Атака на стационарные телефоны

24.07.2023

Почему целью стали именно обычные телефоны? Таким видом связи сейчас пользуются в основном пожилые люди. Поэтому абоненты стационарных телефонов – это целевая аудитория мошенников.

Когда определитель продиктовал какой-то российский мобильный номер, стало понятно, что и наш стационарный телефон также попал в поле зрения  мошенников. Едва я взял трубку, как истошный голос, подделанный то ли под детский, то ли под женский, завопил: «Алло! Ты только не переживай! Я в больнице!». В этот момент я поступил, конечно, непрофессионально – просто отключил телефон. Как журналисту мне нужно было выслушать  до конца, и выяснить – куда же нужно переводить деньги, сколько, а также степень осведомлённости звонивших. Но не выдержал.

 А днём раньше о странном звонке также на стационарный телефон рассказала наша постоянная читательница. С ней разговор вёл мужчина, вежливо, деликатно. Предлагал пройти бесплатное обследование, и даже бесплатные очки, но почему-то просил сообщить домашний адрес. Оказывается, они знают даже наши болезни! На вопрос – а где нужно пройти это обследование? – ответил, что адрес сообщит накануне. Но женщина отказалась, дети её уже давно проинструктировали, как себя нужно вести в случае таких странных звонков. Видимо, в данном случае тактика мошенников была другой – не внезапное ошеломление известием о попавшем в беду родственнике, а постепенное вхождение в доверие. А как можно расположить к себе пожилого человека? Забота о здоровье – самый лучший способ. Во время второго звонка, вероятнее всего, последовало бы предложение приобрести чудо-лекарство, с невероятной скидкой, действующей прямо сейчас, а если не перевести деньги в течение часа, то скидки уже не будет.

 О подобных звонках именно на стационарные телефоны в последние несколько дней сообщали коллеги – журналисты, таких историй полно и в социальных сетях. Почему целью стали именно обычные телефоны?  Таким видом связи сейчас пользуются в основном пожилые люди. Поэтому абоненты стационарных телефонов – это целевая аудитория мошенников.

 Откуда они взяли базу данных «Казахтелекома»? Справочники с домашними телефонами сейчас уже не издаются. Это в советское время такой справочник выдавали каждому абоненту городской телефонной сети, и там были опубликованы не только фамилии, номера телефона, но и адреса. Сейчас даже в справочном бюро такие сведения не разглашают, это персональные данные.

 Ещё интереснее вопрос – каким образом мошенники знают точные диагнозы заболеваний, как в случае с нашей читательницей? Даже не допускаю мысли, что утечка происходит из больниц. Это было бы уже слишком сложно. Скорее всего – взлом базы данных. Сейчас все истории болезней переведены в электронный формат, любое посещение врача оставляет электронный след.

 Подготовка к такому способу отъёма денег очень солидная. Нужно не просто получить базу телефонов, базу болезней, имущественного положения (например, наличие личного автомобиля, банковских счетов), но и расписать – кому какую легенду «втирать». Наш домашний телефон зарегистрирован на жену, поэтому рассчитывая, что именно она возьмёт трубку, разыграли звонок от родственника, попавшего в больницу, на женщину это воздействует сильнее. Необходимы исполнители с актёрскими данными и хотя бы с элементарными познаниями в психологии. Российский номер позволяет сделать вывод о том, что это целая международная группировка. Вычислить звонивших из другого государства, конечно, сложнее.  Да и телефоны они меняют по несколько раз в день.

 На пресс-конференции на минувшей неделе полицейские ВКО подтвердили, что за последние 10 дней активность интернет-мошенников действительно выросла. Основной сюжет звонков преимущественно людям пожилого возраста – попадание родственника в ДТП, и необходимость срочно перечислить деньги  или отдать их курьеру. Называлась цифра даже в 5 млн. тенге и выше. Основным способом борьбы с такими мошенниками заместитель начальника управления криминальной полиции  ДП ВКО Дархан Камалханов и заместитель начальника местной полицейской службы УП г.Усть-Каменогорска Нурлан Оразбаев назвали осведомлённость и бдительность населения. Ни в коем случае не сообщать свои банковские данные, не устанавливать на смартфон предлагаемые мошенниками приложения, никому не отдавать и не перечислять деньги. Сразу звонить на «горячую линию» банка или на номер 102.

 Всего с начала года в ВКО зарегистрировано более 300 фактов интернет-мошенничества. Согласно данным МВД РК, в 2022 году было зарегистрировано 20,6 тысячи случаев такого мошенничества. Это, видимо, те случаи, по которым потерпевшие обращались в полицию. А количество попыток, наверное, исчисляется миллионами.  Точную цифру раскрытых преступлений не назвали, но раскрываемость, по словам полицейских, выросла. Но растёт и активность злоумышленников. В альянс любителей облапошить доверчивое население входят и граждане близлежащих стран, прежде всего России и Украины. В криминальном сообществе, судя по всему, никаких российско-украинских и прочих разногласий нет.

  «Изобретательность мошенников растёт. Они могут создавать поддельные веб-сайты или отправлять фишинговые электронные письма, выдавая себя за банки или известные компании. Целью таких атак является получение ваших логинов, паролей или других персональных данных. Они могут попросить вас ввести данные карты или перейти по вредоносной ссылке, чтобы украсть информацию, рассказывает региональный управляющий Sun Finance Group Виталий Нижегородцев.

«Злоумышленники также могут использовать устройства (скиммеры) для копирования данных с магнитной полосы вашей карты, например, на банкоматах или устройствах для чтения карт в магазинах. Затем скопированные данные используются для совершения покупок или снятия денег», - говорит Виталий Нижегородцев.

  Вот и наступила у нас такая жизнь – только и жди, когда, где, и кто тебя обманет, обворует, ограбит. И нужно постоянно быть бдительными, не расслабляться. Железные двери, решётки на окнах, тысячи камер, в том числе в детских садах, турникеты, проходные, охранники, даже дроны. Атмосфера недоверия, страха, опасности, враждебности. Власть только  призывает проявлять бдительность и увеличивает  количество камер.

  В результате тысячи сотрудников занимаются просмотром камер, сидят у «всевидящего ока».  Ещё десятки, а может быть и сотни тысячи заняты  охранной деятельностью, укреплением систем безопасности.

 А другие тысячи людей занимаются изобретением различных способов отъёма денег, и не только путём интернет-мошенничества. Обязанности работать и заниматься общественно-полезным трудом сейчас нет. Такой обязанности и не может быть при капитализме, где безработица – это нормальное, системное явление. Поэтому каждый свободен в выборе способа обеспечивать себя средствами на жизнь.

 Изменить такую печальную реальность в рамках нынешней системы невозможно. Даже если установить камеры на каждом метре, увеличить число полицейских до миллиона, принять сверхжёсткие законы и научить народ быть сверхбдительными. Жажда наживы,  больших и лёгких денег любой ценой будет двигать к новым и новым  схемам обмана.

 

                                    Денис Данилевский 

Иллюстративное фото из Интернета 

Похожее