Автобусный ребус

20.08.2021

Такой ребус с автобусным пассажирским транспортом в Усть-Каменогорске задала городская власть во главе с акимом города Жаксылыком Омаром. Ребус пытаются уже несколько лет разгадать как руководители предприятий, осуществляющих перевозки, как водители, кондукторы, механики и другие работники общественного транспорта, так и пассажиры. И никто не знает, как это сделать. Похоже, и сами власти этого не знают.

 Редакция обратилась с рядом вопросов о ситуации с общественным транспортом к акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Как всегда, градоначальник посчитал ниже своего достоинства отвечать на вопросы, и ответы поступили за подписью заместителя руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог А. Маулетханова.

 - Когда, наконец, состоится конкурс на право обслуживания городских маршрутов?

   Напомним, что конкурс не проводится с февраля 2018 года. Конечно, в таких условиях невозможно нормально работать. Перевозчики не знают – будут ли они работать завтра, или на их место придёт кто-то другой. В такой ситуации не может быть и обновления транспорта. Кто станет вкладывать десятки миллионов, а то и сотни, не будучи уверенным в завтрашнем дне. Даже если бы перевозчики и захотели приобрести новые автобусы, они не смогут этого сделать. Ни один банк не даст кредит, пока нет договора, подтверждающего стабильную работу на несколько лет вперёд.

  Городские власти постоянно говорят, что конкурс проведут, как только начнёт действовать система электронного билетирования. Система была смонтирована и установлена в автобусах больше года назад, но так и не заработала в полном объёме.

 Вот что нам ответили в городском отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог: «На сегодняшний день в работе находится проект постановления о маршрутной сети города Усть-Каменогорска. При обновлении маршрутной сети города, ново-строящиеся районы, районы, ранее не обслуживаемые перевозчиками города (примыкали к городу, но относились к Глубоковскому, Уланскому районам), будут обслуживаться. После утверждения маршрутной сети города Усть-Каменогорска состоится конкурс на организацию регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах г. Усть-Каменогорска».

 Итак, теперь условие для проведения долгожданного конкурса, похоже, изменилось. Это уже не внедрение системы электронного билетирования, а утверждение новой маршрутной сети областного центра! Ребус ещё больше запутывается!

 Вот что думает по этому поводу председатель Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николай Масич.

- 31 мая была создана рабочая группа по изменению маршрутной сети города. Кстати, в её составе 6 чиновников, представитель дорожной полиции, есть председатель комиссии партийного контроля «Nur Otan», секретарь городского маслихата и три депутата, директор Центра управления пассажирскими перевозками, член общественного совета города, доцент ВКГТУ, но, нет ни одного представителя от перевозчиков. Есть руководитель трамвайного парка Михаил Чайка, но это, всё-таки, рельсовый транспорт, а речь идёт об автобусах. Маршрутную сеть изменяют без мнения перевозчиков! - возмущается Николай Владимирович.

- Напомню, что в 2018 году НИИ транспорта из Алматы уже занимался изучением оптимизации маршрутной сети Усть-Каменогорска. На эти цели из бюджета потратили 35 млн. тенге! За что заплатили такие деньги?

 Так вот, 9 июня состоялось первое заседание этой рабочей группы. Я там присутствовал. Руководитель ЦУПП предложил ликвидировать маршруты №26, 27, на Аблакетку оставить только «четвёрку», 25-й маршрут пустить от Пристани. 8-й маршрут «обрезать» до Защиты (сейчас он ходит на Опытное поле), ликвидировать маршруты микроавтобусов 255, 256, и убрать все «трёхсотые» автобусные маршруты, которые сейчас ездят в Самсоновку, Герасимовку и другие пригородные посёлки. Вот и все предложения по маршрутной сети! Что дальше решила эта группа – я не знаю. Меня не приглашали и не информировали. Были ли ещё заседания – также неизвестно, - говорит Николай Масич.

