Ветераны будут контролировать, а чиновники получать зарплату?

30.08.2023

Создаётся впечатление, что новый аким делает упор на «ручное управление». Лично проверять турники, с помощью общественников наладить контроль за стройками… Системного подхода пока не видно. Или Кошербаев понимает, что системные вопросы ему не дадут решить, и привлечь к ответственности тех же нерадивых строителей ему не под силу, поэтому и занимается какими-то точечными поручениями. А ещё, судя по его выступлениям, он надеется на выборы акимов.

Два с половиной месяца область живёт под руководством нового акима Ермека Кошербаева. Приближается символический рубеж в 100 дней, после которого принято подводить предварительные итоги.

  Поручений своим подчинённым Ермек Кошербаев дал уже немало. Обратим внимание лишь на некоторые из них. Так, на одном из совещаний Ермек Беделбаевич сообщил акимам городов и районов о своих критериях оценки их работы.

- На рейтинг и успешную выборную кампанию акимов городов и районов будет влиять решение важных вопросов. Таких, как обеспечение питьевой водой (включая работу с населением по подключению к уже имеющимся веткам), надлежащее качество домов, построенных по программе «Одноэтажный Восток», и, безусловно, контроль над своевременным проведением тендерных процедур, что позволит начинать строительный и ремонтный сезон вовремя.

 Честно говоря, всё это задачи текущего дня. А где же задачи развития? Что касается питьевой воды, то было бы неплохо провести ревизию выполнения программы обеспечения насёлённых пунктов этим важнейшим благом цивилизации. Ведь нередко на бумаге водопровод построен, и подрядчик получил деньги, а реально сельчане продолжают брать воду в лучшем случае из колодца, а в худшем – из арыков или реки! Вот что, к примеру, сообщил департамент внутреннего государственного аудита по ВКО по итогам проверки выполнения программы «Нурлы жер» и программы развития регионов за 2019-2022 годы.

«Из общего объёма установленных финансовых нарушений основными являются принятие в эксплуатацию фактически незавершённых объектов строительства и проведение платежей в пользу подрядных организаций за невыполненные объёмы работ. Так, одним из ярких примеров является принятие в эксплуатацию объектов «Строительство водопроводных сетей в селе Белое» и в селе Кулынжон Кокпектинского района ВКО, которые фактически не функционируют, и работы по которым не завершены по причине невыполнения подрядной организацией своих договорных обязательств. Сумма причиненного государству ущерба по предварительным подсчётам составляет более 94 млн. тенге».

  Сейчас эти сёла входят в восстановленный район Самар. Как акимы районов могли допустить, что водопроводы не построили, но акты выполненных работ подписаны, и деньги подрядчику перечислены? Могут ли такие акимы и дальше возглавлять вверенные им территории?  

 Кстати, к скандалу с водоснабжением причастен и нынешний заместитель акима области Бакытжан Байахметов. Фактически он вернулся на те позиции, которые занимал и при Даниале Ахметове. В 2019 году комитет партийного контроля партии «Nur Otan» рекомендовал привлечь его к ответственности. Оказывается, годом ранее  на проведение и реконструкцию системы водоснабжения в Аягозском районе было выделено 2,5 млрд. тенге. Деньги подрядчикам полностью выплатили, но шесть объектов были выполнены лишь на бумаге! Только в Аягозе 10,5 тыс. человек не получили доступ к централизованному водоснабжению, и 37 тыс. – к водоотведению! Бакытжан Байахметов контролировал это строительство и в качестве акима района, и позднее уже в качестве заместителя акима области. Об этом наша редакция сообщала в  статье «Без Ахметова по ахметовскому пути? Что будет с командой бывшего акима области?», опубликованной 22 июня https://flashpress.kz/blog/flash/178332.html

  В этой же статье на основе анализа открытых источников и публикаций в республиканских СМИ были показаны и другие сомнительные истории с Байахметовым, в частности, рынок в Аягозе, контролируемый его родственниками. Рынок занимает огромную  территорию в центре города, по которой проходит магистральная теплотрасса.

Тем не менее, Бакытжан Байахметов уже в июле был назначен заместителем акима области. Пока других крупных кадровых изменений не последовало, но уже это назначение вызывает сомнения в том, что область ждут какие-то перемены.

