В ВКО ВНЕДРЯЮТ ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

21.08.2019

(ТиПО и немцы)

 

16 августа в Усть-Каменогорске Палатой предпринимателей ВКО при содействии Управления образования ВКО проведена встреча представителей организаций ТиПО с руководителем Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Казахстане Томасом Хельмом по вопросам дуального обучения и стипендиальных программ Фонда. Сотрудники колледжей узнали о системе дуального обучения в Германии, о работе Палаты коммерции и Палаты торговли, аналогичных казахстанскому «Атамекену», и задали интересующие их вопросы.

 

В ГЕРМАНИИ И У НАС

История сотрудничества Казахстана с Германией в сфере профессионально-технического образования молодежи берет свое начало в 2012 году, когда Нурсултан Назарбаев и Ангела Меркель заключили Меморандум, предусматривающий внедрение германской модели дуального обучения в РК. Целью сотрудничества является использование передового опыта ремесленных палат Германии для развития профессионально-технического образования в Казахстане.

«В Германии большая часть предприятий, которые обучают молодежь, являются представителями малого бизнеса - это в основном небольшие ремесленные фирмы. А у нас в системе дуального обучения участвуют преимущественно крупные предприятия. Поэтому наша задача донести до малого и среднего бизнеса необходимость делать вклад в собственное будущее - готовить для своего предприятия специалистов через систему дуального обучения, - говорит начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА

На встрече 16 августа в Усть-Каменогорске глава представительства Фонда Конрада Аденауэра в Казахстане г-н Томас Хельм отметил, что индустриализация в Республике Казахстан - очень важная тема для Германии, поскольку его страна ищет сильных партнеров на международном рынке. Он подчеркнул, что у нашей страны есть огромный потенциал в сфере сельского хозяйства. А учитывая наметившуюся в мире тенденцию продовольственного кризиса, Казахстан может стать одним из решений данной проблемы.

Немецкий специалист считает, что выведение сельского хозяйства на новый уровень - это вопрос образования молодежи по техническим и рабочим специальностям. Казахстану нужны высококвалифицированные, компетентные фермеры, которые владеют навыками и могут одновременно заниматься многими видами деятельности.

Следуя опыту немецких Палат, говорит г-н Хельм, казахстанская НПП «Атамекен» также должна полностью внедряться в процесс дуального обучения - осуществлять направление молодежи на предприятия и в колледжи, а затем экзаменовать выпускников в специально оборудованных учебных центрах.

«Вашим компаниям МСБ сейчас не хватает знаний и осведомленности о том, что им нужны подопечные. Они будут приносить новые идеи и вести компании к процветанию в будущем. Однако не все предприниматели понимают это. К тому же не все могут позволить себе иметь специально оборудованные мастерские и компетентных специалистов для обучения подопечных. Наш Фонд может помочь в подготовке мастеров обучения по программе «Тренеры для тренеров»», - говорит Томас Хельм.

Еще одна проблема развития казахстанской системы дуального обучения - неосведомленность самих студентов о своих потенциальных возможностях в получении профессии.

«В больших городах все хотят быть начальниками, в сельской местности молодежь более открыта к получению технического образования. Но необходимо донести до них, что профтехобразование - не «для глупых», как принято до сих пор считать, что это их будущая стабильность, что это отличный шанс стать профессионалом и хорошо зарабатывать. Тем более что после колледжа можно пойти учиться дальше, в вуз. На это молодых людей нужно мотивировать еще со школьной скамьи, убеждать, чтобы сами шли в дуальное образование», - рекомендует немецкий специалист.

Он также посоветовал создавать короткие видеофильмы о преимуществах обучения в системе ТиПО и показывать их перед основным сеансом во всех кинотеатрах страны.

В завершение встречи сотрудники колледжей задали г-ну Хельму немало проблемных вопросов, касающихся роли Палат в дуальном образовании, целесообразности поступления студентов в колледж при возможности практического обучения на предприятиях, определения ответственности за трудоустройство подопечных, участия предприятий в оснащении колледжей современным оборудованием и др. На все вопросы представителем Фонда Аденауэра были даны подробные разъяснения, а также приведена в пример ситуация, сложившаяся в Германии около 20 лет назад, когда в стране повысился уровень безработицы. Для обеспечения занятости населения и в частности молодежи государство в то время приняло Закон, согласно которому компании, не берущие на обучение подопечных, обязывали платить в бюджет огромные штрафы. Правда, таких компаний фактически не нашлось, говорит г-н Хельм, и впоследствии данный Закон был упразднен.

«С утверждением 21 января 2019 года «Дорожной карты дуального обучения», рассчитанной на 2019-2021 годы, перед нами стоят задачи масштабирования дуального обучения в системе ТиПО, подготовки специалистов для работы для работы в сельской местности на основе заключения соответствующих контрактов между обучающимся, крестьянскими хозяйствами и колледжами, обучения наставников из числа работников КХ региона на базе созданной при Палате предпринимателей ВКО Школы наставников, организации сертификации студентов по завершении дуального обучения, проведения стажировок преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения»,- резюмировал Асет Адылхан.

Похожее