Ожог горла

27.09.2022

И что делать? Ждать строительства газопровода из России? Ждать внедрения наилучших доступных технологий к 2035 году? Ждать углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году? Кстати, министр экологии, побывавший в Усть-Каменогорске в конце августа, дал горожанам именно такие советы.

 «Врачи наконец-то стали говорить больным правду. Однако, это происходит только в том случае, если не нужно выписывать больничный. В больничный лист по-прежнему официально заносят диагноз ОРВИ. А вот если без документов – то открыто говорят, что это не ОРВИ, а ожог горла. Правда, утешение в данном случае только моральное. Об этом и так все знали. На прошедшей неделе в городе, судя по телефонным звонкам в редакцию, снова был всплеск ожогов горла. Видимо, сказалась безветренная погода, создавшая пресловутые НМУ, объявлявшиеся чуть ли не каждый день. Да еще и деревья – живой щит от газа – совсем облетели. Угнетает и то, что ситуация в Усть-Каменогорске входит в какой-то заколдованный круг. Болеют тысячи людей, болеют периодически, несколько раз в год. И ожоги горла – это только видимая часть айсберга. Как экологическая ситуация сказывается на нашем общем здоровье – определенно сказать не может никто».

 Читатели могут подумать, что написаны эти слова сегодня. Однако, это выдержка из статьи «Ожог горла», опубликованной в газете «Flash!» 19 ноября 2010 года. Прошло 12 лет, и ничего не изменилось! Как обжигали горло  жители Усть-Каменогорска, так и обжигают.  Если судить по течению болезни, то стало ещё хуже. Собственные ощущения, наблюдение за близкими людьми, рассказы знакомых, комментарии в соцсетях, позволяют узнать, что одним горлом дело не обходится. Люди страдают  и от повышения температуры, тошноты, и даже диареи. Действительно ли все эти симптомы появляются от выбросов, или это обычное заболевание, совпадающее по времени с загазованностью в городе – ответ на этот вопрос пока никто не дал, и не собирается давать.

 Впрочем, изменения есть. Теперь департамент экологии ВКО добивается, чтобы диагноз «ожог горла» был официально включён в классификатор болезней. Это важная инициатива руководителя департамента экологии по ВКО Данияра Алиева. Не каждый чиновник способен проявить такую инициативу.  Письмо было направлено в управление здравоохранения ВКО. Если такой диагноз появится, то врачи смогут ставить его больным, и будет разработан протокол лечения. Этот важнейший вопрос поддерживает и общественность города и области. Вот какое сообщение пресс-службы Департамента экологии по ВКО получила редакция.

«20  сентября 2022 года на заседании Комитета по экологии Общественного совета Восточно-Казахстанской области обсуждались вопросы по диагностированию заболевания дыхательных путей, которое населением именуется «ожог горла».

  Напомним, что в марте 2022 года департамент экологии неоднократно инициировал перед управлением здравоохранения области подачу в министерство здравоохранения заявки  на разработку клинического протокола диагностики и лечения «химического отравления у взрослых и детей внешними факторами загрязненного воздуха» с мотивированным обоснованием.

   К сожалению, управление здравоохранения до настоящего времени не рассмотрело данную инициативу, в том числе не проведен сбор подтверждающих материалов от подведомственных медицинских учреждений и, соответственно, заявка на проведение научных исследований для составления клинического протокола не подана в министерство здравоохранения.

  На совещании Общественного совета заслуженный врач Зейнулла Султанбеков пояснил, что диагноза «ожог горла» по своей специфики не может существовать. В данном случае, при вредном воздействии загрязненного воздуха, может происходить раздражение дыхательных путей, которое в свою очередь может спровоцировать основные болезни, такие как  ларингит, тонзилит, ренит, синусит, бронхиальная астма и другие.

 Со слов участников совещания следует, что в 90-х годах прошлого столетия и в начале 2000-х в городе Усть-Каменогорске  проводились полномасштабные научные медицинские исследования уровня заболевамости населения с  учетом техногенного загрязнения атмосферного воздуха и их результаты были переданы в профильные государственные органы и учреждения.

 Как отметил руководитель департамента экологии Данияр Алиев, фондовые материалы по медицинским исследованиям необходимо использовать в ходе предстоящих научно-исследовательских работ по определению диагноза «химическое отравление факторами внешней среды», который  Всемирной организацией здравоохранения включен в перечень актуальных заболеваний современности. Главное, чтобы управление здравоохранения, как уполномоченная на то организация, направило в министерство здравоохранения соответствующую заявку на разработку клинического протокола.

 К слову сказать, представители управления здравоохранения так не явились на заседание комитета по экологии Общественного совета ВКО, равно также,  как и остаются в стороне от решения данного вопроса.

 По результатам заседания принято решение направить в адрес управления здравоохранения конкретные предложения по изучению уровня заболеваемости дыхательных путей у населения, по ним изучить возможные причины влияния внешних факторов воздушной среды и провести расширенное совещание с участием общественности и журналистов».

Итак,  дело идёт очень туго, и, судя по всему, не получает поддержки в медицинском ведомстве. Вряд ли минздрав и правительство положительно оценят такую инициативу, поскольку признание факта заболеваемости  в результате техногенного воздействия предприятий – загрязнителей влечёт за собой далеко идущие последствия. Ведь если врачи начнут ставить диагноз «химическое отравление факторами внешней среды», то возникнет необходимость изучения причин столь массовой заболеваемости. Допустим, что такое исследование пройдёт, и выявит взаимосвязь болезни с воздействием предприятий – загрязнителей. Тогда нужно ставить вопрос о компенсации нанесённого здоровью вреда. Кто будет выплачивать эту компенсацию или организовывать лечение пострадавших? Государство за счёт средств, поступающих в бюджет от платежей за эмиссию в окружающую среду? Или загрязнители? В таком случае – как определить долю каждого из загрязнителей в заболеваемости населения?

