Режим ЧП закончился, ограничения остались. На каком основании?

14.05.2020

 Почему по окончании режима ЧП сохраняются ограничительные меры во всех регионах страны? Этот вопрос волнует многих. В Фейсбуке был опубликован весьма характерный пост: «Господин Президент! Мы понимаем, что Вы охраняете нас от коронавируса. Но так скоро мы тупо сдохнем от голода!». И в этих словах вся правда, и всё отчаяние тех, кто так и не может выйти на работу из-за ограничений.

Что говорит по этому поводу закон?  Статья 39 Конституции РК: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».

 Статья 21 Закона РК «О чрезвычайном положении»: «Правовые последствия прекращения действия чрезвычайного положения.

      Нормативные правовые акты, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод физических лиц, а также прав юридических лиц, применяются только в течение срока, на который введено чрезвычайное положение, и утрачивают силу одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления».

 Всё чётко и ясно. Однако почему-то не президент, ни парламент, а главный государственный санитарный врач по окончании режима ЧП своим постановлением вводит, по сути, те же самые ограничения, которые были и при чрезвычайном положении! Неужели постановление санврача выше Конституции и законов страны? Почему акимам и санитарным врачам регионов в унитарном государстве, каким является Республика Казахстан, дано право вводить ограничения в отдельно взятом городе или области? Почему молчит Генеральная прокуратура, призванная следить за соблюдением законности? Почему молчат депутаты парламента? Если уж нужен дополнительный период ограничений, что мешает продлить режим ЧП? Такие полномочия даны Президенту: «При не устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент Республики Казахстан вправе продлить его действие в пределах сроков, установленных пунктом 1 настоящей статьи, посредством издания соответствующего акта» (ст. 7 п.3 Закона о ЧП). Но почему-то глава государства такой возможностью не воспользовался. Неужели действительно дело в выплате 42 500 тенге? Или таким образом даются послабления региональной элите?

В постановлении главного государственного санитарного врача ВКО есть ссылка на пп.4, п. 13, ст. 21 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Вот что гласят эти нормы закона:

 «13. Для принятия решения по результатам государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в зависимости от установленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы издаются следующие акты:

      4) постановления главных государственных санитарных врачей о:

      проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий;

      временном отстранении от работы физических лиц;

      запрещении ввоза, производства, применения и реализации продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности;

      запрещении производства, применения и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;

      приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях».

 Обратите внимание, что здесь ни слова нет о карантине. Речь идёт о «проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий», которые зависят от установленных нарушений требований законодательства РК в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Т.е., сначала устанавливаются нарушения, а затем издается постановление. Какие нарушения были установлены?! Временное отстранение от работы физических лиц и приостановление деятельности ИП или юрлица подразумевает, что они совершили какое-то правонарушение! Никакого правонарушения ни физлица, ни юрлица в данном случае не совершали!

 

 Так и непонятно, на каком же основании продлили карантинные меры?! В период ЧП хотя бы можно было сослаться на закон «О ЧП». А сейчас слабоватая натяжка в виде упомянутой статьи Кодекса «О здоровье».

 Известный в области предприниматель Мухтар Тойбазаров, руководитель туристической фирмы Валерия Топольняк и адвокат Жангельды Сулейманов объявили в соцсетях, что намерены  обратиться   иском к главному государственному санитарному врачу ВКО, признать его постановление от 7 мая незаконным. Эту инициативу нужно поддержать. Чем больше мы будем оспаривать решения чиновников в судах, тем быстрее приучим их к мысли, что они всего лишь наёмные менеджеры, а не удельные князьки эпохи феодализма.

 Уже сегодня в это постановление были внесены дополнения! Так, главный санврач опомнилась (или её «опомнили»), что не установила запрет на въезд и выезд из других городов и населенных пунктов ВКО, кроме Семея. Теперь этот запрет установлен, кроме лиц, занимающихся отдельными видами деятельности. Дачникам нужно будет предъявить документы на дачу. И вроде бы блок-посты, судя по постановлению, будут сохранены лишь на въездах и выездах в область, и в г. Семей, но полицейские посты сохранятся везде, и будут продолжать действовать по принципу «никого не впускать, и никого не выпускать».

 Также опомнились, что разрешили прогулки по улицам и паркам, группой не более трёх человек, но забыли указать, что только при наличии пропуска!

 А с некоторыми дополнениями вообще вышел конфуз. На уровне правительства сообщили, что с 18 мая начнут работать объекты общественного питания вместимостью не более 30 человек, и летние площадки кафе. А наш главный санитарный врач своим дополнением запрещает работу летних площадок, про вместимость 30 человек вообще речь не идёт, а весь общепит может работать только на доставку! Это как понимать? У нас унитарное государство, или Казахстан уже начинает распадаться на самостоятельные регионы, где свои законы?

 В соцсетях народ негодует таким положением. Известный общественник Роман Честных составил на имя Президента петицию об отмене противозаконного ограничения свободы передвижения в ВКО. Ситуация действительно непонятная, ведь в Усть-Каменогорске и в других районах и городах области сегодня нет ни одного заболевшего! Никакой динамики прироста, кроме Семея. В других регионах, где заболеваемость в десятки раз выше, нет таких жестких ограничений. Идет сбор электронных подписей под этой петицией.

   Нужно поддержать и эту петицию, и тех, кто будет подавать иск в суд. Платформа электронного правительства позволяет каждому из нас выразить свое отношение к происходящему, отправив обращения в любой государственный орган, включая Администрацию Президента.  

 

   Денис Данилевский

 

https://flashpress.kz/blog/flash/177321.html

Похожее