Дух от таких планов не захватывает

27.12.2021

Да, много чего важного и насущного можно было бы внести в план на следующий год. Но аким решил, что гораздо важнее то, что он озвучил. Его больше интересуют парки и аллеи. Наверное, в нём живёт несостоявшийся архитектор, или дизайнер, отсюда и такая тяга к проектам благоустройства. Ведь именно Жаксылык Омар лично определяет, какой объект соответствует архитектурному облику, а какой не соответствует.

Аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар поделился на своей странице в социальной сети Инстаграм планами на следующий год. С одной стороны это характеризует главу областного центра положительно – он открыто рассказывает о направлениях своей деятельности горожанам. Жители города уже знают, какие изменения произойдут в предстоящие 12 месяцев. Ещё один посыл этого сообщения – аким даёт понять, что в городе сохранится  стабильность власти. Если бы он чувствовал, что положение его неопределённое, вряд ли стал бы громогласно заявлять о каких-то планах.

 Но вот сама программа деятельности, честно говоря, мелковата. Это не уровень крупного промышленного города, центра огромной области. Напомним планы акима.

«Во втором полугодии планируется прибытие в город пяти новых трамваев. Это будет первый шаг в постепенном обновлении подвижного состава трамвайного парка. Трамваи будут частично низкопольными с учётом требований маломобильных граждан. Кроме этого в вагонах будет установлено оборудование климатического контроля, выполненное специально для нашего региона и подразумевающее усиленное отопление салона в зимний период.
  Будет отремонтирован парк Металлург. Планируется замена асфальта и брусчатки, установка новых скамеек, беседок и других малых архитектурных форм. С нашей стороны ремонт будет нацелен на формирование облика современной качественной зоны для прогулок и досуга.
 В микрорайоне Согра запланировано благоустройство сквера на улице Фасадной. Здесь будут обустроены новые дорожки, освещение, зоны отдыха, досуга и дополнительное озеленение.
 Также работы по благоустройству пройдут на «Аллее влюбленных» от моста через реку Иртыш до улицы Новаторов. Со времени открытия аллеи здесь проходили только локальные ремонты. В наступающем году работы будут выполнены по всей ее протяженности.
 Мы полностью отказываемся от финансирования информационного сопровождения деятельности акимата в социальных сетях. Данная статья расходов была исключена из бюджета Отдела внутренней политики и направлена в Отдел социальной защиты для дополнительного финансирования социальных проектов. В дальнейшем деятельность главы города и городской администрации будет освещаться на личном аккаунте акима и официальном аккаунте городского акимата.
Сейчас согласуется список для обустройства правосторонних съездов в целях оптимизации дорожного движения. Количество новых поворотов составит не менее 40».

 Из всех пяти пунктов внимания заслуживает  первый – о приобретении новых трамваев. Дело важное и необходимое, и закупать новые трамваи нужно было гораздо  раньше, сразу после возвращения трамвайного парка в государственную собственность. На приобретение трамваев в бюджете 2022 года выделено более 800 млн. тенге. Ещё 250 млн. – на ремонт путей. Трамвайное хозяйство города активно приводится в порядок, ремонтируются пути и контактные линии, переезды, проходит капитальный ремонт старых вагонов, появятся новые трамваи. Всё это хорошо. Но дело в том, что трамвайный парк, а точнее, ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска», включёно в программу приватизации. Продажа в частную собственность намечена на 2025 год. Выходит, что будущий владелец предприятия получит трамвайный парк и всю инфраструктуру трамвайного сообщения в хорошем состоянии, у него не возникнет необходимости вкладывать средства в крупные капитальные затраты, их уже сделает государство за счёт бюджета. Вряд ли сумма продажи вернёт все бюджетные вложения. Хорошая получается схема: продали в частную собственность, вернули в государственную, за счёт бюджета провели капитальный ремонт, приобретение подвижного состава, и снова продали в частную собственность!