 - Они пишут, что автобусы будут ездить в посёлки, вошедшие в черту города, но ранее бывшие в районах. Если они хотят ликвидировать все уже существующие маршруты в близлежащие сёла, о чём может идти речь? Говорят о новостройках. Да ведь у нас даже в старых районах города нет нормальных конечных остановок! Где можно отдохнуть, сходить в туалет, помыть руки, покушать. А где они в новых районах? В 19-м микрорайоне уже целый город, сделайте нормальный конечный пункт, который отвечал бы современным требованиям. А то ведь даже кустиков нет, если водителя или кондуктора «приспичит»! – негодует руководитель ассоциации перевозчиков.

- К изменению маршрутной сети нужно подходить взвешенно, всесторонне, чтобы не ухудшить ситуацию и для горожан, и для перевозчиков. Нужно привлекать перевозчиков, просчитать доходность, исключить при этом наложение маршрутов. Если планируется вводить совершенно новые маршруты, то их нужно опробовать, «накатать», и лишь потом вносить в маршрутную сеть. Они говорят, что конкурс проведут после утверждения новой маршрутной сети. Вы видите, как проходит эта работа. С такими темпами конкурс опять затянется на годы!

 На вопрос о компенсации льгот за перевозку пассажиров, имеющих право на льготный проезд, ответ был такой:

«По вопросу компенсации предоставляемого льготного проезда отделом ЖКХ возмещаются перевозчикам города за каждого пассажира на ежемесячной основе».

- Да, возмещаются. Но не всё так красиво, как написали, - поясняет Николай Масич. За пассажиров в возрасте старше 70 лет стали компенсировать лишь с 1 марта, хотя должны были с 1 января. Два месяца перевозчики возили за свой счёт. Двухмесячную компенсацию акимат сэкономил. А вот что касается бесплатного проезда детей из многодетных и малообеспеченных семей, то ситуация ещё сложнее. На эти цели на 2021 год было выделено 110 млн. тенге, и первые выплаты перевозчикам были произведены только в конце апреля текущего года. Задолженность акимата уже составляет 5 млн. При этом Центр управления пассажирскими перевозками как-то умудрился забрать себе 10 млн., якобы как полагающиеся им проценты «вознаграждения».

 На летнее время эта льгота не действует. Скоро 1 сентября, льгота возобновляется, но деньги на компенсацию с сентября по декабрь не выделены. Что мешало выделить эти средства заблаговременно? Почему средства не поступили сразу на весь год? Почему не решили этот вопрос летом? Вот так у нас всё и делается! До сих пор мы не можем доказать, что и проезд детей от 7 до 15 лет также должен компенсироваться. Если государство ввело в законе эту льготу, то она должна государством и компенсироваться!

А что с выделением субсидий? Вот ответ на этот вопрос: «В целях улучшения качества городских пассажирских перевозок было принято решение об их субсидировании. Вопрос  субсидирования был положительно рассмотрен маслихатом города Усть-Каменогорска. Сумма субсидий на текущий год составляет 300 млн. тенге. Выделенные средства пойдут на обновление подвижного состава. В городе Усть-Каменогорске имеется утвержденный перечень 42 социально - значимых маршрутов, подлежащих субсидированию».

- Сессия областного маслихата в августе утвердила выделение 996 млн. тенге на субсидирование социально-значимых маршрутов в Усть-Каменогорске. Субсидии выделяются впервые в истории общественного транспорта в областном центре.  Вроде бы, должны к этой сумме добавить ещё и те самые 300 млн. на обновление транспорта. Но пока ни с одним перевозчиком не заключён договор о том, как будут выплачиваться субсидии, непонятно, как они будут распределяться между перевозчиками. Если было уже известно, что средства на субсидии  выделят, то эти вопросы нужно было отработать заранее, с приглашением перевозчиков. Но все сидели и ждали. А теперь будут решать, непонятно, когда будут решать, и пока не решат, реально никто субсидий не получит! Вот так у нас всё и делается! Вроде бы решили впервые положительно этот вопрос, но как всё будет происходить в реальности, никто не знает. Как так можно управлять? – устало говорит Николай Масич.

 - Почему-то забыли о микроавтобусах, или, «маршрутках». Ведь они тоже перевозят пассажиров. Но маршруты микроавтобусов не признаны социально-значимыми, для них субсидии не выделены. Завтра владельцы таких микроавтобусов поднимут этот вопрос. Его нужно решать, - поясняет Николай Владимирович.

