Сети изношены, а ремонт не проводится. Грозит ли региону энергетический коллапс?

25.10.2019

Достаточно посмотреть отчёт о выполнении инвестиционной программы АО «ВК РЭК» за 2018 год, чтобы почувствовать угрозу энергетического коллапса. Ведь за прошлый год энергетики произвели капитальный ремонт линий электропередачи на протяжении … одного километра! А всего ВК РЭК принадлежит 34 478 километров линий электропередачи! Из них напряжением 0,4 кВ – 10 646 км, ВЛ - 6/10 кВ – 12 926 км, ВЛ – 35кВ – 4 230 км, ВЛ – 110 кВ – 4 779 км, ВЛ – 220 кВ – 162 км. Речь идёт только о воздушных линиях,

 Заместитель председателя правления АО «ВК РЭК» по развитию Ерлан Маканов столь низкий объём ремонта электросетей объясняет так:

«В связи с аварийностью вследствие высокого уровня износа воздушных и кабельных линий 0,4 кВ, а также неудовлетворительного состояния подстанционного оборудования, в 2018 г. основные средства были направлены на разработку проектно-сметной документации линий электрических передач, подстанций, а также на строительно-монтажные работы по модернизации и реконструкции узловых подстанций. Без проектно-сметной документации энергопередающая организация не имеет возможности производить капитальный ремонт и модернизацию своих объектов».

 Получается, что в прошлом году основной упор был сделан на разработку ПСД. А уже в этом году должны развернуться масштабные ремонтные работы. Смотрим отчёт ВК РЭК об исполнении инвестиционной  программы за первое полугодие 2019 г. «Заключён договор на работы по модернизации ВЛ – 0,4 кВ проводом СИП протяженностью 39,57 км на сумму 409,5 млн. тенге. Замена неизолированного провода на СИП позволяет практически исключить короткие замыкания при сильном порывистом ветре или при налипании обильного снега, обладают большой механической прочностью и безопасностью при обрыве». Да, в этом году ремонта на воздушных линиях побольше, но ведь таких линий напряжением 0,4 кВ более 10 тыс. км, а ремонт производится только на 39 километрах!  А будет ли ремонт на линиях 6, 10, 35, 110, 220кВ? Об этом упоминания нет.

- Каково состояние кабельных линий 6 /10 кВ и 0,4 кВ? В отчёте по инвестиционной программе о кабельных линиях вообще не упоминается. Проводится ли их ремонт? В центре Усть-Каменогорска и других городов ВКО всё застроено, не мешает ли точечная застройка вскрывать кабельные каналы?

«Износ кабельных линий 0,4/6/10 кВ в среднем составляет около 75%. В инвестиционную программу 2018 г. включены работы по разработке проектно-сметной документации по кабельным линиям 6-10кВ, в рамках инвестиционной программы 2019 г. начаты работы в части кабельных линий 0,4/6/10 кВ. В связи с плотной застройкой населённых пунктов существуют сложности в процессе согласования прохождения трассы кабельных путей, т.к. требуется согласование пересечения линий с охранными зонами инженерных коммуникаций и железной дорогой».

Итак, кабельные линии изношены на 75%! А ведь их ремонт, или ликвидация аварийной ситуации ещё сложнее, чем на воздушных линиях. Нужно вскрывать кабельный канал, а это земляные работы. Во многих городских районах уже плюнуть некуда, а уж технике, тому же экскаватору, и вовсе даже стать негде. Случись что с кабелем, и будут большие трудности. А в отчёте об исполнении инвестпрограммы за первые 6 месяцев этого года ничего не сказано о ремонте кабельных линий.

  - А какова ситуация с подстанциями? В 2018 году произведена модернизация и реконструкция 79 подстанций и капитальный ремонт 26 подстанций. Сколько всего подстанций принадлежит ВК РЭК?

«На балансе АО «ВК РЭК» состоит более 300 подстанций 35 кВ и выше, количество трансформаторных подстанций составляет более 6000».

 По подстанциям также ситуация не совсем хорошая. Ремонты проводятся, но явно не удаётся охватить ими необходимое количество подстанций. В 2019 г., судя по отчёту, изготовлены 4 новых ТП блочно-модульного типа, поставлены 50 элегазовых выключателей 35 кВ, закуплены 100 вакуумных выключателей 6/10 кВ.  Цифры вроде бы солидные, но ведь на каждой подстанции по несколько выключателей, и пока, судя по всему, это старые советские масляные выключатели. 

