Выброс хлора

23.12.2021

Президент АО «УК ТМК» Асем Мамутова является депутатом областного маслихата от партии «Nur Otan». Было бы неплохо, если бы депутат каким-то образом пояснила своим избирателям – что же произошло на подчинённом ей комбинате, и что будет сделано для исключения таких ситуаций в будущем.

Далёк титано-магниевый комбинат, но и это наше предприятие, городское… ТМК всё время как-то в стороне при обсуждении экологических проблем Усть-Каменогорска, в стороне от критики в СМИ, в социальных сетях. Комбинат расположен на дальней окраине города. Когда его строили, уже имелась возможность вынести площадку предприятия подальше от жилых кварталов. Даже от посёлка металлургов Новая Согра комбинат отделяет значительное расстояние.

 Тем не менее, комбинат неизбежно, в силу своего производства, является источником опасности для экологического состояния  города и окрестных населённых пунктов. ТМК – самое закрытое для журналистов и общественности предприятие из числа крупных загрязнителей. Здесь не проводят пресс-конференций, не приглашают общественников, блогеров на территорию и в заводские цеха, не рассылают в редакции информацию о положении с экологией. Официальный сайт УК ТМК весьма скромный. Экологической информации в его содержании  совсем мало, и сведения очень скупые. «Будучи одним из крупнейших промышленных производителей, АО «УКТМК»  активно и многопланово ведет деятельность по охране окружающей среды. На предприятии разработана «Политика в области качества, экологии, охраны здоровья, безопасности труда и информационной безопасности». Ее реализация позволила Комбинату занять лидирующее место в Восточно-Казахстанской области по показателям экологической безопасности. В рамках снижения воздействия на окружающую среду на комбинате проводятся природоохранные мероприятия, осуществляется модернизация производства». И ещё сведения о получении международных сертификатов по экологической и промышленной безопасности. Вот и всё. Какие вредные вещества, и в каких объёмах выбрасывает комбинат в атмосферу, каково воздействие производства на почву, водоёмы и подземные воды? Как, где и в каком количестве складируются техногенные отходы? Что это за отходы, какого класса опасности?  Такой  важнейшей информации нет. Как будто ТМК выбрасывает из своих труб сплошной озон, сливает в Ульбу питьевую воду, и не имеет ни одного грамма техногенных отходов.

  Несмотря на закрытость, все знают, что основная опасность, исходящая от ТМК, это хлор, применяемый в производстве. Хотя бы по выбросам хлора и мерам, предотвращающим превышение допустимых концентраций этого опаснейшего химического вещества – такую информацию можно было обнародовать!

 Именно с хлором и связан вчерашний инцидент, когда ТМК всё же пришлось выйти из такой удобной для комбината и его руководства «тени».

«Сегодня 21 декабря 2021 года в 12:15 в адрес департамента экологии посредством социальных сетей поступила информация о возможной аварии на АО «ТМК». С целью выяснения обстоятельств специалистами департамента экологии был осуществлён оперативный выезд для проведения инструментальных замеров на границе санитарно-защитной зоны предприятия. По результатам измерений, проведенных в 12:30, в точке отбора по ул. Егорова, 6, приблизительно в 200-х метрах от проезжей части дороги улиц Егорова и Шаяхметова установлен факт кратковременного превышения хлора от установленной нормы предельно-допустимой концентрации. Сообщаем, что на основании поступившего обращения зарегистрирована внеплановая проверка, в ходе которой причина выявленного факта кратковременного превышения в атмосферном воздухе также будет выясняться (период проверки 21.12.2021 - 05.01.2022 год). ❗О результатах проверки будет сообщено дополнительно». Такое сообщение было дано департаментом экологии ВКО вчера поздно вечером по итогам событий.

 Главный государственный экологический инспектор по ВКО Рауан Тураров в комментарии журналистам назвал размер превышения содержания хлора – более чем в 4 раза.

 Председатель Комитета экологического регулирования и контроля МЭГПР РК Зулфухар Жолдасов также дал комментарий телеканалу «Хабар 24»:

- Мы сейчас предварительно дали результат по всем веществам, серьёзных отклонений нет. Потому что это непродолжительный период времени, скорее всего. И достаточно быстро рассеялось, без каких-то серьёзных последствий. Но это предположительно. В причинах будем разбираться в любом случае. Сейчас мы назначили проверку. Понятно, есть определенные законные процедуры, но мы успели зафиксировать на санитарной зоне и в соцсетях видно, откуда направляется газ. В принципе, мы будем проверять и тщательно разбираться.  

 Как раз в то время, когда жители Усть-Каменогорска пересылали видео с места происшествия, и, пребывая в неведении, выдвигали свои версии аварии на ТМК и угрозы распространения хлора на весь город, в службе центральных коммуникаций проводил пресс-конференцию министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев. Одному из журналистов ВКО удалось отправить  ему вопрос по ситуации на ТМК. Министр в ответ  зачитал переданное ему сообщение, которое в основном повторяет то, что написано в сообщении департамента экологии ВКО. Но важно, что глава главного экологического ведомства теперь  проинформирован о произошедшем.

