Электронное билетирование – вариант Омара

24.06.2021

Как и предполагалось, запуск электронного билетирования в Усть-Каменогорске, о котором власти заявили в …надцатый раз, завершился полным провалом. Уже и не вспомнить, сколько акимат областного центра торжественно заявлял, что с такого-то числа система будет запущена. Правда, в этом году такие обещания поутихли. С 6 февраля система начала работать в трамваях. После  этого – тишина. И вот очередное громкое заявление о запуске с 19 июня. В итоге в этот день в городе случился транспортный коллапс. Пользователи соцсетей делились своими впечатлениями о мучениях на остановках в ожидании автобусов. Кому-то удалось уехать в редких переполненных маршрутках, кто-то вызывал такси, кто-то пошёл пешком.

 А иначе и не могло быть. Накануне мы поговорили по телефону с председателем Ассоциации «Союз автоперевозчиков ВКО» Николаем Масичем. Николай Владимирович рассказал, что ни один проблемный вопрос, который поставили перевозчики перед акимом города по системе электронного билетирования ещё в прошлом и даже позапрошлом  году, так и не решён! Никакого желания даже обсуждать эти проблемы с перевозчиками, у городской власти нет.

 Напомним, что мы писали о проблемах с предстоящим внедрением электронного билетирования ещё в феврале. 9 февраля вышла статья «Грустный автобус».  Прочитать статью можно по ссылке https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=2722575981386420&id=100009021347142

 

Валидаторы начали устанавливать в автобусах 1 июля прошлого года. Но до сих пор они стоят, как музейный экспонат. В некоторых автобусах их даже заклеили скотчем с характерной надписью  - «Не работает».

  Коротко напомним основные позиции перевозчиков по электронному билетированию. Это компенсация за льготный проезд. Вопрос начал решаться лишь частично. Как сообщил Николай Масич, с марта из городского бюджета стали выделять компенсацию за проезд пенсионеров старше 70 лет. Кстати, недавно опубликован уже новый проект постановления акимата и решения городского маслихата, которым уточняется список льгот: оплата 55% от полной стоимости проезда гражданам старше 70 лет (при нынешнем тарифе в 90 тенге – льготный проезд в 50 тенге); бесплатный проезд обучающимся детям от 7 до 18 лет из семей, имеющих право на получение государственной адресной социальной помощи; бесплатный проезд обучающимся детям от 7 до 18 лет из многодетных семей. Убытки, связанные с перевозкой этих пассажиров, будут возмещены из бюджета. А как быть с льготным проездом для детей от 7 до 15 лет, предусмотренным законом о транспорте? Кто будет компенсировать эти убытки? Ведь стоимость детского билета – 45 тенге.

 Не решается главный вопрос о субсидиях. Постановлением областного маслихата ещё в январе 2021 года определены социально-значимые маршруты. В Усть-Каменогорске 42 маршрута. Но средства на субсидии не выделены. Николай Масич высказывает большие сомнения, что эти средства будут и в городском бюджете следующего года. Ведь уже приняты основные параметры трехлетнего бюджета на 2021 – 2023 годы, и там расходы на субсидии общественному транспорту не заложены. Вёрстка бюджета 2022 года идёт уже сейчас, расходы нужно предусматривать уже нынешним летом, осенью бюджет уже будет в окончательном виде. Аким города увязывает предоставление субсидий с введением электронного билетирования – дескать, субсидии станем выделять только тогда, когда будет полная финансовая прозрачность деятельности перевозчиков. Но и электронное билетирование не внедряется уже почти год с момента монтажа самой системы! Замкнутый круг!

 После запуска электронного билетирования перевозчики перейдут на общеустановленный налоговый режим, и будут платить НДС, а это 12%. Значит, из 90 тенге тарифа за проезд почти 11 тенге уйдёт на этот налог.

 Кроме этих проблем, есть ещё вопрос о полной материальной ответственности перевозчиков за сохранность и функционирование системы электронного билетирования. При этом само понятие «полной материальной ответственности и компенсации убытков» не поясняется.

  И, наконец, вопрос перечисления средств. Городские власти настаивают на том, чтобы поступившие через оплату картой средства поступали на счёт центра управления пассажирскими перевозками, а уже затем ЦУПП переводил их на счета предприятий – перевозчиков! Каким образом перевозчики будут знать, сколько же они заработали за день, неделю, месяц, и все ли средства перечислит им ЦУПП – непонятно. Появляется финансовый посредник, которому ещё нужно будет платить не только за его непосредственную работу по диспетчеризации движения, но и за посредничество в перечислении средств! При этом ЦУПП г. Усть-Каменогорска уже включён в программу приватизации до 2025 года! Кому захочется, чтобы его заработанными деньгами распоряжался какой-то посредник?!

