Трамвайный парк Усть-Каменогорска снова продадут в частную собственность

05.02.2021

Такой вывод можно сделать после изучения комплексного плана приватизации на 2021-2025 годы, утверждённого постановлением правительства РК 29.12.2020 г.

 Среди объектов коммунальной собственности, предусмотренных к приватизации на ближайшие 5 лет, в списке по ВКО есть и ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска».

 Данное ТОО было создано совсем недавно – менее трёх лет назад, 9 апреля 2018 г. Форма собственности – государственная, учредителем является ГУ «Отдел финансов г. Усть-Каменогорска». Виды  деятельности – автобусные перевозки и трамвайные перевозки. Директором является Михаил Чайка, недавно избранный по списку партии «Nur Otan» депутатом городского маслихата.  Перевозками пассажиров на автобусах  компания пока не занимается, а вот трамвайное сообщение  полностью под эгидой этого ТОО.  

 Если вспомнить и проследить все события, связанные с трамвайным парком областного центра, то  самая элементарная логика позволяет начертить схему, о которой многие говорили давно.  Ещё в тот период, когда началась активная кампания по возврату трамвайных перевозок в собственность государства.

 Напомним, что в частную собственность трамвайный парк был продан в 1995 году. Несколько раз у парка менялись собственники, в середине «нулевых» шли жёсткие разборки между совладельцами, приведшие к тому, что кое-кто из них оказался даже за решёткой. Потом ситуация вроде бы стабилизировалась, но претензии стали предъявлять контролирующие органы, в частности, налоговый комитет. Они посчитали, что на предприятии  имеется схема ухода от налогов. Трамваи арендуются индивидуальными предпринимателями, что позволяет не платить налоги с фонда оплаты труда. Проверки начались с 2010 года, и несколько лет деятельность предприятия проходила в экстремальных условиях, при заблокированных счетах. Использование договоров с ИП – это абсолютно законная форма экономических взаимоотношений. Ситуация с трамвайным парком Усть-Каменогорска доходила до республиканского уровня, рассматривалась национальной палатой предпринимателей. Но в итоге всё завершилось тем, чем и должно было завершиться – парк довели до продажи имущества за долги. Предприятие в условиях блокировки счетов не могло погашать банковский кредит на сумму более 400 млн. тенге.

Вот фрагмент интервью директора ТОО «Усть-Каменогорский городской трамвайный парк» Анатолия Успенского – последнего частного владельца предприятия, опубликованного в газете «Flash!» в августе 2017 года.

  «Бизнес-план у нас был готов давно. Но нам не дали его реализовать. Конечно, ни о каких инвестициях в последние 5 лет и речи не могло быть. Кто будет вкладывать инвестиции, если каждый день идут проверки, счета заблокированы, и судьба предприятия непонятна?».

 В этом же интервью Анатолий Успенский рассказывал о планах по приобретению 18 чешских вагонов «Tatra» 2008-2009 годов выпуска, закупке запчастей, ремонту трамвайных путей. Но для этого необходима разблокировка счетов.  Обращалось руководство трамвайного парка и за помощью к государству, было предложение безвозмездно передать в коммунальную собственность через СПК «Ертiс» 49% уставного капитала. Но  городской акимат отверг это предложение.

 Именно в 2017 году и развернулась усиленная информационная кампания по подготовке общественного мнения к возврату трамвайного парка в государственную собственность. Было немало публикаций о неэффективности работы частных владельцев, доведших трамвайное сообщение в городе до плачевной ситуации. И существенная  доля истины в этом была. Трамвайный парк Усть-Каменогорска – единственный на постсоветском пространстве, находившийся в частном владении. В разных странах мира трамвайные перевозки осуществляются государственными муниципальными предприятиями. Причём, стоимость проезда или дотируется из бюджета, или предприятию выплачиваются субсидии за социально-значимые перевозки. Так предусмотрено законами в постсоветских странах, да и в Казахстане тоже.  Например, в столице Эстонии Таллине общественный транспорт, в том числе и трамваи – вообще бесплатный для жителей города, студентов, и лиц старше 65 лет. Трамвайный парк Усть-Каменогорска, впрочем, как и частные автобусные перевозчики, никогда не получал субсидии из бюджета.

 Итак, в 2018 году банк, в котором был взят кредит, выставил залоговое имущество трамвайного парка на торги. До этого, как рассказывал Анатолий Успенский, банкиры с пониманием относились к сложившемуся положению, шли переговоры по реструктуризации займа. 

 В марте 2018 года СПК «Ертiс» приобрела на торгах имущество трамвайного парка за 443,5 млн. тенге. Перед этим трамвайные перевозки в городе были вообще прекращены из-за долгов за электроэнергию. Впервые с 1959 года, когда в городе появились трамваи, Усть-Каменогорск остался без этого вида транспорта.

В апреле 2018 года было создано ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска», которому СПК и передала в доверительное управление трамваи. Ещё 118 млн. тенге бюджетных денег было потрачено на покупку в Алматы 13 трамваев ликвидированного парка южной столицы. 45 млн. пришлось заплатить за перевозку вагонов в Усть-Каменогорск. Итого, только первоначальные затраты государства составили более 600  млн. тенге. Летом 2018 года трамвайное сообщение в городе было возобновлено. 

