Работать некому!

30.07.2021

Сегодня в редакцию поступил пресс-релиз от Ассоциации застройщиков Казахстана (АЗК). Приводим его текст полностью.

«Государство ставит перед застройщиками большие планы, но на деле в Казахстане скоро некому будет строить дома. Структура профтехобразования в стране испытывает глобальный дефицит кадров. В Казахстане учат всему, кроме строительных профессий.

Ассоциацией Застройщиков Казахстана не раз поднимался вопрос острого дефицита рабочей силы. Но воз и ныне там. Нам катастрофически не хватает крановщиков, отделочников, монолитчиков, каменщиков. Нужно срочно менять подходы к средне-специальному техническому образованию.

«В 2020 году учебными заведениями было выпущено 203 отделочника на 1600 вакансий! 424 штукатура-маляра на 815 мест! 353 каменщика на 1 384 места! 330 сантехников на 800 вакансий! Выпущено 15 (пятнадцать!) бетонщиков, а дефицит на рынке – 2615 мест!

Обучено 46 машинистов крана в Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской областях. При этом, в городах Нур-Султан, Алматы и Шымкент, которые активно застраиваются, на машиниста крана не обучают вовсе!» - прокомментировал президент АЗК Виктор Микрюков. 

Подумать только, в целом по Республике за прошедший учебный год выпущено всего 144 тыс. человек из них всего 8 797 (около 6%) человек по специальностям, относящимся к строительству. Но минимальный спрос по квалифицированным кадрам составляет более 80 тыс. человек.  

Ассоциация Застройщиков Казахстана предлагает посмотреть в будущее и заняться профтехобразованием на системной основе.

В целом, считаем, что Министерствами труда и образования необходимо провести совместный анализ отраслей, наиболее нуждающихся в квалифицированных кадрах, следующим шагом должно стать изменение действующих, устаревших программ обучения с акцентом на формирование практических навыков у выпускников.

Государство ставит большие планы по строительству. Но реальность такова: уже сегодня строить некому. Сильно на этот счёт «постарался» Ковид-19, в результате мы обнаружили, что даже на рынке безработных из 400 тыс. человек у нас нет специалистов по строительству. Значит, надо их готовить».

 Этот крик души – не первый и не последний. Тема катастрофического дефицита рабочих кадров становится едва ли не темой №1, не уступая ковиду. И дело здесь даже не в перекосах структуры профтехобразования, как полагают в Ассоциации застройщиков. Проблема гораздо серьёзнее. Недавно на своей странице в Facebook об этом написал известный в Усть-Каменогорске предприниматель и депутат городского маслихата Рустам Адамов. Несмотря на хорошую зарплату и даже предоставление жилья, на объектах его бизнеса не хватает квалифицированных специалистов. Обсуждение в соцсети стало оживлённой дискуссией, комментаторы рассказывали о своих проблемах с кадрами. В набат, например, бьют руководители предприятий общественного транспорта – нехватка водителей приводит к срыву графика движения городских автобусов.  В автобусах сиротливо висят объявления о приёме водителей, возможности обучения и переобучения, предоставлении иногородним общежития. Но объявление явно не вызывает интереса. Есть проектные организации, где готовы привлекать проектировщиков из России и других стран, покупать для них квартиры, но никто не идёт, наоборот, уезжают за пределы Казахстана.

 Почему так случилось – понятно. В советское время рабочий, колхозник, инженер были в почёте. На первых страницах популярных журналов публиковались фото улыбающихся героев труда, они были главными персонажами популярных художественных фильмов, телепередач. Работники тяжёлых и вредных профессий получали зарплату на уровне директора, пользовались отпуском в 40-60 дней, уходили на пенсию в 45-50 лет. Рабочие пользовались преимуществом при получении квартир, бесплатных путёвок в санатории и дома отдыха, в советах народных депутатов наибольшее количество депутатских мандатов было за рабочими и крестьянами.

