Как вводить карантин – определили. А вот кто будет компенсировать убытки – нет

22.09.2020

Почему-то вызвал возмущение перечень инфекционных заболеваний, при угрозе распространения или возникновения которых вводится карантин. На портале «Открытое правительство» был опубликован проект «Правил осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина». Документ важный и нужный. А к нему приложен перечень заболеваний. Так вот, в комментариях народ возмущается – почему в списке наряду с чумой, холерой, лихорадкой, коронавирусом, оказался и обычный грипп.

«Мы всегда жили, и будем жить с этими инфекциями, повышайте уровень квалификации врачей и здравоохранения в целом, чтобы не приходилось больницам просить помощи у простых людей и соседних стран. Нет ограничительным мероприятиям! Пропагандируйте ЗОЖ, а не закрывайте фитнес, спортивные секции для детей и взрослых, бассейны!» – написала в комментарии Екатерина Кийко.

Высказывались и такие мнения – список болезней специально расширяют, чтобы было больше поводов для введения карантина.

Но внимательное изучение предыдущих документов, регламентирующих введение ограничений и карантина, в частности, приказа министра национальной экономики от 25 февраля 2015 года, такую версию отметает. Грипп и раньше был в перечне инфекционных заболеваний, при распространении которых можно вводить карантин. 6 мая 2020 года в перечень добавили коронавирус.

 

Остаётся возможность для произвола чиновников

Если говорить о самих правилах, то документ вызвал некоторое разочарование. В целом правила повторяют статью 104 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», изменении и дополнения в который были приняты 7 июля этого года. Самый главный недостаток этих правил, на мой взгляд – они не приводят к какому-то единообразию в самом проведении карантинных мероприятий. У местных органов остаётся возможность для произвольного толкования понятия «карантин», для перегибов и административного произвола.

Например, в правилах дан перечень ограничительных мероприятий. Есть такое мероприятие – «ограничение передвижения в отдельных регионах (областях, городах республиканского значения и столице) транспортными средствами (воздушным, железнодорожным, автомобильным)». А что именно означает такое ограничение? Каждый главный санитарный врач региона или города волен самостоятельно определять - каким будет это ограничение? В Усть-Каменогорске, Семее и в целом по ВКО с ограничением движения транспорта был настоящий беспредел. Движение по чётным и нечётным дням, «красные» и «синие» пропуска, запрет на движение транспорта в выходные и праздничные дни, запрет на движение с 23-00 до 5 утра. А в июле – августе добавился и запрет на движение общественного транспорта в выходные, что вообще парализовало жизнь в городах. Этот запрет сняли только 5 сентября! При этом никаких научных обоснований о целесообразности и пользе такого запрета не было приведено ни до, ни после его введения. Запретить и всё! Сколько доказывали, просили, умоляли жители, чтобы им разрешили выезжать в выходные на личном транспорте на дачи. И ведь люди приводили абсолютно верные доводы: если нужно максимально изолировать народ друг от друга, так разрешите выезжать на дачи! С учётом того, что вокруг Усть-Каменогорска более 90 тысяч дачных участков, из города выедут десятки тысяч людей, а на дачах каждый будет находиться на своих шести сотках. Да и на воздухе полезно побыть для укрепления здоровья. Кое-как смогли выбить разрешение.

Кстати, среди ограничительных мер, указанных в проекте правил, нет ограничения движения пешеходов. А ведь у нас умудрились и пешее передвижение разрешить по чётным и нечётным дням! Какая опасность от одиноко идущего человека?! Хотя, в другом документе, о котором поговорим чуть позже, такое право у санитарного врача есть – регулировать и перемещение населения!

Есть в правилах и ещё одна ограничительная мера – «ограничение деятельности объектов предпринимательской и (или) иной деятельности». И здесь полный простор для чиновничьего произвола! Какие фирмы, какие предприятия, какие объекты торговли

могут работать, а деятельность каких должна быть приостановлена? Где чёткий и исчерпывающий перечень сфер деятельности, работа которых в период карантина не допускается?

