Последствия «короны» и не только

17.02.2021

Данные официальной статистики по итогам 2020 года в Восточно-Казахстанской области не столь катастрофичны, как ожидалось. Как и в целом по Казахстану. В странах ведущей «двадцатки» практически везде спад производства и экономики, причём в некоторых странах очень существенный.  В целом мировая экономика «просела» на 4,4%, по данным ООН общее падение в денежном выражении составляет 11 триллионов долларов, и ещё 10 триллионов – это недополученные доходы населения. ООН называет коронакризис самым тяжёлым за последние 90 лет. Экономика стран Евросоюза снизилась на 7,4%, США – 3,7%. По итогам года из ведущих стран мира экономический рост только в Китае (на 2,1%).

 

                                        Экономический спад в Казахстане

 А вот Казахстан также относится к числу стран, где из-за коронавируса  в экономике произошёл спад. ВВП по итогам года снизился на 2,6%. При этом рост достигнут в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность (на 3,9%), строительство (11,2%), информация и связь (8,6%), производство товаров (2%), сельское хозяйство (5,6%). Значительное снижение в транспорте (17,2%), торговле (7,3%), сектор услуг (5,6%), горнодобывающей промышленности (3,7%). В числе пострадавших сфер деятельности и операции с недвижимым имуществом (минус 4,3%), что вполне понятно. В условиях резкого снижения доходов населения людям было не до покупки недвижимости, на первый план вышло элементарное физическое выживание. Горнодобывающая промышленность снизилась из-за снижения добычи нефти. Если в 2019 году было добыто 90,5 млн. тонн, то в 2020 –м – 85,7 млн. тонн. Из-за резкого падения цен на нефть, доходивших до отрицательного значения, ОПЕК (организация стран-экспортёров нефти) приняла решение снизить объёмы добычи. В целом это привело к стабилизации стоимости нефти.

 В целом на антикризисные меры правительство выделило 6,3 трлн. тенге, это 15 млрд. долларов, или 9% от ВВП. «Несмотря на относительно низкий объём затрат на антикризисные меры, национальная экономика стала седьмой из 56 стран по уровню устойчивости с точки зрения динамики ВВП», - сообщается в официальном отчёте правительства по итогам года.

 

                                      ВКО спасла металлургия

   Восточно-Казахстанская область входит в число регионов страны, где был достигнут экономический рост. В промышленности прирост составил 1,5%. В общем объёме промышленного производства страны доля ВКО – 9,5%. Обрабатывающая промышленность занимает 71,8% в общем объёме промышленности, а горнодобывающая – 23,5%. В целом металлургия и добыча полезных ископаемых – 95,3%! Область по – прежнему остаётся в полной экономической зависимости от металлургии и сопутствующей ей горнодобывающей отрасли. Поскольку на эти отрасли коронавирус не оказал сильного влияния, то и Восточный Казахстан в целом не упал в экономическую яму.

 Металлургия показала рост в прошлом году и в целом по Казахстану. Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК Николай Радостовец в интервью изданию «Деловой Казахстан» назвал цифру в 2,6%. «Наибольший рост продемонстрировали цветная и чёрная металлургия. При том, что один из ключевых показателей – объём экспорта - в стоимостном выражении показал снижение в связи с падением цен на базовые металлы, за исключением золота, серебра и урана», - сообщается в интервью.

 Если в целом промышленность ВКО выпустила продукции, товаров и услуг на 2 трлн. 539 млрд. тенге, то обрабатывающая промышленность на 1 трлн. 822 млрд., горнодобывающая на 596 млрд., что в сумме составляет 2 трлн. 418 млрд. тенге. На все остальные отрасли промышленности пришлось 121 млрд. тенге.

Усть-Каменогорск – как город металлургических предприятий -  по-прежнему уверенно занимает первое место в объёме промышленности ВКО – 55,8%. В Семее производится лишь 10,3% промышленной продукции ВКО, что ниже, чем в Жарминском районе – 12,4% (Бакырчикский ГОК).

 В таких важных показателях развития экономики, как потребление электроэнергии и воды – снижение. По электричеству – на 2,6%, по водоснабжению – на 6,2%. Сказался режим ЧП и карантина, и до сих пор немало предприятий в сфере услуг не работают с 16 марта прошлого года, в школах и ВУЗах в основном дистанционное обучение.

 

                                               Подорожало всё

 Объём торговли снизился на 3%. В розничной торговле продано товаров на 1 трлн. 061 млрд. тенге – снижение на 0,6%, оптовой торговле – на 934,5 млрд. тенге – снижение на 4,1%. Причины тоже понятны: сокращение режима работы торговых объектов и снижение доходов населения. При этом цены выросли.