 Что ещё показал вчерашний день в связи с событиями на ТМК? Как всегда, нерасторопность наших официальных органов, ответственных за экологию и безопасность, в плане оповещения населения. Первая официальная  информация была обнародована лишь через несколько часов после появления в соцсетях видео с клубами розового газа над производственными корпусами ТМК. Да и эта информация появилась благодаря настойчивости журналистов. Всё это время горожане были предоставлены домыслам – что же произошло на ТМК, и какую опасность эта ситуация представляет. Да и сегодня, спустя почти сутки, мы не знаем всех подробностей. Почему произошёл выброс хлора? Это была авария? Что случилось? Руководство ТМК по-прежнему молчит.  Вчера с большим трудом журналистам удалось дозвониться лишь до начальника отдела охраны труда, окружающей среды и ЧС АО «УК ТМК» Рината Амирова и «выдавить» из него скупой комментарий: «На территории комбината никаких аварий не произошло. Мы работаем в штатном режиме». Странно. А почему тогда розовый газ окутал комбинат? Он что, сам по себе вышел погулять? Если в паре километров от ТМК, на улице Егорова, концентрация хлора оказалась более чем в 4 раза выше нормы, то каков уровень хлора был на территории комбината?

 Как выяснилось, стационарный  пост наблюдения загрязнения атмосферного воздуха «Казгидромета», расположенный на ул. Егорова, 8, не отслеживает уровень хлора. Замеры ведутся по шести веществам, но хлора среди них нет.

 В районе ТМК установлен пост Региональной автоматизированной информационной системы производственного экологического мониторинга (РАИСПЭМ) Центра экологической информации. Каждые 20 минут этот пост в режиме онлайн обновляет данные о загрязнении воздуха, в том числе и по хлору. Эти данные может видеть на сайте любой житель города.  Но последние результаты  мониторинга обновлялись ровно три месяца назад – 22 сентября. С этого дня система не работает, а сотрудники ЦЭБ разошлись по домам. В этом году управление природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО не провело конкурс по госзакупкам  на услуги контроля атмосферного воздуха. Несколько месяцев коллектив ЦЭБ работал без зарплаты и поддерживал своими силами работу системы оперативного мониторинга. Но в итоге важнейшая для города система оказалась не нужной руководству области и Усть-Каменогорска. Напомним также, что ЦЭБ в этом году был продан в частную собственность.

 Получается, что уровень содержания хлора теперь можно определить лишь переносными устройствами Казгидромета и департамента экологии. И если бы не мобильные телефоны и социальные сети, если бы не тревога и активность жителей, то этот залповый выброс хлора  вообще мог бы остаться без внимания государственных органов. Ведь на звонки со стационарного телефона сегодня чиновники, или их подчинённые, как правило, вообще не отвечают.

 Итак, что мы имеем? Система реагирования и оповещения жителей об аварийных ситуациях – никакая. Госорганы тяжелы на подъём, и очень долго готовят информацию.  Предприятие – загрязнитель может наглухо закрыться и тупо говорить, что у нас всё нормально, или вообще ничего не говорить. При наличии в городе предприятия, на котором потенциально может в любой момент произойти выброс хлора, уровень этого вещества в атмосфере фактически не контролируется. Система, которая отслеживала содержание хлора, по вине чиновников не работает уже три месяца. При таких условиях на первый план выходят слухи и  всегда есть повод для массовой паники. Паника может возникнуть как стихийно, так и организованно, если кто-то захочет её создать в политических или иных целях. А ведь если собрать все ведомства, отвечающие за экологическое состояние города, за реагирование на аварийные и нештатные ситуации, собрать всех лиц, которые обязаны принимать решения, то получится, что они получают сотни миллионов и даже миллиарды на свою зарплату. Например, только на обеспечение деятельности акима Усть-Каменогорска в  бюджете на 2021 год  предусмотрено 438,7 млн. тенге. Но почему-то аким города Жаксылык Омар, снимающий на видео для своей страницы в Инстаграм каждый новый правосторонний поворот, каждую новую детскую площадку, не оказался вчера у проходной ТМК, и не потребовал от руководителя предприятия Асем Мамутовой немедленного объяснения ситуации. Не поторопился туда и секретарь городского маслихата Александр Светаш.  А сама президент АО «УК ТМК» является депутатом областного маслихата от партии «Nur Otan». Было бы неплохо, если бы депутат каким-то образом пояснила своим избирателям – что же произошло на подчинённом ей комбинате, и что будет сделано для исключения таких ситуаций в будущем.

 При таких условиях народу не остаётся ничего иного, как самому стать самым лучшим контролёром.  Все технические условия для этого сейчас есть. Что вчера и произошло. Все вместе мы добились назначения проверки на ТМК. Подождём её результатов.

 

 Денис Данилевский

Фото – из социальных сетей и сайта ВК облмаслихата     

Похожее