Вспоминается ситуация начала апреля, когда на ступеньках городского акимата собрались десятки предпринимателей в надежде получить заветные красные пропуска. Вышел один из акиматовских деятелей и сказал: «Чего вы здесь собрались? Ваши фирмы не относятся к сфере жизнедеятельности! Сидите по домам и получайте 42 тысячи!». Его сразу же облепили десятки людей (социальная дистанция!), кто-то умолял: «Мне продукты надо развозить!», кто-то требовал, кто-то пытался надавить на жалость, дескать, детей нужно кормить, но чиновник скрылся в здании акимата. Даже выпуск нашей газеты был под вопросом. В акимате так и не могли определиться - разрешить работать газетным киоскам или запретить. И только массовый пеший марш бизнесменов в городской акимат перевернул ситуацию. До поздней ночи пропуска выдавали всем. Когда редакция уже приняла решение приостановить работу, поздно вечером позвонил руководитель сети киосков и сказал, что пропуска киоскёрам выдали. Так и вышел апрельский номер.

На фото  – очередь предпринимателей за пропусками в Усть-Каменогорске. 4 апреля 2020 г.

Почему всё отдано на усмотрение чиновникам? Ведь остановить работу – это жизненно важный вопрос. Это судьбы людей. Ни один чиновник не сможет объяснить, почему, к примеру, в период ЧП и всех апрельско-майских и июльско-августовских карантинов бесперебойно работала т.н. «оптовка» в Усть-Каменогорске на ул. Мызы, где собирались за покупками сотни и тысячи людей ежедневно, и были закрыты парикмахерские, где два кресла на расстоянии метра друг от друга. Трудно найти логическое объяснение тому, что уже с 1 мая возобновились авиарейсы, но ещё долго не работали промтоварные отделы в торговых центрах, кафе, столовые. Тут одно из двух – или нахождение 150 человек в тесном ограниченном пространстве самолёта на протяжении нескольких часов гораздо безопаснее, чем нахождение в течение 5 минут двух покупателей в торговом отделе, или влияние владельцев авиакомпаний на принятие решений гораздо весомее, чем мелких сошек, торгующих обувью или кормящих народ котлетами.

Вообще в период ЧП и карантина создавалось такое впечатление, что Казахстан – это не унитарное государство, а сборище удельных княжеств. Мы уже писали о ситуации, когда журналисты, направлявшиеся по служебной необходимости в посёлок Глубокое, выехали из города через блок-пост в районе аэропорта, но не смоги въехать на территорию Глубоковского района. Там полицейские их не пропустили, несмотря на «красный пропуск», служебные удостоверения и прочие документы.

5 июля был издан приказ министра здравоохранения «О некоторых вопросах организации и проведения санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий». В приложениях к этому приказу довольно подробно расписано, как должны проводиться ограничительные и карантинные мероприятия на самых разных объектах, на транспорте и т.д. Документ довольно запоздалый, но, как говорят – лучше поздно, чем никогда. Он был нужен ещё в марте, когда было понятно, что вирус придёт к нам, и ограничения придётся вводить. Ведь какой беспредел творился в первые дни и недели! Заваривали двери в подъездах, где были обнаружены носители вируса, люди сидели взаперти по две недели, при дезинфицирующей обработке заливали квартиры и подъезды хлоркой, портили мебель, не разрешали даже выходить за продуктами, выносить мусор, выгулять собаку… И молчали все правозащитники, уполномоченный по правам человека, депутаты и прочие «защитники народа». Молчали во всём мире, потому что практически везде происходил такой произвол.