 К акимам городов и  районов, судя по выступлениям главы области на совещаниях, у него есть отдельные претензии, но главное для них сейчас – улучшить свою физподготовку. Чтобы хотя бы раз подтянуться на турнике. Потому что глава области поручил им лично контролировать качество спортплощадок. Для безопасности детей.

Заместителю акима Зайсанского района Ермек Кошербаев задал вопрос: «Сколько школ Вы проверили, пробовали ли подтягиваться на турниках?».  Обескураженный чиновник не смог ничего ответить. И глава области заявил: «Сам буду посещать школы и проверять, если найду недостатки, буду приглашать журналистов и говорить, что здесь аким не думает о безопасности детей. Как вы после этого будете выдвигаться на выборы? Поэтому, каждый сельский аким должен лично проверить на безопасность турники в каждой школе, держать ситуацию под своим контролем».

 Личный контроль -  дело очень важное. Но вообще-то  будет лучше, если акимы, в том числе и областной, станут главное внимание уделять вопросам планирования развития территорий, текущему  и стратегическому. Обойти все школы и подтянуться на турниках – это не один день нужно потратить. Гораздо правильнее направить силы, чтобы вместе с правительством и президентом принять меры к тому, чтобы наказание было неотвратимым и реальным. Тогда любой подрядчик будет знать, что если упадёт турник и пострадают дети, то ему придётся отвечать и сесть за решётку, а также компенсировать ущерб. Также за решётку сядет и тот, кто принимал этот объект от имени государства.

Кстати, на последнем совещании Ермек Кошербаев предложил для улучшения контроля качества строящегося жилья привлекать общественность.

- Давайте использовать возможности общественных советов. Совместно с акимами городов и районов  нужно ввести в их состав профессионалов в строительстве. Есть пенсионеры, которые уже ушли, но они знают, что это такое.  Вам от них будет поддержка. Вы не будете оставаться один на один с подрядчиками. Против общества не всегда пойдёшь.

 Привлечение общественности к делам государства и государственного управления – это очень важно. Так постепенно будет развиваться гражданская активность и самоуправление. Но, призывая на помощь общественность, аким области фактически признал бессилие государственных органов в вопросе контроля качества строящегося жилья и других социальных объектов. Ведь он сам сказал, что с общественниками чиновники не будут оставаться один  на один с подрядчиками. Неужели подрядчики так могущественны, что государству нужна подмога?  Или подоплёка этого предложения такова: не оставлять чиновников один на один с подрядчиками, чтобы не было возможности «порешать» вопрос? В любом случае получится так, что ветераны станут  контролировать и заставлять строителей качественно делать свою работу, а чиновники будут только получать зарплату, при этом, не выполняя свои прямые обязанности! Ведь есть специальное ведомство, которое так и называется – управление государственного архитектурно-строительного контроля!  Получается, что поставил аким под сомнение и компетентность сотрудников данного ведомства. Ведь если ветераны знают, «что это такое» (видимо, аким подразумевал качество строительства), то выходит, что чиновники не знают.  Если так пойти дальше, то возникает вопрос – а зачем тогда вообще госорганы, если все проблемы может контролировать общественность? Наверное, и здесь неотвратимость наказания сыграла бы гораздо большую роль, чем принципиальные ветераны-строители. Несколько реальных «посадок» за плохое качество строительства, в том числе и чиновников, подписавших акт приёмки, и вопрос был бы решён.

 Создаётся впечатление, что новый аким делает упор на «ручное управление». Лично проверять турники, с помощью общественников наладить контроль за стройками… Системного подхода пока не видно. Или Кошербаев понимает, что системные вопросы ему не дадут решить, и привлечь к ответственности тех же нерадивых строителей ему не под силу, поэтому и занимается какими-то точечными поручениями. А ещё, судя по его выступлениям, он надеется на выборы акимов. Уже дважды он припугнул глав городов и районов, что они не смогут успешно пройти выборную кампанию, если не будут решать жизненно важные вопросы населения. Но вряд ли при нынешнем порядке выборов акимы реально боятся народного голосования. Последние выборы в марте этого года прекрасно показали, что даже если во всех протоколах будет победа неугодного кандидата, то всё равно в итоге он не окажется победителем. Сначала нужно изменить всю избирательную  систему, а уж потом объявлять выборность акимов. Иначе всё это будет только лишней тратой денег. «Чужого» на пост акима всё равно не пропустят. А создать оазис честных выборов в отдельно взятом Восточном Казахстане не получится.

 

                                                                              Денис Данилевский

 

Похожее