Дайте битум!

20.08.2022

На дорогах областного и районного значения на сегодняшний день битума ноль. Как всегда летом на ремонте нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы. Мало того, что битум страшно взлетел в цене, в июле был 220 тысяч, а в августе уже 240 тысяч за тонну, так даже по этой стоимости его не найти! В таких обстоятельствах правительство ничего не делает. Такое впечатление, что у нас вообще нет правительства!

Работать просто невозможно! Мы как должны ремонтировать дороги, если нет битума?! Вообще нет! – возмущается директор ТОО «ДСУ №14» Александр Федосов.

 - «Казавтожолу» вроде бы выделяли лимит на битум по цене в 110 000 за тонну для ремонта на республиканских дорогах. Они обеспечивали своих подрядчиков. Но сейчас и этого нет! Разгар дорожного  ремонта, а материала нет. На дорогах областного и районного значения на сегодняшний день битума ноль. Как всегда летом на ремонте нефтеперерабатывающие и нефтехимические  заводы. Мало того, что битум страшно взлетел в цене, в июле был 220 тысяч, а в августе уже 240 тысяч за тонну, так даже по этой стоимости  его не найти! В таких обстоятельствах правительство ничего не делает. Такое впечатление, что у нас вообще нет правительства! – в сердцах говорит Александр Иванович.

 Проблема отсутствия битума в разгар дорожно-ремонтных работ возникает практически каждый год. В газете «Flash!» были опубликованы два обращения дорожников к премьер-министру. Одно в сентябре 2017 года, следующее в сентябре 2020 года. Прошло пять лет, в правительстве уже третий по счёту за это время премьер-министр, но ничего не изменилось!

 Стабильно меняется только цена на битум. Естественно, в сторону увеличения. Вот фрагмент статьи 2020 года: «Если в 2017 году в проектно-сметную документацию по строительству, капитальному и текущему ремонту дорог была заложена стоимость тонны битума в 90-95 тысяч тенге, а уже в июле, в разгар дорожных работ, она взлетела до 150 000 тенге за тонну, то теперь цена также растёт, как на дрожжах: в июне 105 000, в июле – 118 000, в сентябре – 165 000 тенге за тонну! Но даже и по такой цене битума нет!».

 Нынешняя цена – 220-240 тыс. тенге за тонну. Рост в два раза по отношению к 2020 году.

  И в 2017 году, и два года назад,  дорожники просили правительство снять запрет  на покупку российского битума, который и дешевле, и качественнее. Оказывается, с 2014 года запрещено ввозить в РК битум из России. В таком решении дорожники видят лоббирование интересов казахстанских нефтяных олигархов.

  На специализированных российских сайтах полно предложений по продаже битума, как непосредственно на заводах – производителях, так и через посредников. Цена на дорожный битум колеблется от 13 500 руб. за тонну до 26 000 рублей. По нынешнему курсу (7,94 тенге за рубль) получается от 107 тысяч тенге до 206 тыс. тенге за тонну. Конечно, более качественный битум и стоит дороже. Высокий курс рубля поднял и цену, но даже при таком курсе выгоднее закупать российский битум. Более 30 тыс. тенге экономии на одной тонне – это существенно, и доставка окупится. Кстати, даже Европейский союз не ввёл полный запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов, он касается только поставок по морю. От нефтепродуктов из России в Европе намерены отказаться лишь в следующем году.

   Почему казахстанский битум такой дорогой, ведь нефть своя? Логический ответ – из-за сверхприбыли. Ничего не изменилось в Новом Казахстане. 

 «Дорожники и в 2017 году, и сейчас, пишут главе правительства, что Павлодарский НХЗ умышленно «придерживает» битум, создаёт ажиотаж и завышает цены. Битум даже нельзя приобрести заранее, до начала ремонтных работ, «потому как битум на заводе есть, но цену, по которой его хотят продавать, никто не знает», - сообщают дорожники» - это также фрагмент статьи в газете «Flash!» двухлетней давности.  Эти слова явно не устарели, а стали только ещё более актуальными.

 

                 Денис Данилевский

Похожее