А уже в июле медики резко поменяли свою позицию, и выяснилось, что при лёгком и среднем течении болезни можно лечиться не только на дому, но даже дистанционно, по телефону! Врачи уже настоятельно рекомендовали не вызывать скорую при первых симптомах, а подождать 3-5 дней, и только если температура выше 38,5 будет держаться,

тогда уже звонить врачу для дальнейшего решения. Вот так! Я знаю десятки людей, которые лечились таким образом, и вообще не обращались в больницу. А в это время пустыми простаивали стационары, потому что плановую медицинскую помощь отменили, и койки держали на всякий случай, вдруг будет много тяжелобольных. Между тем, в санитарных правилах от 5 июля на этот счёт сказано довольно чётко: прекращать оказание плановой медицинской помощи, если инфекционные больные заполнили инфекционные и провизорные стационары на 70%.

Да, правила систематизировали проведение ограничений, создали правовую базу, но не поставили заслон беспределу чиновников. Мы уже не раз рассказывали читателям о ситуации в центрах оказания специальных социальных услуг ВКО. В общей сложности сотрудники этих центров провели на работе, в стенах заведений почти полгода. В период ЧП и карантина с 16 марта по 2 июня, и затем с 3 июля по 17 сентября. Хотя в санитарных правилах, вступивших в силу с 6 июля, ничего не говорится о том, что в период карантина сотрудники социальных учреждений, домов-интернатов должны быть изолированы на рабочем месте. Более того, хотя официально карантин был снят по всей стране и в ВКО 17 августа, ещё месяц работники сидели на работе! Потому что руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев не отменил свой приказ о введении такого жёсткого карантина с 3 июля, он продолжал действовать до 17 сентября! Кстати, прокуратура в ответ на обращение руководителя профсоюза государственных, банковских служащих и общественного обслуживания ВКО Анжелы Горностаевой перенаправила письмо в акимат ВКО и государственную трудовую инспекцию, просто отделавшись от вопиющих фактов нарушения прав человека и чиновничьего произвола.

С учётом предстоящей второй волны коронавируса, которая должна прийти к нам, то ли в октябре, то ли в ноябре-декабре, сложно даже представить, до каких пределов может дойти упоение властью. Ведь главные санитарные врачи получили практически неограниченные полномочия. Вот перечень этих полномочий, определенный санитарными правилами от 5 июля 2020 года:

«1) регулирование авиасообщений между регионами, железнодорожных перевозок, других пассажирских перевозок, а также регулирование передвижения на личных автотранспортных средствах;

2) регулирование проведения зрелищных, спортивных мероприятий, выставок, форумов, конференций и иных мероприятий с массовым скоплением людей;

3) регулирование проведения религиозных, семейных, памятных мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок), в том числе на дому, за исключением мероприятий, в которых участвуют только совместно проживающие лица;

4) регулирование деятельности объектов;

5) регулирование перемещения населения;

6) регулирование деятельности государственных органов (организаций), национальных кампаний, иных физических и юридических лиц с установлением санитарно-эпидемиологических требований к их деятельности в период карантина;

7) регулирование проведения санитарной и дезинфекционной обработки общественных мест, промышленных территорий, аэропортов, дворовых детских площадок и других жилых объектов;

8) обеспечение контроля за соблюдением карантинных мер, санитарно-дезинфекционного режима на объектах, деятельность которых разрешена и принятия соответствующих административных мер в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях».

По сути, санитарные врачи становятся ещё одной ветвью власти. Может быть, с учётом таких неограниченных полномочий, нам нужно всенародно избирать главного санитарного врача РК, как Президента? Внести на этот счёт изменения в Конституцию? И эти полномочия не детализированы, т.е. остаётся возможность произвольного, субъективного толкования. Принимают ли решения санврачи самостоятельно, или этими решениями двигает воля региональных акимов – определённо сказать мы не можем. У нас в области почему-то обо всех ограничительных мерах сообщал аким ВКО, возглавляющий оперативный штаб. Именно межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и территориальным комиссиям по ЧС дано право оперативного управления, а возглавляют эти комиссии акимы.