 Наверное, немногие помнят или знают, что в Усть-Каменогорске много лет назад был первый и единственный случай установления подобного диагноза.  Единственный аким города, который пытался что-то изменить – это Магзам Баяндаров. В марте 2005 года он написал отношение об освобождении от занимаемых должностей руководителей экологических структур и заявление  о возбуждении уголовного дела по факту обращения в больницу четырех горожан с диагнозом «Отравление неизвестным газом». Правда, дело тогда замяли, но сама попытка заслуживает уважения. К сожалению, неизвестны врачи, совершившие этот мужественный поступок 17 лет назад.

 А вот очень популярный среди горожан аким Ислам Абишев отнёсся к ожогам горла с юмором.

 - Получается, у меня горло чешется – значит, виновата экология. А может быть, ты вчера выпил, поэтому и горло чешется. Надо разбираться. А если признать работу государственных органов неудовлетворительной – мы все должны уйти в отставку, - сказал Ислам Алмаханович на сессии городского маслихата в октябре 2011 года, рассматривавшей вопрос экологического состояния областного центра.  Пошутить в такой ситуации может только очень жизнерадостный и оптимистичный человек. В одном Ислам Абишев прав. Разбираться, действительно нужно. Эти слова были верны и 11 лет назад, и сейчас.  Выбросы вредных веществ в городе, судя по официальным данным, сокращаются.  По диоксиду серы – основному загрязняющему веществу УК металлургического комплекса «Казцинка» - выбросы снизились почти в 4 раза и не превышают установленной нормы.  А легче дышать не стало. Почему? Все предприятия заявляют о выполнении природоохранных планов, внедрении новых технологий. Но лучше не становится. В чём дело? Виноваты неблагоприятные метеоусловия? Накапливаются суммарные выбросы от всех источников загрязнения? Происходят залповые выбросы и кратковременные превышения нормативов, которые потом людям приходится в прямом смысле слова расхлёбывать? Свою роль в загрязнение  вносит уголь?

 И что делать? Ждать строительства газопровода из России? Ждать внедрения наилучших доступных технологий к 2035 году? Ждать углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году? Кстати, министр экологии, побывавший в Усть-Каменогорске в конце августа, дал горожанам именно такие советы.  

 Все разговоры об экологии идут по одному кругу годами, десятилетиями, и уже набили оскомину. Региональные власти вообще не касаются проблем охраны окружающей среды. Дескать, департамент экологии, Казгидромет, санэпиднадзор – это все республиканские ведомства, вот пусть и разбираются. Между тем, аренду  земельного участка под могильник радиоактивных отходов УМЗ продлил именно городской акимат. Землю под строительство мусоросжигающего завода в нескольких километрах от центра города выделили решением за подписью акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара.  Хорошо, что обошлось, пока такого завода в городе не будет, помогло резкое снижение политического и финансового влияния семьи первого президента.

  Все местные экологические программы сводятся к поливу улиц и посадке деревьев. Это тоже важно, но эффект, честно говоря, «что слону дробина».  Да и эти куцые программы не выполняются. Когда в последний раз поливали улицы? Деревья высаживают, но они чахнут без полива и ухода. Почему аким области Даниал Ахметов не поддерживает инициативу департамента экологии о включении ожога горла в список заболеваний? Наверное, потому, что его не очень интересуют вопросы воздействия экологической обстановки на здоровье людей. Ведь Ахметов считает, что по экологическим параметрам Усть-Каменогорск является «абсолютно европейским городом».  А если признать, что люди болеют о выбросов вредных веществ, то это уже не вписывается в «европейский имидж»

  Тем временем известный блогер Александра Осипова начала сбор подписей в поддержку создания партии «зелёных». На своей странице в соцсети Instagram она пригласила неравнодушных граждан  прийти 24 сентября на Арбат, чтобы поставить свою подпись. Пока провозглашено  только намерение создать такую партию. Это не партия «Байтак», также декларирующая экологические цели, и уже прошедшая стадию учредительного съезда. Ещё одна экологическая  организация  совсем не помешает. Конечно, создать партию – дело непростое, без массовой поддержки не обойтись.  «Решайте уже: сидеть на диване и жаловаться или сделайте хоть что-то», - обращается Александра к жителям города, области, да и всей страны, ведь партия может быть только в статусе республиканской.

 Действительно, глас народа – это сила. Конечно, если этот голос тоньше писка, если всё ограничивается только негодующими комментариями в соцсетях, то ничего не выйдет. Для начала нам нужно, наконец, добиться, чтобы в Усть-Каменогорске прошло независимое исследование, подобное исследованию, проведённому в 1990-1991 годах комиссией под руководством профессора Назарова, созданной правительством СССР после аварии на бериллиевом производстве УМЗ. Выводы этой комиссии и рекомендации не были претворены в жизнь из-за развала советского государства. Прошло более 30 лет.  Пусть прозвучат ответы на вопросы: кто нас травит, чем травит, как это грозит здоровью, что делать, чтобы город из газовой камеры стал нормальным местом для жизни, как лечить тех, кто уже пострадал от тяжёлой экологической обстановки?

 

                       Денис Данилевский   

Похожее