Приложил карту – и оплатил. Два года спустя

18.08.2023

К сожалению, в сторону удобства для пассажиров электронное билетирование в Усть-Каменогорске не развивается. К примеру, зачислить деньги на карту можно только в точках продаж и пополнения карт. Таких точек в городе всего 43. На 340 тысяч населения негусто. Пополнение принимается только наличными. Получается, что всё равно от наличных денег не отошли. Чтобы оплатить проезд по электронной системе – нужно идти в точку продаж с наличными!

Медленно, с трудностями, но система электронного билетирования  (ЭБ) в Усть-Каменогорске прижилась, стала обыденной реальностью. Прошло 2 года с начала внедрения этой системы, и, самое время подвести некоторые итоги.

 Что дало это новшество  пассажиру? В целом – ничего особенного. Если раньше пассажир просто ждал, когда подойдет кондуктор, и рассчитывался, то теперь он прикладывает карту к валидатору, или расплачивается, сканируя  QR-код на мобильном телефоне через приложение Kaspi.kz. Это удобно, не нужно носить с собой мелкие деньги. Но есть и некоторые неудобства. В автобусе или трамвае всего три валидатора, и когда салон переполнен, нужно как-то до них добраться. В часы «пик» есть сложности и с оплатой через QR. Пассажиры заслоняют приклеенные на окна листки с  кодом, и нужно либо просить отодвинуться, либо сделать одолжение и навести смартфон на код. 

 Добавим к этому, что приобретение карты обойдётся в 500 тенге. Вроде бы, небольшие деньги, но 2-3 карты на семью – это уже дополнительные расходы. На карте должна быть какая-то сумма. Чтобы часто не пополнять баланс, поскольку в Усть-Каменогорске с этим проблемы, лучше сразу зачислить несколько тысяч. Для тех, кто ездит каждый день, да ещё и с пересадками, приходится сразу зачислять тысяч 8-9, а это уже солидная сумма, выводимая из семейного бюджета. Утеря карточки, её порча влечёт проблемы. Нужно ехать в Центр управления пассажирскими перевозками, чтобы восстановить уже имевшуюся на карточке сумму. А если не знаешь номер утерянной карточки (для этого нужно либо сфотографировать карточку, либо записать номер, либо сохранить чек с зачисленной суммой), так и вовсе деньги пропадут.

 Льготным категориям пассажиров приходится посещать  отдел социальной защиты, чтобы оформить льготную карту, свой порядок и при получении «детской карты» для школьников. Это также время и нервы.

В целом можно сказать, что если бы не дифференцированная оплата за проезд (90 тенге безналичный расчёт, 130 тенге наличный), то многие продолжали бы платить наличными. К сожалению, в сторону удобства для пассажиров электронное билетирование в Усть-Каменогорске не развивается. К примеру,  зачислить деньги на карту можно только в точках продаж и пополнения карт. Таких точек в городе всего 43. На 340 тысяч населения негусто. Пополнение принимается только наличными. Получается, что всё равно от наличных денег  не отошли. Чтобы оплатить проезд по электронной системе – нужно идти в точку продаж с наличными! Уже давно пассажиры просят организовать пополнение карт через мобильные банковские приложения или, хотя бы, через банковские терминалы. Но ничего не меняется.  В Центре управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска редакции сообщили, что «доработка АСОП (автоматической системы оплаты проезда) для пополнении карт через мобильные приложения или терминалы требует дополнительного финансирования». Такой ответ означает, что ждать этого придётся долго или лучше вообще не ждать.

 В ответ на запрос редакции директор городского ЦУПП Амантай Бахыт ничего утешительного не сказал и по поводу других перспектив улучшения системы. «Планируемая модернизация системы ЭБ предусматривает организацию оплаты проезда посредством карт банков второго уровня, удалённое пополнение транспортных карт, внедрение в мобильном приложении «Oskemenbus» личного кабинета для пассажиров в целях отслеживания баланса на транспортных картах, плату с помощью функции NFS (бесконтактный платёж с мобильных устройств – ред.). Работа в данном направлении ведётся, однако это требует дополнительного финансирования».

  Последнее предложение означает, что реально ничего не делается. Кстати, о дополнительном финансировании. Из бюджета на систему ЭБ в Усть-Каменогорске затратили 1,7 млрд. тенге. Почему-то этих средств не хватило, чтобы сделать систему более удобной для пассажиров.

   Не совсем устраивает  эта система и перевозчиков. В частности, порядок движения денежных средств за оплату проезда. Как пояснил директор ЦУПП А. Бахыт, деньги сначала поступают на спецсчёт ЦУПП, а уже потом, на основе ежедневных данных  перечисляются на счета перевозчиков. А почему не сразу на счета перевозчиков? Ведь это их деньги. Зачем нужен посредник в лице ЦУПП? 

Именно по этой причине в маршрутных такси Усть-Каменогорска практически не применяется ЭБ. Хотя валидаторы установлены, но они или заклеены, или водители вообще их убрали.

Вот что пояснил председатель Ассоциации «Союз автоперевозчиков Восточного Казахстана» Николай Масич.

 - Практически все водители маршруток – это индивидуальные предприниматели. Вся оплата по электронному билетированию поступает на счёт ЦУПП, а уже потом ЦУПП перечисляет перевозчикам. Оплата за пятницу и выходные поступает перевозчикам лишь в понедельник. А если длинные праздничные дни? Тогда оплату нужно ждать 4-5 дней. Если крупные перевозчики ещё как-то могут маневрировать средствами, то у ИП такой возможности нет. У него даже не будет денег, чтобы заправиться. Поэтому им выгоднее получать сразу наличные.

