Когда принимать чужую боль твоя профессия

05.03.2024

Работа в чрезвычайных ситуациях  одна из сложнейших профессий. Как помочь человеку, если у него случилась страшная трагедия? Как подобрать «ключи» в диалоге с пострадавшим, который выведет его из стрессового состояния, об этом мы узнали у психолога ДЧС ВКО Светланы Андрусенко.

 -Светлана, расскажите, как Вы выбрали такую непростую профессию, ведь принимать на себя чужую боль очень сложно?

- У меня всегда был интерес к обществу, судьбе человека. С детства любила наблюдать за людьми, изучать их поведение. Позже появилось желание помогать другим, но так как, на медицинский факультет поступить не получилось, выбрала  альтернативную  профессию - психолога.

-Как выявить, стоит ли обращаться за помощью к психологу человеку, который пережил чрезвычайную ситуацию или трагедию, если он молчит или  делает вид, что он в порядке?

-Нужно понаблюдать за человеком, быть внимательными по отношению к нему. В любом случае какие-то изменения в поведении будут. Это могут быть нарушения сна, какие-то жалобы на здоровье, частые смены  настроения, острое реагирование на какие-либо связанные с травматическим событием ситуации.

-Как вы работаете в зоне ЧС? Расскажите о каком-нибудь случае, где Вы участвовали?

- Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской: чем быстрее она оказана, тем больше шансов, что пострадавший сохранит психическое здоровье и вернётся к нормальной жизни. Больше всего мне запомнился самый первый выезд на службе. Осенью 2008 года, в городе Усть-Каменогорске  молодой человек хотел спрыгнуть с Иртышского моста. Когда я приехала, он стоял за парапетом и уже решался прыгнуть. Движение на мосту было перекрыто в обе стороны, собралось много зевак. В этой ситуации важно вовремя среагировать и  не только не допустить гибели человека, но и обеспечить безопасность окружающих.  Тогда мы слаженно отработали совместно  с  сотрудниками полиции.  И благодаря  профессионализму и правильно подобранному диалогу не допустили трагедии.

- Что под собой подразумевает работа психолога с  личным составом Вашей службы?

-Мы учим спасателей не только взаимодействовать с пострадавшими, но и регулировать собственное эмоциональное состояние. Проводим тренинги и инструктажи, каждый сотрудник должен быть максимально готов к любому повороту событий, тем более что он постоянно сталкивается с людским горем. Кроме того, психолог тестирует новых кандидатов на приём в службу и  действующих сотрудников, для определения их психологического состояния.

 Пресс-служба ДЧС ВКО

Похожее