 Кстати, о ценах. Индекс потребительских цен составил 107,3% (в 2019 г. – 105,5%). Подорожало практически всё. Например, на крупы в целом статистика показывает рост в 24,2%. Говядина подорожала на 12,2%, а баранина на 15,9. Рыба свежая стала дороже на 18,7%, а молоко сырое – на 10,4%. За яйца пришлось платить больше на 18,4%, это без учёта январского скачка, теперь уже яйца дешевле 500 тенге не найдёшь. Алкоголь стал дороже на 7,6%, табачные изделия на 13,5%.

 Индекс цен на непродовольственные товары составил 105,9% (в 2019 г. – 104,7%). На тарифы и услуги – 103,7%, годом ранее – 102%.

 Просто катастрофическим стало снижение объёмов на транспорте – почти на 20%. При этом грузооборот снизился на 4,4%, а вот  перевозка пассажиров – на 62,6%! Пассажирское автобусное сообщение внутри области действовало лишь несколько месяцев в году, между областями вообще было отменено, также как и международное. Но при этом в любую точку ВКО, и не только,  можно было свободно добраться на такси.

 

                         Малый и средний бизнес – скорее мёртв, чем жив

 Тяжелейшее положение в малом и среднем бизнесе хорошо видно на цифрах действующих предприятий. Так, в ВКО зарегистрировано 21 803 юридических лица, из них 21 277 – с численностью работающих менее 100 человек, это и есть тот самый малый и средний бизнес. Из них действующих 15 943, малых предприятий – 15 367. Из них активных – 10 175, временно не активные – 4641. Получается, что активных, т.е. реально работающих предприятий МСБ лишь половина от зарегистрированных юридических лиц малого и среднего бизнеса! Остальные или просто числятся на бумаге, ещё не закрытые, или простаивают в надежде всё-таки возобновить работу! Это просто катастрофа малого предпринимательства, несмотря на все громкие цифры о государственной поддержке.

 В сфере малого и среднего бизнеса работают также крестьянские хозяйства – 16 126, и индивидуальные предприниматели – 58 819. Всего, таким образом, количество зарегистрированных  субъектов МСБ в ВКО на 1 декабря 2020 г. составило 87 278 единиц, сократившись на 2 318 (в 2019 г – 89 596). Численность работающих в МСБ в первом полугодии 2020 г. составила 231 тыс. человек, что было ниже, чем в январе – июне 2019 г. на 1,8%. Данных в целом по 2020 году ещё нет, а именно вторая его половина оказалась трагической для МСБ. Ведь с марта по июль многие малые предприниматели ещё ждали, что ситуация улучшится, ограничения снимут,  оставшиеся без работы люди получили хоть и нищенскую, но, всё-таки поддержку в 85 000 тенге за два месяца ЧП и карантина.  Во втором полугодии уже надеяться было не на что, число уволившихся и разорившихся, вероятнее всего, значительно выросло. Продукции, товаров и услуг предприятия МСБ ВКО за первое полугодие выпустили на 480,8 млрд. тенге, что уже было меньше, чем за первую половину 2019 года на 11,2%. А вот за второе полугодие, хотя данных ещё нет, и так понятно, что падение стало просто катастрофическим.  При этом не было слышно, чтобы в каком-нибудь городе или районе сократили численность или вовсе упразднили такой государственный орган управления как отдел предпринимательства. А зачем он нужен, если предпринимательство, в особенности малое и среднее, фактически погибает? В Усть-Каменогорске, например, данный отдел в прошедшем году был известен разве что выдачей «красных» и «синих» пропусков.

 Многие работники разорившихся фирм, да и сами бывшие бизнесмены, судя по всему, пополнили ряды скрытой безработицы. Ведь численность безработных, по данным статистики, за IV квартал 2020 г. составила 34,3 тыс. человек (4,9% от численности работоспособного возраста), а количество официально зарегистрированных безработных на 1 февраля 2021 года – 5,3 тыс. человек, или 0,7% от численности рабочей силы. Такая вполне обычная картина по безработице на фоне коронакризиса и разорения малого и среднего бизнеса может быть объяснима только одним фактором – оставшиеся без работы люди не торопятся идти в центр занятости, и выживают самостоятельно, ищут работу также самостоятельно. Кстати, уже в марте численность безработных в ВКО может резко увеличится. 4000 сотрудников группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» получили уведомления о сокращении с 10 марта. И коронавирус здесь не виноват. Эту экономическую трагедию создали своими руками деятели министерства индустрии и инфраструктурного развития, внеся тем самым существенный вклад в дело роста нашей экономики! 