- Как правило, после дождей в областном центре в каком-нибудь районе непременно отключается электричество, не говоря уже о районах области. Ветераны-энергетики по этому поводу говорят, что на трансформаторных подстанциях 10/6/0,4 кВ не ремонтируются крыши, поэтому они протекают, и происходит короткое замыкание. В советское время ежегодно ремонтировали крыши. Почему не ремонтируются крыши ТП?

«Ежегодно, согласно утверждённому графику планово-предупредительных работ, в соответствии с нормативными сроками эксплуатации зданий и сооружений, работы по ремонту кровли зданий ТП проводятся 1 раз в 10 лет, а также при возникновении аварийных ситуаций».

 На ТП во дворе моего дома за последние более чем 20 лет ни разу не ремонтировали крышу. На расположенной неподалёку ТП также ремонта кровли не было. Где же нормативные сроки? 

 15 июля этого года в Алматы наступил «конец света». Причиной массового сбоя в системе подачи электроэнергии  аким города Бакытжан Сагинтаев назвал аварию на сетях АО «Алатау жарык компаниясы» (АЖК) в районе подстанции «Ерменсай». Об отсутствии света сообщали жители всех восьми районов города и прилегающих районов Алматинской области. Сбой привёл к остановке работы метро и троллейбусов. На улицах не работали светофоры. Из-за аварии возникли проблемы с водоснабжением. Официальный представитель предприятий теплоэнергокомплекса и ЖКХ Алматы Ян Гирин сообщил, что на источниках генерации электроэнергии произошла внештатная ситуация. По данным Минэнерго, она повлияла на генерацию электроэнергии на ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и каскадной ГЭС в городе Капшагай.

- Возможна ли в сетях ВК РЭК авария, подобная аварии в Алматы 15 июля т.г.?

«Аварии могут возникнуть на различных участках энергетической системы, т.к. кроме АО «ВК РЭК» есть сети и прочие объекты других участников энергетического рынка, таких как АО «KEGOC», энергопроизводящие станции, сети третьих лиц и т.д. ВК РЭК не может гарантировать бесперебойное электроснабжение в случае, если на одном из участков возникнут аварии. Это всё связанный технологический процесс. В свою очередь, АО «ВК РЭК» предпринимает все возможные меры предупредительного характера для недопущения подобных ситуаций в зоне обслуживания сетей».

 Действительно, теперь на энергетическом рынке каждый сам за себя. Раньше и ГЭС, и ТЭЦ, и электросети, и тепловые сети входили в единую энергосистему «Алтайэнерго». Представить, что участок ЛЭП может находиться в частной собственности, нельзя было даже в страшном сне. Сейчас откуда-то появились трейдеры, владеющие линиями электропередачи, подстанциями. Например, подстанция на Защите находится в частной собственности, и недавно в микрорайоне вновь несколько дней не было электричества. Все эти трейдеры выжимают все, что возможно, из старых советских электросетей, из оборудования, сами ничего не делают, и не вкладывают средства в обновление. Единая энергосистема разделена на множество предприятий, многие из которых находятся в частной собственности. Все продают энергию друг другу. Это не только приводит к удорожанию стоимости электричества и тепла, но и вызывает технологические проблемы. Вот что такое «энергетический рынок»!

- В пояснении к отчёту об инвестиционной программе написано, что значительная доля оборудования функционирует с момента построения энергосетей, износ является критическим, действующий тариф не обеспечивает своевременного обновления основных средств, в связи с чем растет аварийность и износ. Но ведь все эти почти 30 лет рыночной экономики постоянно повышался и повышается тариф на передачу электроэнергии. Неужели за это время не было возможности провести хотя бы частичное обновление сетей и оборудования? Каждый год мы слышим одно и то же – средств недостаточно, тариф не покрывает затраты, поэтому всё стареет и приходит в негодность. А как же вложение инвестиций? Получается, что работы проводятся только за счёт тарифа, а инвестиций самого собственника нет? В 2020 году тариф будет формироваться уже по новой стимулирующей методике, которая будет учитывать необходимость капитального ремонта, неизбежен рост тарифа не менее чем на 20%. Неужели и нового тарифа не будет хватать на ремонт?

«Деятельность АО «ВК РЭК», являющегося субъектом естественной монополии, регулируется уполномоченным органом в сфере естественной монополии. Одной из главных задач предприятия  является повышение качества оказываемых услуг, надежное обеспечение населения электроэнергией по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития аварийных ситуаций, сокращение технологических потерь электроэнергии, снижение изношенности сетей.

