В застенках

24.03.2022

Вся информация, касающаяся группы «БИПЭК-АЗИЯ АВТО», появляющаяся в информационном поле, носит масштабный характер и описывает общую картину происходящего. Чтобы восполнить этот пробел, считаем необходимым ознакомить вас с некоторыми фактами уголовного дела, заведённого в отношении 8 сотрудников компании «БИПЭК – АЗИЯ АВТО».

- Мы больше не можем молчать! Наши родные уже полгода находятся под арестом по совершенно недуманному предлогу, и ничего не меняется. Сколько могут продолжаться их мучения! – взволнованно говорят пришедшие в редакцию родственники, матери содержащихся под арестом сотрудников группы компании «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

 Действительно, уголовное дело, возбуждённое в отношении ряда работников группы компаний окружено завесой молчания.

 Еще в октябре прошлого года редакция направила запрос в Агентство РК по финансовому мониторингу. Ответ был весьма скупым: «В производстве следственного департамента расследуется уголовное дело в отношении должностных лиц группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по фактам хищения бюджетных средств». И далее – разъяснение, что данные досудебного расследования не подлежат разглашению. Хотя вопрос был задан не о подробностях следствия, а всего лишь о количестве подозреваемых, мере пресечения. К тому времени в редакцию поступила копия ходатайства об изменении меры пресечения по состоянию здоровья  с содержания под стражей на подписку о невыезде в отношении одного из подозреваемых, и мы хотели узнать – удовлетворено ли это ходатайство. Что здесь секретного? Это только гуманитарные вопросы.

 Вот какие сведения были опубликованы в статье об основных этапах уничтожения крупнейшего автомобильного холдинга РК, размещённой в конце января на одном из российских сайтов.

«В спецоперации был ещё один пункт. Банк инициирует возбуждение уголовного дела уже в феврале 2021 г. В это время ещё продолжается суд по взысканию кредита! Какой смысл возбуждать уголовное дело?! На топ-менеджмент группы накладывается ряд ограничений, сотни сотрудников подвергаются длительным и жестким допросам. Спор по кредитным обязательствам из сферы гражданско-правовых, экономических отношений превращается в уголовное дело с задержаниями, обысками, блокировкой карт.

Человеческие страдания продолжаются. По заявлению руководства «Жусан Банка» заводится еще одно уголовное дело. 20 сентября 2021 года межведомственной следственно-оперативной группой КНБ, МВД и Агентства по финансовому мониторингу (не часто объединяются сразу три силовых ведомства, стоит отметить) задержаны и водворены в ИВС г. Усть-Каменогорска сотрудники Группы по подозрению в совершении мошенничества. Банк обвиняет Группу в выводе активов и объектов залогового обеспечения путем подписания договоров о движении товаров между подразделениями холдинга. Но ведь речь идёт о единой структуре холдинга, единой производственной и сервисно-сбытовой сети, и движение денежных и материальных потоков в рамках холдинга – это обычная практика.

Задержаны 8 человек, в том числе женщины, люди с хроническими заболеваниями. 22 сентября суд принимает решение о задержании на 60 суток, и уже 24 сентября шестерых этапируют в г. Нур-Султан. Игнорируются иные меры: подписка о невыезде, домашний арест, внесение залога. Словно это убийцы, насильники, террористы. Игнорируются ходатайства об изменении меры пресечения по состоянию здоровья. К чему такая сила репрессивного аппарата? Ведь сотрудники компании не являются чиновниками и не могут влиять на ход следствия. Не несут прямой угрозы обществу, не подрывают основы национальной безопасности. Наверное, так нужно, чтобы ещё больше облить грязью деятельность «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», добиться «нужных» показаний, продолжить формировать в обществе негативное отношение  к предприятию.

К сожалению, произошла трагедия. Есть первая жертва. В конце августа 2021 года, после допроса, в лесопосадке вблизи Усть-Каменогорска находят повесившимся сотрудника группы Антона Ненахова. Недалеко обнаружен его автомобиль. Полицейские заводят уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Но до сих пор не представлены ни результаты расследования, ни информация о ходе следствия. До гибели Антон Ненахов всего несколько дней занимал должность директора «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН», недостроенного завода. В его функции входило лишь обеспечение сохранности корпусов».

 Вот и вся информация на сегодняшний день. Мы продолжаем разговор.  По вполне понятной просьбе родственников арестованных мы не называем их фамилии. Среди содержащихся в СИЗО такие работники группы компаний, как президент АО «АЗИЯ АВТО КАЗАХСТАН» Ержан Мандиев, начальник финансового департамента  «БИПЭК АВТО КАЗАХСТАН» Александр Толстиков, заместитель генерального директора  «БИПЭК АВТО» Игорь Потапов, советник по финансово-экономической деятельности «БИПЭК АВТО» Елена Кузьмина, коммерческий директор «БИПЭК АВТО» Константин Лобанов и другие. Их пытаются представить как преступную группу.

 - В прессе неоднократно освещалась тема рейдерского захвата группы компаний «БИПЭК-АЗИЯ АВТО». В открытом письме на имя президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева председатель совета директоров группы компаний Анатолий Балушкин открыто называет организаторов этой схемы захвата -  Масимова, Мамина, Ергожина и т.п. при непосредственном участии все того же «JUSAN BANK”. 

     Но вся информация, касающаяся группы «БИПЭК-АЗИЯ АВТО», появляющаяся в информационном поле, носит масштабный характер и описывает общую картину происходящего. Чтобы восполнить этот пробел, считаем необходимым ознакомить вас с некоторыми фактами уголовного дела, заведённого в отношении 8 сотрудников компании «БИПЭК – АЗИЯ АВТО».      