Кстати, в числе ограничительных мер есть и обязательная вакцинация населения по 17 заболеваниям, список утвержден постановлением правительства от 30 декабря 2009 г. И такие меры, как разобщение людей, социальная дистанция, самоизоляция.

На какие средства должны жить люди?

По мерам ограничения власти продумали практически всё. Но совсем не продумали, и, видимо, не хотят думать над тем, как компенсировать убытки в связи с введением карантина и ограничений. Об этом нет ни слова ни в одном документе! А ведь многие объекты, многие сферы деятельности простаивают уже полгода! Полгода не работают кинотеатры, отменены междугородние и международные автобусные маршруты, международные авиарейсы. На грани уничтожения сфера общественного питания, гостиницы, туризм, услуги. А ведь и владельцы этого бизнеса, и работники не виноваты, что откуда-то взялся вирус. Как платить персоналу зарплату, как платить кредиты? Кроме пресловутых 42 500 тенге, которые выплатили не всем, и лишь за апрель-май, июль - половину августа, государство не сделало для компенсации ничего. Отсрочка налогов, платежей по кредитам, даже полная отмена взимания налогов на полгода по некоторым видам деятельности, льготные кредиты – эти меры поддержки есть. Но ведь они могут помочь только тем, кто «ещё шевелится», да и то не всем. И кредиты, и налоги, и аренду платить всё равно придётся. А тем, кто уже в предсмертных судорогах все эти отсрочки уже ничего не решают. Как быть им? Или пусть всё идёт по законам естественного отбора? Кто выживет, тот выживет, ну, а если не выжил, значит, так и должно быть. Как отвечал незабвенный бывший министр труда и социальной защиты Серик Абденов на вопрос женщин о том, как же им дожить до выхода на пенсию в 63 года при таком тяжелом труде – «Вы не ту профессию выбрали». Так и здесь: «Вы не тот бизнес выбрали».

Между тем, надвигается т.н. «вторая волна» коронавируса. В Европе уже вновь вводят строгие ограничения. В Израиле вообще не разрешают выходить из дома далее километра на ближайшие три недели. Скорее всего, когда закончится дачный сезон, народ соберёт урожай, засолит капусту, ограничения объявят и у нас. Как всё это произойдёт уже в

третий раз? По беспределу, или, всё-таки, по каким-то правовым нормам? И, самое главное – что делать тем, кто снова останется без работы и средств к существованию?

Кстати, судья из Пенсильвании осудил решение о закрытии предприятий в период пандемии, - сообщила Русская служба радиостанции «Голос Америки» 15 сентября.

«Если антиконституционность карантина также будет подтверждена Верховным судом, то любой локдаун на всей территории Америке станет незаконным.

Судья Уильям Стикман подверг резкой критике "произвольные" решения о признании предприятий "важными" или "неважными", заявив, что никаких объективных определений этому не давалось.

"Конституция устанавливает определенные границы, которые нельзя пересекать даже в чрезвычайных ситуациях", – написал судья». Обратите внимание, что американский судья посчитал незаконным произвольное разделение предприятий на «важные» и «неважные», чем особенно усердно занимались чиновники в Казахстане. В Великобритании, Германии, Франции проходят акции протеста против очередных карантинных мер и закрытия предприятий.

Всей правды о коронавирусе мы не узнаем долго, а может быть, и никогда. Ясно одно – неважно, появился вирус естественным или искусственным путём, правящие классы во всём мире воспользовались этим вирусом по полной программе. Никогда ещё в истории у власти не было таких рычагов влияния и полного подчинения народа. Даже в период мировой войны. И отпускать эти рычаги, даже если вирус станет таким же привычным, как грипп, во всём мире правящая верхушка явно не намерена. Похоже, лозунги демократии и прав человека переходят в разряд философских рассуждений, даже в таких цитаделях либерализма, как Европа и США.

Денис Данилевский

Похожее