 Для достижения этих целей реализуется инвестиционная программа, которая направлена на замену физически и морально устаревшего силового и коммутационного оборудования, деревянных опор и линий электропередачи на современные, в соответствии с действующими требованиями  норм и правил.

 Следует отметить, что среди крупных региональных энергетических компаний Казахстана АО «ВК РЭК» имеет наименьший размер инвестиций на одну условную единицу электрооборудования, предусмотренную в утверждённой тарифной смете на 2016-2020 годы».

 Судя по приведённым в ответе редакции диаграммам, в ВК РЭК числится 226 000 условных единиц электрооборудования. По этому показателю ВК РЭК на первом месте. На втором месте «Алатау жарык компаниясы», обслуживающая Алматы – 208 000. А вот по сумме инвестиций на единицу оборудования ВК РЭК на последнем месте – 18 000 тенге на одну единицу. На первом месте Мангистуский РЭК – 197 тыс. тенге на единицу (у них 22 000 единиц). В «Караганда Жарык» - 79 тыс. тенге (85 989 единиц), «Алатау жарык компаниясы» - 61 тыс. тенге.

«Последние 10 лет предприятие имеет заведомо убыточный тариф, который не покрывает затраты на текущий и капитальный ремонты в соответствии с утверждёнными отраслевыми нормами, это и есть основная причина роста износа, которая усугубляет физическое старение оборудования. При подаче заявок на рассмотрение нового тарифа, АО ВК РЭК всегда предоставлялись расчёты на ремонт и эксплуатацию электросетей строго в соответствии с нормами действующего законодательства, но уполномоченный орган снижал уровень затрат без каких-либо мотивировочных пояснений». 

 Во всём виноват низкий тариф – таков аргумент энергетиков. А как же с внутренними резервами? Снижение себестоимости, повышение производительности труда, уменьшение потерь, новые технологии?  О том, что тариф низкий, и не позволяет в нужном объёме проводить ремонты и закупать новое оборудование, мы слышим от всех поставщиков коммунальных услуг, от всех монополистов уже десятилетиями. Но как объяснить, что, к примеру,  кабельные линии изношены на 75%?! Получается, что за эти десятилетия кабельные сети  вообще не ремонтировали, и новые кабели не прокладывали? Не помогло и управление американской фирмы AES, похоже, американские менеджеры не особо беспокоились  вопросами ремонтов. У компании уже новый владелец, но ситуация не менятеся. И что делать дальше? С таким износом сейчас нужно обновлять кабельные линии по несколько сот километров в год. Да и воздушные линии требуют ремонта, замены, и тоже  сотнями километров в год. И подстанции не в самом лучшем состоянии, оборудование нужно менять сотнями единиц. Сколько ещё продержится старое оборудование, старые сети? Когда-то всё придёт в полную негодность. Ничего вечного нет.  И что тогда?  Похоже, никто не знает ответ на этот вопрос, и никто не думает об уже недалёком и тревожном будущем. Психология сегодняшнего дня, психология временщиков. А ведь при таком подходе коллапс просто неизбежен. И подобное положение не только в нашей области, а во всех регионах Казахстана. Необходимы не просто огромные финансовые вложения в обновление сетей и оборудования.  Нужна техника, рабочие, это колоссальные материальные и людские ресурсы.  Вряд ли АО «ВК РЭК» справится с таким объёмом работ, если проводить масштабные ремонты, и не по одному и даже не по 30 километров в год, пусть даже и численность работников в компании составляет 2954 человека. Где взять такие деньги? За счёт увеличения тарифа, за счёт потребителей? Не потянут потребители такие суммы, многие разорятся. Нужны государственные вложения. Но многие монополисты – это частные компании. Может быть, государственная программа с последующим возвратом средств? Но это опять за счёт потребителей, за счёт народа. Кредиты? У нас уже некоторые предприятия ЖКХ взяли кредиты у ЕБРР, и непонятно, как будут возвращать. В электроэнергетике, в других отраслях коммунальных услуг годами завязывался такой клубок проблем, что теперь непонятно, как его распутывать. И хотят ли его вообще распутывать, решать эти проблемы? Или проще жить по принципу: «День прошёл, и ладно, дальше видно будет», а ещё «После нас хоть потоп»?

  Мы продолжим эту тему в ближайших номерах, хотелось бы узнать позицию республиканских органов власти. Ведь они определяют и экономику, и политику в стране.

 

              Денис Данилевский   

Похожее