 Дальнейший ход событий горожане хорошо помнят. Это совсем недавняя история. Алматинские трамваи пришлось ремонтировать, не все они оказались «на ходу», лишь три вагона, да и те, постоянно сходили с рельсов. Масштабный ремонт трамвайных путей и переездов начался лишь в прошлом году благодаря средствам, которые поступили в город по государственной программе «Дорожная карта занятости – 2020». 300 млн. тенге было выделено на ремонт путей и 34 млн. на обновление контактной сети. Из 13 алматинских трамваев летом прошлого года на ходу было 9.

 И вот теперь, после столь солидных миллиардных денежных вливаний трамвайный парк снова включили в программу приватизации! Зачем? Для чего тогда с таким трудом и с такими затратами его возвращали государству? И ведь проблем у предприятия ещё хоть отбавляй! О них рассказал в интервью газете «Flash!» в июле прошлого года директор ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» Михаил Чайка. Это и проблемы с кадрами, непростая финансово – экономическая ситуация. Нужно реальное обновление подвижного состава, именно обновление, а не закупка б/у вагонов, как это произошло с трамваями из Алматы. Неужели все эти проблемы власти оставляют будущему частному владельцу? А потом опять будут публиковать материалы, как неэффективно работает частник?

 С 6 февраля в трамваях стартует электронное билетирование. Руководство города давно заявляло, что будет субсидировать городской общественный транспорт только в случае полной финансовой прозрачности перевозчиков. Вероятнее всего, трамвайщики первыми станут получать субсидии. Кстати, проект постановления городского акимата о субсидировании пассажирских перевозок электротранспортом был подготовлен ещё зимой 2018 года. Вполне вероятно, что повысится и стоимость проезда.

 Но сможет ли и при таких условиях частный собственник вкладывать средства в приобретение новых вагонов? Если целью возврата трамвайного парка в собственность государства, как поясняли власти, была забота о пассажирах, то какова цель повторной приватизации? Или всё делается для того, чтобы трамвайный парк перешёл в собственность «нужным людям»? Помнится, один из бывших владельцев предприятия говорил, что его очень заинтересовала большая территория парка. И действительно, вскоре появилась цепочка различных кафе и магазинов со стороны улицы Казахстан, а со стороны улицы Мызы часть земли была продана под торговый центр  «Мегастрой». Да и участок под подстанцией контактной сети в самом начале пр. Абая значительно съёжился, теперь там магазин «Технодом». Похоже, что от продажи земли бывший собственник получил гораздо больше, чем от перевозок пассажиров.

 Кто станет конечным выгодополучателем от всей этой схемы – станет известно после продажи ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска».  Сроки не указаны, но продажа обязательно будет.

 Между тем, есть ещё один очень серьёзный вопрос накануне будущей приватизации. В уставе ТОО не зря указан ещё один вид деятельности – перевозка пассажиров автобусами. Дело в том, что, по задумке властей,  за счёт заёмных средств на баланс ТОО должны закупить 85 новых автобусов. В ноябре 2018 г. между ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» и Европейским банком реконструкции и развития был заключён кредитный договор на 5,4 млрд. тенге для приобретения 85 новых автобусов с экологическим стандартом Евро-5.  Поставка автобусов была запланирована на вторую половину 2019 г. В декабре 2018 г. руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Руфат Акрамов, отвечая на вопросы газеты «Flash!» пояснил:

«ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска» выступает заёмщиком для приобретения новых автобусов, далее автобусы будут переданы на конкурсной основе перевозчикам для обслуживания автобусных маршрутов, т.к. на сегодняшний день перевозчики города не имеют возможности самостоятельно приобрести такое количество подвижного состава, отвечающего современным требованиям».

 В этой же статье двухлетней давности были высказаны и такие предположения. «Итак, выходит, что ТОО «Транспортная компания г. Усть-Каменогорска» в конкурсе (на обслуживание маршрутов – ред.) участвовать не будет, и работать на городских маршрутах тоже не будет. Но в то же время компания станет монопольным обладателем новых автобусов. На каких условиях она передаст их в пользование перевозчикам? Какова будет стоимость аренды автобусов? Видимо, за счёт аренды компания рассчитывает не только погасить кредит, но и получить какую-то прибыль? Не получится ли так, что после погашения кредита компания будет приватизирована, и кто-то счастливый станет обладателем почти сотни новеньких автобусов?».

 Новых автобусов до сих пор нет. Непонятно, был ли реально получен кредит от ЕБРР? Тем не менее, если власти рассчитывали через ТОО приобрести эти автобусы, то, как они будут это делать после приватизации? 

 Вот сколько вопросов вызвало известие о предстоящей приватизации государственной транспортной компании.

 Но, самое главное, что безработицы у чиновников никогда не будет, это точно. За них можно только порадоваться.  Сначала они усиленно работают над тем, чтобы забрать у частника предприятие, а спустя три года, не менее усиленно снова его приватизируют. Вечный двигатель! 

 

Денис Данилевский     

Похожее