 Свой посильный вклад в создание дополнительных проблем для малого бизнеса вносят и деятельные  чиновники, к примеру,  аким Усть-Каменогорска Жаксылык Омар. Его почему-то очень беспокоит внешний вид и дизайн некоторых киосков. Наверное, потому, что других проблем в городе уже нет. По его инициативе из-за якобы несоответствия газетных киосков архитектурному облику города, не продлена аренда земли под частью этих киосков. Теперь под угрозой потери работы оказались 50 работников ТОО «Мир прессы». А на днях он распорядился, чтобы владельцы некоторых торговых павильонов, являющихся составной частью остановочных комплексов, переделали эти комплексы под тёплые остановки. Только при этом условии будет продлена аренда земли. Конечно, предприниматели вынуждены были согласиться, а куда деваться. Самое время, чтобы вкладываться в переделку остановок, ведь бизнес процветает, не правда ли? С такими руководителями осталось совсем немного времени, чтобы вбить последний гвоздь  крышку гроба МСБ.

 

                           Три промышленных объекта за год

 Кстати, ещё об одном показателе развития экономики – количестве вновь введённых объектов. Положение просто удручающее. Вот эти цифры. За период  с января по ноябрь 2020 года завершено строительство 101 объекта нежилого назначения, из них: 3 промышленных;

24 торговых; 16 гостиничных, ресторанных и аналогичных объектов; 6 учебных заведений; 2 медицинские организации;2 офиса; 17 объектов транспорта, связи и коммуникаций; 1 склад; 12 объектов сельскохозяйственного назначения; 17 магистральных и местных трубопроводов, линий связи, энергетических кабельных линий; и прочие объекты. Обратите внимание: всего три промышленных объекта на территории огромной области за 11 месяцев! Из них один – это предприятие по производству тепловыделяющих сборок для атомных электростанций  в составе Ульбинского металлургического завода, действительно крупный промышленный объект, спасибо китайским инвесторам. А остальные два – это может быть и пекарня, или колбасный цех. Да и все указанные стройки, скорее всего, были заложены ещё раньше. В 2020 году вряд ли кто-то решился на большие вложения в строительство нежилых объектов, если только стройка не финансировалась из бюджета.

 Ну, и в завершение экономического обзора, как всегда, о зарплате. Средняя зарплата по ВКО в IV квартале 2020 года -  212 972 тенге, увеличившись по сравнению с последним кварталом 2019 года на 16,4%. Реальная зарплата выросла на 8,6%.

 

                                       За счёт чего выживаем

 Итак, можно сделать вывод, что и в Восточном Казахстане, и в стране катастрофы не произошло лишь за счёт крупной промышленности, и в основном это металлургия и горнодобывающая промышленность, а также обрабатывающие предприятия. Многие деятели часто повторяют, что независимый Казахстан был построен с нуля. Но ведь вся крупная промышленность, за счёт которой мы выживаем даже в такой непростой период кризиса из-за пандемии КВИ, была создана в советское время, а ещё точнее в 30-е-60-е годы прошлого столетия. Практически все месторождения полезных ископаемых, в том числе и нефти, также были разведаны и начали эксплуатироваться именно в те годы. Так о каком «нуле» идёт речь?

 Коллапса удалось избежать также за счёт денежных вливаний в экономику, а в целом это сумма в 6,3 трлн. тенге, из них конкретно на поддержку экономики выделили 2,6 трлн. тенге. Об эффективности использования этих средств, об их распределении можно говорить долго, и это отдельная тема. Но, тем не менее, именно крупная промышленность и эти средства поддержки экономики в целом позволили не допустить массовой безработицы, своевременную выплату зарплаты бюджетникам, пенсий и пособий в полном объёме. Наиболее катастрофические последствия коронакризиса ударили по малому и среднему бизнесу. В целом никакого экономического движения вперёд в прошлом году не наблюдалось. Конечно, это последствия коронавируса, но ведь и раньше, без всяких пандемий, экономика в лучшем случае топталась на месте.

 Судя по довольно оптимистичным репортажам с заседания правительства, областного акимата, глубокого анализа социально-экономического состояния страны и региона не последовало. Может быть, такой анализ сделан на закрытых заседаниях, не для широкой публики? Аким ВКО Даниал Ахметов на своей странице в Facebook лишь отметил, что область завершила год с положительной динамикой основных показателей. 

 

               Денис Данилевский

При подготовке материала использованы данные бюро национальной статистики агентства по стратегическому планированию и реформам РК и департамента статистики ВКО.

 

Похожее