 Система профессионального роста была выстроена так, что без опыта рабочей профессии сделать карьеру было невозможно. Чтобы стать начальником цеха, нужно было пройти всю цепочку от рабочего до бригадира, мастера, начальника участка. Такой же путь нужно было пройти главному инженеру и директору. Политическую карьеру также было весьма трудно сделать без рабочего стажа, а для мужчин ещё и без службы в армии.

И дело даже не в такой системе. В обществе действительно было уважение к труду. Его воспитывали с детского сада. В школах уже с 5 класса полы в кабинете мыли сами учащиеся, и в этом не было ничего зазорного. Летом работали в лагерях труда и отдыха, помогали колхозам и совхозам, студенты в сентябре участвовали в уборке картофеля, а летом зарабатывали в стройотрядах. Я пошёл в рабочие совершенно сознательно, без нажима, без чьих-то советов.  Рабочая школа в молодости дала закалку на всю жизнь. В бригаде ты весь на виду. Если где-то дал слабину, то за тебя работу делают другие. А это недопустимо, каждый должен выполнять свои обязанности. Если что-то не получается – научат, подскажут. Но если кто-то начал хитрить, искать пути полегче – разговор будет жёстким, мужским. Если пашешь изо всех сил, выкладываешься по полной – тебя принимают, уважают.  Приходилось работать и в 40-градусную жару, и в 40-градусный мороз, обливаясь солёным потом, до мозолей, до темноты в глазах. С благодарностью вспоминаю это время, помню каждого из нашей бригады, хотя прошло уже почти 40 лет. 

  В конце 80-х годов прошлого века  пришла перестройка, а с ней и забвение общественно-полезного труда. В общество была вброшена идея привлекательности быстрого обогащения, лёгкой жизни. На киноэкраны, обложки журналов вышли совсем другие герои: интердевочки, кооператоры, победительницы конкурсов красоты, а затем и вообще порноактёры, бандиты, воры в законе, рэкетиры, олигархи и т.д. Не то, что в рабочие, даже  в космонавты дети перестали стремиться. Рабочие, крестьяне, инженеры, учёные стали считаться лохами, лузерами, неудачниками, отстоем. 

  В 1986 году в Казахской ССР трудилось 6 млн. 836 тыс. рабочих, служащих и колхозников (население составляло 16 млн. 244 тыс. человек).Т.е. почти половина всего населения трудилась на производстве и в сельском хозяйстве. Из всех занятых в народном хозяйстве 31,1% работали в промышленности и строительстве, 23,2%  - в сельском и лесном хозяйстве (данные из справочника «Народное хозяйство Казахской ССР», 1987 г. издания). По итогам 2020 года в Казахстане численность самозанятых составила 2 млн. 045 тыс. человек! А наибольшее число работников трудится в торговле – 1 млн. 421 тыс. человек. В промышленности – 1 млн. 089 тыс. человек. В строительстве – 631 тыс. человек (данные сайта enbek.kz). Снижается численность квалифицированных работников. «В разрезе профессий в 2020 году больше половины занятых (54% или 4 718 тыс. чел.) работали на среднеквалифицированных рабочих местах, почти треть (29% или 2 509,2 тыс. чел.) работали по профессиям высокой квалификации и 17% (1 505,2 тыс. чел.) были заняты на рабочих местах, где квалификация вовсе не требуется».

  Но вся беда в том, что «булки на деревьях не растут». Чтобы булка появилась на столе, нужен труд сотен, тысяч людей. И жилые дома из кубиков не соберёшь. И вот теперь, когда уходит поколение квалифицированных рабочих, а взамен никого нет – проблема и встала во весь рост. Ещё лет 10 назад заговорили о необходимости возвращения почёта труда, почёта рабочих профессий, возникла даже концепция Общества Всеобщего труда. Но кроме разговоров это ничем не закончилось.