      Абсурдность ситуации заключается в том, что дело, которое носит гражданско-правовой характер и должно решаться в порядке гражданского судопроизводства, квалифицируется как уголовное. Более того, было передано в ведение КНБ, - говорят родственники арестованных.

 - Как вы узнали об аресте, как происходило задержание ваших родных?

-     Целая бригада сотрудников КНБ прибывает в Усть-Каменогорск  для задержания «особо опасных преступников». Операция по задержанию, судя по всему, была тщательно спланирована. Всех восьмерых арестовывают одновременно  и водворяют в ИВС г. Усть-Каменогорска.  21 сентября 2021 г постановлением руководителя межведомственной следственно-оперативной группы их деяния квалифицируются по ст.190, ч.4, п.2 УК РК, то есть совершение хищения чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием, в группе лиц по предварительному сговору, в особо крупных размерах.

     22 сентября 2021 г. специализированным следственным судом г. Усть-Каменогорска в отношении всех задержанных  санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей. При этом не было предоставлено достоверных доказательств, что подозреваемые могут скрыться, воспрепятствовать объективному расследованию, либо оказать давление на участников процесса.

     24 сентября 2021 г. ранним утром шестерых подозреваемых этапируют в г. Нур-Султан. Двух сотрудниц – женщин переводят из ИВС в СИЗО г. Усть-Каменогорска.  Начинаются тотальные допросы сотрудников группы компаний «БИПЭК - АЗИЯ АВТО».

     Тут невольно возникает вопрос, почему шестерых  подозреваемых мужчин этапируют в Нур Султан? В то время, как МСОГ базируется в Усть-Каменогорске, а также там находится вся документация группы компаний, на которую наложен арест, как и на все имущество, и большая часть свидетелей? На наш взгляд, для их устрашения, - рассказывают родственники.

- Когда вы узнали о месте нахождения родных, когда была предоставлена возможность увидеться с ними?

- Долгое время мы вообще не знали, где они находятся! Узнавали окольными путями! Все родственники арестованных хотели стать их общественными защитниками. Но нас хитрым путём лишили этой возможности. Следователи вроде бы заполняли наши анкетные данные, а получилось, что провели допрос, и мы оказались в статусе свидетелей, после этого уже не могли стать общественными защитниками. Лишь нескольким родственникам удалось получить это право.

 Первое свидание с двумя арестованными было разрешено лишь 27 января, спустя 4 месяца после ареста! В феврале ещё трое получили разрешение на свидание. В марте в разрешении на свидание некоторым родственникам было отказано.

- В каком состоянии находятся ваши родные, в каких условиях они содержатся?

- Когда мы увидели их, то ужаснулись. Это похудевшие, осунувшиеся, измученные люди. У всех обострились болезни, а это серьёзные болезни – язва, астма, болезни опорно-двигательного аппарата. Должной медицинской помощи  они не получают. На ходатайства об изменении меры пресечения нам  дают ответ с перечнем болезней, по которым можно изменить содержание под стражей  на домашний арест или подписку о невыезде. Получается, что для этого нужно быть при смерти, например, на 4-й стадии рака. Мы очень переживаем за их состояние здоровья, и не можем пробить эту стену равнодушия!

 Сначала они содержались на отдельном этаже, который отведён для тех, кто находится под следствием КНБ. В феврале КНБ отстранили от следствия, расформировали межведомственную оперативно-следственную группу, дело теперь ведёт Агентство по финмониторингу. Арестованных перевели на другой этаж, уже в общие камеры, где находится по 12-13 человек.

 После январских событий в обществе заговорили о незаконных методах следствия, и даже о пытках. Наши адвокаты подали заявление о проверке применения по данному делу недозволенных  методов следствия. Сейчас такая проверка идёт.

- Как держатся арестованные?

- Держатся хорошо, не падают духом. Они больше поддерживают нас, переживают за нас, чтобы мы, матери, жёны, сёстры, дети  не расстраивались. Они ни в чём не виноваты, и  это придаёт им моральную силу. Да, у нас были большие надежды на то, что ситуация с этим надуманным делом круто изменится после январских событий и ареста Масимова. Парадоксальная ситуация, сейчас бывший  всесильный председатель КНБ, родственники которого стали главными выгодоприобретателями рейдерского захвата холдинга, также находится под арестом. Может быть, даже в этом же здании. Но, к сожалению, ничего не изменилось. Арест  продлили до 20 апреля, это будет уже семь месяцев лишения свободы! И следствие, похоже, не сдвигается с места. Видимо, как говорят, «сложно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, если её там нет»! Как было упомянуто ранее, спор по кредитным обязательствам из сферы гражданско-правовых, экономических отношений превратился в уголовное дело. Залоговые активы оцениваются в 224 миллиарда тенге, их с лихвой хватило бы на закрытие всех претензий. Но “JUSAN Bank” почему-то не спешит с реализацией залогового имущества. И следствие этот факт совсем не настораживает. Все изложенные обстоятельства можно рассматривать, как полную несостоятельность подозрения в хищении, как и само хищение, и преждевременность выводов органа уголовного преследования.

  В стране происходят крупные политические перемены, а по нашему делу даже не заменили руководителя следственной группы. Мы надеемся только на огласку этой трагической ситуации, надеемся на общественный резонанс. После недавнего послания президента, его выступления в парламенте, мы очень верим, что нас услышат, что в стране действительно начнутся реальные изменения, будет положен конец произволу. Мы верим в лучшее и ждём наших родных дома!

- Будем надеяться на лучшее. Вам и вашим родным терпения и стойкости духа!

 

       Беседовал Денис Данилевский

Похожее