 Остальные три пункта – это благоустройство. Причём, благоустройство не масштабное, а по мелочи. Упор сделан на зоны отдыха: ремонт парка, скверика, аллеи. Важное дело – правосторонние повороты, но и эти работы не из масштаба «великих строек».

 Непонятно, для чего аким с гордостью сообщил об отказе финансирования  публикаций в социальных сетях. Возникает вопрос – зачем вообще такая статья расходов была в городском бюджете? Как долго длилось это «информационное сопровождение»? Было бы неплохо доложить горожанам, сколько потрачено за эти годы на лояльность блогеров и владельцев пабликов, сколько средств планировалось на следующий год. И такой отказ – это только на следующий год, или на более длительный срок? Планируются ли другие варианты поддержки лояльности в соцсетях, например, из внебюджетных фондов?

 Итак, что мы видим? Можно сказать, что ничего. Ничего для решения важнейших, стратегических вопросов. Зоны отдыха – это хорошо. Но чтобы хорошо отдохнуть, нужно не менее хорошо поработать, и заработать. А то ведь не хватит денег даже на аттракционы и мороженое детишкам в парке. А вот о работе – ни слова. Конечно, сейчас государство не занимается строительством новых предприятий. Оно, по большей части, распродаёт старые, действующие предприятия. Но создавать условия, чтобы бизнес направил свою инициативу на реальное производство, государство, в том числе и местные органы, вроде бы должно. Но о какой организации  новых промышленных предприятий в Усть-Каменогорске можно говорить, если даже в стратегическом плане развития города до 2050 года уже записано, что к этому сроку, через 30 лет, всё останется по-прежнему. Цветная металлургия, энергетика, УМЗ – словом, все индустриальные гиганты, построенные ещё в советское время – вот основа экономики Усть-Каменогорска. Ничего нового нет. Единственный завод, построенный за последние 30 лет по частной инициативе – автосборочный «Азия Авто» - благополучно угробили при активнейшем участии государства. Все другие производственные проекты были реализованы в рамках уже действующих предприятий.

 В результате – население города растёт в основном за счёт переселенцев из сельской местности, а работать им негде. Они устраиваются на рынках, оптовках, живут частным извозом, каким-то заказами по ремонту и т.п.  Да и обитают бывшие сельчане преимущественно в дачных товариществах. Вокруг города уже давно целые подобные поселения, не имеющие официального статуса, где вообще никак не решаются простейшие бытовые вопросы. Такая ситуация имеет вполне реальную угрозу социальных конфликтов. Однако, городская власть делает вид, что проблемы нет, и занимается скверами и аллеями.

 Пять новых трамваев, конечно, улучшат работу электрического общественного транспорта. Но только в тех районах, где пролегает трамвайное сообщение. А вот с автобусными перевозками дело совсем плохо. И в планах акима на этот счёт ничего не обозначено. На левом берегу вырос новый район с десятками тысяч населения. Но новых маршрутов в этот район нет. Власть под руководством магистра экономических наук Жаксылыка Омара не находит иного решения, как продлять в этот район уже действующие маршруты. В итоге маршруты удлиняются на десяток остановок, автобусы идут заполненными под завязку, и в  час пик уехать в центральную часть города или в промзону невозможно. Приходится пользоваться такси.  Жители других районов, в частности, Аблакетки, просто криком кричат, требуют улучшить движение автобусов, создают инициативную группу, подают в суд, но ничего не меняется. И так уже годами! Где это направление работы акима и акимата? Где обещанные несколько лет назад  85 или 100 новых автобусов? Какая польза жителям таких районов от парков, скверов и аллей, если до них просто не доберешься. А если доберёшься, то нужно побыстрее уезжать домой, потому что после 20-00 в городе наступает неформальный  комендантский час – автобусы практически прекращают движение.

