Жаксылык Омар как философ

11.04.2023

Всё-таки пример вышестоящего начальника имеет огромное значение. Выступил аким области Даниал Ахметов с философскими размышлениями в интервью сайту Ulusmedia (cм. статью «Даниал Ахметов как философ, https://flashpress.kz/blog/flash/178258.html 14 марта 2023 г.), сразу пофилософствовать захотелось его подчинённому – акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару.

 Если Даниал Кенжетаевич рассуждал на тему взаимной ответственности власти и граждан, то Жаксылык Мукашевич замахнулся на самые высшие философские высоты. Его тема – должен ли госслужащий быть слугой? Об этом он на днях опубликовал рассуждения на своей странице в Инстаграм https://www.instagram.com/p/CqzxSz8KihH/?igshid=YmMyMTA2M2Y

  Приведём размышления Омара полностью.

«Чиновник – слуга народа. Эту фразу в нашем обществе любят использовать многие. И не всегда в положительном ключе. За более чем 20 лет работы на госслужбе я много раз слышал от своих соотечественников в свой адрес и в адрес моих коллег такие фразы, как «Я тебе зарплату плачу», «Ты мне всем обязан»  и «Вы меня должны слушаться». Это, конечно, крайности, но они имеют место быть.
 Хотя объективно  рядовой госслужащий – это человек среднего достатка с такими же, как у всех, проблемами. Он живет в небольшой квартире, трудится на работе от звонка до звонка, растит детей и даже берет кредиты в банке. А еще он платит налогов не меньше любого казахстанца.
 Так почему этот человек в умах других стал материально обязанным? Как все-таки до этого дошло?
Понятие о слугах народа восходит к эпохе античности. Еще Сократ писал: «Народ должен назначать представителей власти, [...] а люди, располагающие достаточным досугом, должны посвятить себя заботам об общественных делах как слуги народа».
 По сути, речь идет о богатых аристократах, которые своим материальным благополучием обязаны народу. И в той экономике это утверждение было справедливым. Но можем ли мы применять это к современному Казахстану? Не думаю.
 В большинстве древних держав никто не думал брать налоги с правителей, а сами они обладали властью над имуществом и жизнями людей. За это и были в долгу. Сейчас же, по-моему, уместно называть госслужащих не слугами, а равными партнерами всех остальных граждан. В современном обществе мы все делаем одно дело, за которое взялись добровольно, добившись Независимости. Просто каждый делает то, что должен на своем месте. Должен не кому-то, а, в первую очередь, своей стране.
 Поэтому хочется сказать коллегам-госслужащим – вы не чьи-то слуги, но вы облечены доверием соотечественников. А значит, именно вы должны стать примерами серьезного и ответственного отношения к нашей общей цели – благоденствию Республики Казахстан».

 Вот так Жаксылык Омар открылся нам ещё в одной ипостаси – философа. Наверное, не зря он в своих рассуждениях вспоминает про античность. Именно эта эпоха даёт нам самые древние примеры гармонично развитых людей, запечатлённых в произведениях искусства, в частности, в скульптурах. Таким же гармоничным человеком является и Омар. Ведь это уму непостижимо – сколько у него талантов! Обладает тремя дипломами (!) о высшем образовании, магистр экономики. Мастер спорта по хоккею. Играет в футбол. Успешный блогер. А теперь вот ещё и философ. Когда он всё успевает? Помню свою учёбу в институте – вздохнуть было некогда, а у него три высших образования! И в перерывах между учёбой он ещё умудрялся занимать серьёзные руководящие должности! А достичь таких высот в хоккее – это сколько пота нужно пролить на тренировках! И ведь всё у него хорошо, всё получается. Наверное, мы должны радоваться, что судьба дала нам возможность жить под руководством столь уникального человека, быть его современниками!

 Жаксылык Омар считает, что госслужащие – это не слуги народа, а равноправные партнёры всех остальных граждан, и вообще мы все делаем одно дело.

 У него, наверное, глубокое знание философии, и её понимание. Но почему-то и Омар, и его патрон Ахметов забывают про диалектический подход, не рассматривают общественные и любые другие процессы всесторонне, в полной взаимосвязи и развитии. Какое же может быть равноправие между госслужащими и всеми остальными, если госслужащие наделены властными полномочиями, а народ таких полномочий не имеет? А власть даёт огромные возможности. Обычный человек, например, обязан подчиниться любому требованию полицейского, даже самому абсурдному. Иначе его накажут за неподчинение, а то ещё и припишут сопротивление представителю власти и оскорбление. Полицейские, силовики могут пытать, истязать, даже забить до смерти, стрелять по безоружным людям. Потом можно, конечно, обжаловать эти действия, месяцами писать заявления, ходить по судам. Но это будет потом. И не факт, что другие госслужащие – вышестоящие начальники полицейского, судьи, примут сторону простого человека. Это называется равноправие?