 Николай Масич привёл такой простой пример. Оплату за пятницу, субботу и воскресенье при такой системе предприятия получат, в лучшем случае, в понедельник. В выходные и праздники бухгалтерия ЦУПП не работает. А на какие средства заправлять автобусы? Может так получиться, что автобусы не выйдут на линию из-за отсутствия денег на топливо.

 В довершение всех бед, в Усть-Каменогорске уже три года не проводится конкурс на обслуживание городских маршрутов. Все, кто занимается автобусными пассажирскими перевозками, находятся в полной неизвестности – что же будет дальше. В результате мы имеем то, что имеем – автобусов на линии катастрофически не хватает, автобусы безнадёжно стареют и ломаются, острейший кадровый дефицит водителей. В таких условиях нелепо выглядят угрозы городского акимата расторгнуть договор с ТОО «РОСТ», если не улучшится регулярность движения. А кто будет возить пассажиров вместо «РОСТ»? Иногородние компании? Вряд ли кто-то решится работать в Усть-Каменогорске при таком отношении власти к общественному транспорту.

 Поскольку все эти важнейшие вопросы так и не решены, было понятно, что ситуация дойдёт до точки кипения. Ведь электронное билетирование при таких кабальных условиях городские власти просто продавливают административным давлением. И 18 июня вечером, когда автобусы завершили график, транспортники вышли на акцию протеста. Подробности уже сообщались в социальных сетях и на интернет-сайтах. С транспортниками встретился аким города Жаксылык Омар, но ничего вразумительного он не сказал.

«Мы перечисляем средства компании, которая будет распределять доли между индивидуальными предпринимателями  по договорам. Я буду контролировать этот процесс», - сказал аким. Почему-то он не сказал, что эта «компания» называется ЦУПП. И почему какая-то «компания» должна «распределять доли» перевозчикам? Как Омар «будет контролировать этот процесс»? Сам решать, кому какую долю распределить? По субсидиям он сказал, что «должен государству предоставить доказательства», что положение у перевозчиков тяжёлое, и субсидии необходимы.

 Кстати, есть информация, что ЦУПП до сих пор не перечислил владельцам маршрутных такси средства, поступившие по электронной оплате за проезд. А ведь карточки в маршрутках стали принимать ещё в марте. 

 Такие ответы, видимо, не устроили перевозчиков, и в торжественный день введения электронного билетирования 19 июня в городе случился транспортный коллапс. На маршрутах резко сократилось количество автобусов.

 После встречи акима города с представителями крупных перевозчиков принято решение перенести полное введение электронного билетирования на конец июля. С 21 июня система будет работать в тестовом режиме лишь на четырёх маршрутах – 12, 24, 60, 67. Сохраняется оплата наличными за бумажные билеты по 90 тенге. Льготный проезд можно оплатить как специальной карточкой, так и наличными. Ещё вчера вечером в автобусе 46-го маршрута кондуктор поясняла, что льготный проезд можно оплатить только карточкой, у кого карточки нет – брали билет за 90 тенге. Такая же информация была и в расклеенных на окнах объявлениях. Народ был в полной растерянности и недоумении, а за весь путь от УК вокзала до детской облбольницы карточкой рассчитался лишь один пассажир.

 Итак, страсти пока поулеглись. Взята пауза ещё на полтора месяца. Но ведь проблемы остались. Будет ли их решать городская власть за это короткое время? Если под руководством Жаксылыка Омара они не решались годами, то очень большие сомнения, что их решат за несколько недель. Нужно хотя бы сесть за один стол с перевозчиками, и совместно начать поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Может быть, у акима города совсем другие цели? Зачем целенаправленно уничтожать автобусных перевозчиков? Чтобы завести в город «свою» фирму, купить ей за счёт бюджета новые автобусы? Никакого внятного объяснения ситуации с автобусными перевозками в Усть-Каменогорске от власти нет. А проект внедрения в областном центре электронного билетирования можно смело включать в книгу рекордов Гиннеса. Наверное, это самый долгоиграющий подобный проект в мире. Ведь впервые о нём заявили ещё в 2016 году! Хуже, чем при Омаре, общественный транспорт в Усть-Каменогорске не работал никогда! Даже в начале 90-х.

 Имеет ли право аким, своими управленческими действиями, или бездействием, ведущий к развалу важнейшей отрасли городской инфраструктуры, и дальше находится на посту градоначальника?

 

                                                               Денис Данилевский

Похожее