 Аллея влюблённых – это хорошо. Любовь – это вообще святое и возвышенное чувство. Только вот торопясь на свидание с любимой или любимым запросто можно поскользнуться и упасть. Потому что в «мегаполисе» (а именно так некоторые республиканские издания характеризуют нынешний Усть-Каменогорск, говоря, что город всё больше обретает черты мегаполиса) совсем не чистят и не подсыпают тротуары. Особенно скользко нынешней тоскливой зимой. Оттепель до 5 градусов тепла резко сменяется морозцем, и тротуар превращается в каток. Между тем, вместо реальной работы по очистке пешеходной части, власти лишь угрожают штрафами субъектам бизнеса. Вроде бы именно предприниматели и должны чистить и подсыпать. Видимо, магистр экономических наук так и видит картину, как продавцы, парикмахеры, нотариусы, повара и официанты утром дружно выходят с лопатами, ломиками, а также вёдрами песка и вместо своей работы приводят в порядок тротуары. А зачем тогда весь этот бизнес платит налоги, из которых, кстати, почти полмиллиарда тенге тратится на обеспечение деятельности акима города?! Не лучше ли несколько «приземлить» свои планы, в прямом смысле слова, и хотя бы  нормально содержать тротуары?!

 Последние события с залповым выбросом хлора на ТМК  21 декабря  показали, что в городе так и не создана система оперативного реагирования о техногенных ситуациях, представляющих опасность для населения и оповещения жителей. О создании такой системы говорят давно, уже десятилетия, но она так и не создана. Несколько часов в минувший вторник горожане были в полном информационном вакууме, только пересылая друг другу страшные  видео с громадными клубами розового дыма. Руководство ТМК так и не соизволило объяснить ситуацию, молчали в департаменте по ЧС, лишь сотрудники департамента экологии выехали на место, но и с их стороны первое официальное заявление было сделано только ближе к вечеру. Между тем, из-за информационной блокады в городе вполне могла начаться паника, перерастающая в массовое бегство из-за боязни попасть под воздействие хлора. Никто из городского руководства не выехал на место событий, не принял мер для предоставления информации от должностных лиц ТМК. Сам Жаксылык Омар в это время, судя по всему, играл за сборную области по хоккею на  республиканской спартакиаде в Алматы, о чём он сообщил на своей странице в Инстаграм. Понятно, что сборная области без такого высококлассного игрока, как Жаксылык Омар, кандидата в мастера спорта, никак не могла обойтись, и вряд ли заняла бы первое место. Поэтому отсутствие акима вполне оправданно. Но ни его заместители, ни секретарь городского маслихата Александр Светаш ничего не предприняли, чтобы внести ясность и успокоить земляков. Но, видимо, Жаксылыка Омара такие проблемы не беспокоят. Ведь в его планах нет пункта о создании такой системы оповещения. Пусть и дальше горожане в случае чрезвычайных ситуаций и техногенных аварий пользуются слухами.

 Да, много чего важного и насущного можно было бы внести в план на следующий год. Но аким решил, что гораздо важнее то, что он озвучил. Его больше интересуют парки и аллеи. Наверное, в нём живёт несостоявшийся архитектор, или дизайнер, отсюда и такая тяга к проектам благоустройства.  Ведь именно Жаксылык Омар лично определяет, какой объект соответствует архитектурному облику, а какой не соответствует. Вот решил он, что газетные киоски не соответствуют, и не продлил аренду земли в центральной части города. Теперь фирма по продаже газет и журналов «загибается».  Хоть бы сообщил в своих планах – кто следующий на «несоответствие».

 А может быть, из него получился бы великий хоккеист. Ведь уже в довольно  зрелом возрасте он стал гонять шайбу и достиг выдающихся успехов, вошёл в сборную области, стал чемпионом республиканской спартакиады! Начни с детства, и глядишь, играл бы в НХЛ.

Но он аким города, и хотелось бы, чтобы местная исполнительная власть под его руководством занималась  более значительными делами, чем скамейки и беседки в скверах. А пока планы акима совсем не вдохновляют, дух от таких планов не захватывает, и «будни великих строек» в них не чувствуются.

                                        Денис Данилевский 

Фото – страница городского акимата в Инстаграм    

Похожее