 Что будет в ближайшие годы? Дефицит не только квалифицированных, но и просто рабочих будет ощущаться всё острее, не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Да и не только рабочих. Не хватает врачей, учителей, социальных работников, словом во всех специальностях, где нужно много и ответственно трудиться.

 Как возродить интерес к общественно-полезному труду в обществе, где гигантское социальное расслоение? Где человека манят огни переполненных витрин, где вокруг столько соблазнов. Где юнец – мажор рассекает на самой крутой иномарке, а рабочий часами на морозе ждёт автобуса.  Где часы олигарха, или крупного госчиновника, или сумочка его жены равны по стоимости годовой зарплате металлурга. И всё это подаётся с вызовом, в соцсетях, для широкого обозрения.

 Как в таких условиях поднять престиж труда? А поднимать нужно, иначе некому будет зарабатывать прибавочную стоимость для олигархов, их жён и любовниц.  Рецепт прост и сложен. Ничего выдумывать не нужно. Поскольку у нас сейчас капитализм и частная собственность, то за дело нужно взяться владельцам крупных и средних предприятий. Взять на вооружение советский опыт. Расхватывать парней и девчат уже на стадии колледжей. Повысить зарплату. Самым инициативным и способным дать возможность производственной карьеры. Помогать с ипотекой, или оплачивать аренду квартир, приобретать квартиры, решать жилищный вопрос. Ввести материальное стимулирование. Премировать самых лучших отдыхом где-нибудь на Мальдивах. Да и моральное стимулирование не помешает – та же заводская доска почёта. Обучать и переобучать за свой счёт. Помогать растить детей. Действительно, все просто и сложно. Для этого нужно вкладывать средства в, как сейчас принято говорить, «человеческий капитал». А это тяжело, ведь придётся уменьшить собственную прибыль.

 Государство должно стимулировать подготовку кадров и заботу о кадрах. Дело государства – бесплатное трудовое и профессиональное обучение, хорошая стипендия, общежития, приоритетные направления обучения. Дело государства – поощрение предпринимателей, заботящихся о своих работниках. Почему бы не снижать налоги для тех, кто вкладывает средства в подготовку специалистов, в социальную сферу, заботится о людях. Или делать налоговые вычеты. Помог с ипотекой – налоговый вычет. Ведь по сути, это социальный налог. Оплатил рабочему содержание ребёнка в детсаду – налоговый вычет. И не нужно никаких взносов в благотворительные фонды, тем более – добровольно-принудительных.

  Но это лишь одна сторона. Другой вопрос – а кто будет готовить рабочие кадры? Если квалифицированных работников катастрофически не хватает, то где возьмутся квалифицированные преподаватели? Какая база у колледжей и лицеев? Где учащимся проходить практику? Для временного решения вопроса можно попытаться привлечь квалифицированных рабочих, ушедших на пенсию, но пойдут ли они?

В совокупности действия бизнеса и государства могут привести хоть к каким-то сдвигам. Но лишь тогда, когда произойдут эти реальные сдвиги, молодёжь, может быть, увидит, что и квалифицированным рабочим быть выгодно и совсем не стыдно. Кстати, в осознание выгодности квалифицированного труда на производстве помогает коронавирус! В прошлом году, да и в этом, закрывались бутики, торговые дома, рынки, но бесперебойно работали промышленные предприятия, сфера жизнеобеспечения, росли объёмы строительства, ремонта дорог, ни на день не останавливали работу сельчане. Рабочие и крестьянские профессии – они будут востребованы при любой системе, при любых обстоятельствах.

 Но «нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота». Самое тяжёлое – это изменить общественное сознание. Спросите сейчас у торговца на рынке, или у парня в овощном ларьке – хотят ли они пойти работать на завод? Ответ предсказать нетрудно. Вниз, до самого дна, мы уже опустились. Карабкаться вверх теперь будет очень тяжело. Путь этот будет долгим.

 

              Денис Данилевский  

Фото автора в салоне автобуса.

Похожее