа заболевших, так и в общем объёме ушедших в мир иной.

 Просто вопиющие показатели по материнской  смертности:  плановый показатель 17,5 случаев на 100 000 родившихся живыми, реально – 45 случаев. Превышение в 2,5 раза! При этом в 2019 году этот показатель составлял 23,4 случая, за год рост почти в 2 раза. Высока и младенческая смертность. По плану 7,1 случаев на 1000 родившихся живыми, реально – 7,4. Вообще план по смертности – это какой-то жуткий показатель. В советских планах такого не было.

 Не выполняется и такой показатель, как «обеспеченность жильём на одного проживающего», план – 21,3 кв. м. на человека, факт – 20,9 кв. м. Жаль, что в целевых индикаторах нет показателя «качество нового жилья». Если бы был, интересно, сколько баллов получит акимат области за новые дома с трещинами, с проваливающимися крышами, с отлетающей облицовкой, с затопленными подвалами?

 Немало в ВКО нарушений бюджетного законодательства. Так, контрольные органы провели аудит исполнения бюджетного, финансового и прочего законодательства по бюджетным программам развития местных исполнительных органов в объёме чуть более 49 млрд. тенге. Нарушения выявлены на 6 млрд. тенге (12% от проверенного объёма). Из них финансовые нарушения на 1,489 млрд. тенге, нарушения законодательства о госзакупках – на 2,528 млрд. тенге.

 Из 87 бюджетных программ полностью достигнуты прямые результаты по 45 программам, частично – по 19, на низком уровне – по 17, вообще не достигнуты прямые результаты по 6 программам.

 Среди рекомендаций, данных Счётным комитетом, особенно много по соблюдению законодательства о  государственных закупках. Жаль, что в документе нет информации о том, что сделано по выявленным нарушениям, переданы ли факты в правоохранительные органы, какое наказание последовало для лиц, признанных виновными в этих нарушениях?

 Картина, выявленная счётным комитетом,  совсем не такая красивая и радужная, как её представил аким области на своей пресс-конференции 12 ноября в столице. Отличается она и от положения дел, представленного в отчёте главы региона перед президентом 25 ноября. Но, тем не менее, президент принял этот отчёт, и предоставил возможность продолжить работу руководителю региона с довольно средними показателями в следующем году.

 Вообще у руководителей ВКО есть существенное преимущество перед акимами ряда других областей. Поскольку Восточный Казахстан -  регион крупной промышленности, в особенности, цветной металлургии, акимы в свои отчёты включают производственные показатели.  Были запущены в эксплуатацию новые мощности  Актогайского горно-обогатительного комбината – аким рапортует об этом, хотя инвестиции частные, в том числе и кредит Банка развития Казахстана, и инициатива реконструкции и расширения комбината – частная. Открыли завод по производству тепловыделяющих сборок для атомных станций (завод «Ульба – ТВС» на территории УМЗ) – тоже красивый рапорт, хотя финансирование этого проекта  в равных долях произвели «Казтомпром» и китайская компания.

 Гиганты индустрии также позволяют решать многие социальные вопросы. Кроме солидных перечислений в бюджет, предприятия напрямую финансируют различные  социальные проекты, приобретают  материальную  базу для больниц, учебных заведений, спортивных сооружений, а также перечисляют в рамках социальной ответственности бизнеса средства в областной благотворительный фонд «Парыз».  Так создаются хорошие показатели по социальным программам.

 Было бы хорошо включить в оценку деятельности акимов и акиматов население областей, городов, районов. Но пока об этом только разговоры. Ведь если запустить реальный и объективный, без всякого давления, механизм участия населения в оценке работы власти, то может так получиться, что народ даст неудовлетворительную оценку. И что тогда делать? Отправлять акима в отставку? Это уже будут элементы прямой демократии. Поэтому пока в качестве пилотного проекта в отдельных областях для оценки работы госорганов  начали проводить социологические опросы. Но разве покажут эти опросы реальное отношение населения к работе власти, ведь  опросы проводятся по госзаказу. Разве будут исполнители «валить» заказчика? Пока всё идёт по-прежнему, и даже официальные оценки деятельности акиматов никак не влияют на кадровые решения. Вот и получается, что  аким области, где степень эффективности работы госорганов официально признана средней, может находиться на своём посту рекордное количество лет,  почти равное двум президентским срокам главы европейского государства.

 

       Денис Данилевский   

Похожее