 Без учёта маршруток невозможно определить реальный пассажиропоток в городе, а ведь эта цель и была названа главной для внедрения ЭБ в областном центре ВКО.

К сожалению, спустя 2 года, в целом система ЭБ не привела и к улучшению работы общественного транспорта в Усть-Каменогорске.

 Интересно, как обстоят дела с электронным билетированием в других городах страны? Например, в Семее, ещё недавно находившимся в одном регионе с Усть-Каменогорском.

 На вопросы редакции отвечает  Алексей Яковлев – директор ТОО Smart Concеpt , эта фирма занималась разработкой и внедрением системы электронного билетирования в Семее.

- Алексей, когда система ЭБ начала действовать в Семее?

- Внедрять систему Avtobus  стали с августа 2019 года. В конце 2019 года все транспортные средства оснастили терминалами. С 20 января 2020 года действует дифференцированный тариф.

- Государство выделяло средства на систему ЭБ?

- Нет, инвестиции частные, за счёт поставщика, по сервисной модели. Это значит, что идёт постепенный возврат вложенных средств через сервисный сбор.

-  Особенно интересно узнать, как пассажиры рассчитываются за проезд?

- Кроме наличных, оплатой транспортными картами, через QR, также можно оплатить банковской картой любого банка, или через мобильное банковское приложение. Если, например, у ребёнка кончились деньги на карте, он может позвонить родителям, и они или забросят деньги на карту, или сами удалённо заплатят за проезд. Можно и  через блутуз, или по госномеру, не сдвигаясь с места, что очень удобно в часы «пик». Кстати, в Семее  популярны именно транспортные карты.

- Очень удобно, практически все доступные и самые современные на сегодня виды оплаты. А почему так популярны транспортные карты?

- Дело в том, что транспортная карта выполняет ещё немало функций, кроме средства оплаты за проезд. Например, картой можно рассчитаться за школьный обед. Ребёнку не нужно носить с собой деньги. Он оплачивает за проезд, за питание, по этой же карте проходит в здание школы через турникет. Родители через Телеграм –бот могут видеть передвижение ребёнка.

  Получатели адресной социальной помощи рассчитываются картой за льготный проезд, дети из малообеспеченных семей – за питание. В таких случаях деньги на карту не перечисляются, а фиксируется сама услуга – проезд или обед в школьной столовой, а уже отдел соцзащиты рассчитывается с транспортниками и общественным питанием. Это очень удобно для людей, и показывает реальные затраты из бюджета. К примеру, в 2020 году система показала, что  на эти цели было освоено примерно 10% от выделенных средств, остальные сэкономленные деньги потратили на другие социальные программы. В последующие годы и сейчас оплата из бюджета по социальной помощи уже идёт в привязке к нашей системе.   При таком цифровом контроле уже вряд ли найдутся желающие «осваивать» средства сверх реальных расходов.

- Семейчанам в этом отношении можно только позавидовать. А как можно пополнить транспортную карту?  Вопрос очень актуальный для жителей Усть-Каменогорска.

-  Самыми разными способами. Через мобильные банковские приложения, через банковские терминалы. Как я уже сказал, средства могут перевести на карту родственники, друзья, если вдруг внезапно выяснилось, что деньги закончились. Чтобы пассажир мог отслеживать все свои поездки, а также баланс, в приложении Avtobus есть и такая функция. Также в приложениях InfoBus и 2ГИС можно видеть реальное движение автобусов и планировать выход на остановку и поездки. Мы работаем над тем, чтобы через единый баланс транспортной карты и  мобильных  приложений  можно было также рассчитываться за пригородные и межрайонные перевозки. Такая разработка уже внедрена в Актюбинской области и в Павлодаре.

-  Система действует и в других регионах страны?

-  Кроме Семея, подобная система работает в Атырау, Актобе, Павлодаре, Экибастузе, Уральске, Хромтау, Конаеве. Система полностью отечественного производства. Управление ею не требует большого штата. Главный центр находится в Алматы, а в городах работают только несколько технических специалистов. Действие основано на полноценной лицензируемой системе электронных денег.

- В Семее все виды общественного транспорта, включая маршрутные такси, задействованы в системе?

- Да, и это позволяет определять реальный пассажиропоток.

- Как ведутся расчёты с перевозчиками?

- Повторю, что система электронных денег, а это, по сути, уже цифровая валюта, позволяет мгновенно перечислять средства перевозчику. Транспортная карта пассажира является и его банковским счётом. При оплате  оператор сразу списывает деньги с карты – банковского счёта  на счёт перевозчика. Никаких накоплений на счету оператора нет.

- Выходит, что система практически совершенная?

- Нет предела совершенству, и у нас много планов, что ещё можно сделать для удобства как пассажиров, так  и всех горожан.

 К сожалению, и в Семее система сама по себе не смогла решить задачу улучшения работы общественного транспорта, в частности, движения в вечерние часы и рано утром. Но это уже задача руководства города. В столице области Абай ещё до сих пор чувствуются последствия уничтожения государственно - частного автобусного парка «Semey Bus». Главным инициатором разгрома автопарка стал бывший аким ВКО Даниал Ахметов. Эта печальная история хорошо известна жителям некогда единой области.

 Но несомненный факт -  система электронного билетирования в этом городе шагнула далеко вперёд. Если в Усть-Каменогорске всё-таки когда-нибудь  решат заняться реальным совершенствованием электронного билетирования, то за опытом далеко ходить не нужно.

 Кстати,  сайт Центра управления пассажирскими перевозками г. Усть-Каменогорска по непонятным причинам не открывается на компьютере, а в мобильном варианте действует только функция «Контакты».

 

                      Денис Данилевский 

Похожее