- В ответе написали, что 300 млн. будет выделено на обновление подвижного состава. Сколько автобусов можно купить на эти деньги?

- 5,5 – смеётся руководитель ассоциации перевозчиков. – 53-55 млн. стоит автобус, собираемый в Семее. Также непонятно, как будут распределены эти средства перевозчикам.

- Если это субсидия, то, получается, что средства безвозвратные. Это не кредит, не лизинг. Допустим, что выделят пяти перевозчикам, чтобы каждый приобрёл по одному новому автобусу.

- Ничего неизвестно. Как всё это будет, мы даже не можем догадываться. Я уже говорил, что у нас в Усть-Каменогорске власть решает проблемы не заранее, а в ходе их поступления. Такой вот стиль управления.

Наконец, мы подошли к вопросу о сроках полного внедрения системы электронного билетирования. Вот ответ заместителя руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска: «Со всеми перевозчиками заключены договора на внедрение и сопровождение системы электронной оплаты за проезд. Система внедрена во всех трамвайных и микроавтобусных маршрутах. Частично на автобусных маршрутах. До 1 сентября текущего года планируется охватить все городские маршруты».

- Договоров со всеми приложениями к ним у перевозчиков до сих пор нет, - комментирует Николай Масич. – Расширенное совещание по всем вопросам внедрения электронного билетирования в Усть-Каменогорске планировалось провести на площадке Усть-Каменогорского маслихата 10 августа. Но его перенесли на октябрь.

Николай Владимирович, решены ли спорные вопросы между акиматом и перевозчиками по электронному билетированию? Напомню, что разногласия возникли о материальной ответственности перевозчиков за оборудование, установленное в автобусах. Ещё один важнейший вопрос – о механизме перечисления средств, поступивших с электронных карточек. Акимат предлагает, чтобы средства поступали в ЦУПП, а уже ЦУПП затем будет перечислять их перевозчикам. При такой схеме перевозчики даже не будут знать, сколько же они заработали за день, окажутся в полной зависимости от ЦУПП.

- Ни один вопрос не решён, - отвечает Николай Масич.

- Получается, что ситуация не сдвинулась с места по сравнению с январём?

- Именно так. Даже добавились новые нерешённые вопросы.

- Какие именно?

- Нам уже второй раз присылают для экспертного заключения проект постановления акимата города  о введении дифференцированного тарифа за проезд: 90 тенге – по карточке, 130 – за наличный расчёт. Проект есть, но механизма его реального действия опять нет. Они, наверное, как всегда, хотят ввести в действие, а потом по ходу решать все проблемы, гасить недовольство людей. И потом, дифференцированный тариф можно вводить только после полного запуска и отработки системы электронной оплаты за проезд на всей маршрутной сети города, и заключением договоров со всеми перевозчиками на субсидирование социально-значимых маршрутов. А пока до этого ещё далеко.
- Значит, с 1 сентября, как нам сообщили в официальном ответе, система электронной оплаты не начнёт действовать на всех маршрутах?

- Если совещание по её внедрению намечено на октябрь, как она начнёт действовать? – недоумевает Николай Масич. – Сама система даёт сбои. И нужно решить все спорные моменты, все недоразумения. Пока со стороны власти не видно стремления к такому обоюдному решению. На нас только давят, выкручивают руки, но это не метод.

- Николай Владимирович, спасибо за столь откровенные комментарии. Картинка, которую нарисовали в официальном ответе, и реальность очень различаются. Кого обманывают власти, и для чего?

- Мы сами заинтересованы в том, чтобы жители Усть-Каменогорска знали правду об истинном положении. А то ведь весь справедливый гнев они направляют против водителей и кондукторов, но они не виноваты в таком положении. Они сами заложники этой ситуации. Они сами хотят нормально, стабильно работать, получать достойную зарплату. Власти загнали перевозчиков, общественный транспорт в такое плачевное положение. Такого не было никогда, даже в тяжёлые 90-е годы.

 Итак, автобусный ребус в областном центре становится всё более запутанным. Но разгадывать его нужно. И срочно.

Похожее