 Госслужащий может решать вопросы жизни и смерти. И речь идёт совсем не о судьях, которые могут приговорить к смертной казни, хотя у нас сейчас такого наказания нет. Например,  госслужащие сферы финансов и здравоохранения установили перечень бесплатной медицинской помощи и круг лечения в рамках медстрахования. Даже гарантированную (!) бесплатную медицинскую помощь не всегда возможно получить.  На неё лимит из- за ограниченного финансирования. В перечень не входят многие дорогостоящие лекарства, не оплачивается лечение тяжёлых болезней за рубежом, а в Казахстане такие недуги не лечат. Люди вынуждены побираться, чтобы найти деньги на лекарства и операции. Дети, взрослые погибают только потому, что нет средств на лечение! Больные хроническими заболеваниями мучаются, потому что нет бесплатных лекарств! Какое же это равноправие, если больной и его родственники обращаются с мольбой к госслужащим – погибаю! – а в ответ равнодушная отписка: «Денег нет. Не положено».

 Как обычный предприниматель может, к примеру, повлиять на объективное проведение тендера, если наделённые властью чиновники создали все условия для того, что многомиллиардный госзаказ получил бизнесмен, близкий к власти? Где же равноправие, если предприниматель может только подать конкурсную документацию и ждать, а госслужащие в тиши кабинетов «рисуют» нужный итог? Как обычный кандидат в депутаты может добиться честного итога  выборов, если даже имея на руках все протоколы с подписями и печатями, бессилен доказать, что победа за ним?

 Какое «одно дело» делают госслужащие и народ? Какие программы, намеченные государством, были полностью выполнены? «Казахстан-2030» уже провалилась, ещё за 7 лет до её окончания, про неё уже забыли. Программа индустриализации? А где она -  индустрия? Даже бензином и дизтопливом власть не в состоянии с избытком обеспечить население, министры рассказывают байки, что иностранные водители в баках всё вывезли.

 Да, народ может выразить свой протест, написать обращение, даже выйти на мирное собрание, митинг. Написали предприниматели Семея и Усть-Каменогорска президенту о нарушениях в госзакупках, попросили прислать комиссию для проверки, потребовали отставки Ахметова. Итог – Ахметов на месте, а один из подписантов приговорён к ограничению свободы. Подают уведомления на мирное собрание, но заместитель акима Усть-Каменогорска Ирина Смит тупо пишет десятки отказов на том основании, что, якобы на этом месте будут другие мероприятия. А никаких мероприятий в это день и в этот час нет. Равноправие.

   Налоги платит народ, значит, он и финансирует госслужащих. Да, они тоже платят налоги с зарплаты, но получают её из бюджета. Да и Конституцию позабыл Жаксылык Омар. В ст. 3 чётко говорится: «Единственным источником государственной  власти является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам». Последняя фраза особо важна – государственные органы работают лишь на основе делегирования им народом своей власти. Яснее ясного.

 А вообще, похоже, у Жаксылыка Омара голова закружилась от успехов и вседозволенности. С какой стати чиновник уровня акима города обращается ко всем госслужащим и успокаивает их – дескать, вы не чьи-то слуги? Он не перепутал свой кабинет с резиденцией президента? Кстати, в Конституции записано, что «право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту в пределах его конституционных полномочий». Уж явно не аким города может определять роль госслужащих. Кстати, у президента Касым-Жомарта Токаева несколько иной взгляд на эту роль. Вот одно из его высказываний  по теме: «Казахстанцы не должны воспринимать чиновников как некую касту избранных, которые кулуарно принимают решения, касающиеся всего общества. Чиновники не должны быть неприкасаемыми. Я не устаю повторять: государственные служащие – это часть народа, работают для народа и среди народа. Это все не ради красного словца. Это все для того, чтобы претворить в жизнь. Убежден, именно граждане должны давать конечную оценку деятельности государственных служащих, о чем я говорил в послании».

  Два акима – философа – не многовато ли для области? Нам бы кого-нибудь попроще, господин президент. Но высший госслужащий страны полагает, что «философы» работают удовлетворительно, и не проводит кадровых перемен.

 В одном прав Омар. Но он и не догадывается об этой правоте.  Никогда при нынешнем строе госслужащие не будут слугами народа. Государство всегда будет защищать правящий класс, осуществлять данную ему функцию насилия в интересах правящего класса. В этом и есть главная сущность государства. В данном случае  госслужащие -  слуги буржуазии, если точнее – крупной буржуазии, а нередко и сами часть этой буржуазии. В этом и есть философия общественного процесса. Но о ней вряд ли знают наши философы Ахметов и Омар.

 

                                               Денис Данилевский 

Похожее