Что и требовалось доказать – уничтожить конкурента

24.02.2021

«Уважаемые земляки!

В соответствии с пунктом 1 ст. 53 Трудового Кодекса РК, подразделение Группы Компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» 10 февраля 2021 года территориальным органам занятости предоставил список 1969 работников, предполагаемых к высвобождению 10 марта текущего года. Среди них 64 работника пенсионного, 1905 трудоспособного возраста.

В этой связи, под моим руководством создан оперативный штаб, деятельность которого направлена на решение проблемы по трудоустройству этих людей. В состав штаба вошли надзорные и правоохранительные органы, руководство группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». На прошлой неделе было проведено три заседания. Первый результат совместной работы – открытие заблокированных счетов «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» для оплаты заработной платы, коммунальных услуг и обязательных платежей в бюджет. Отмечу, что руководством компании принято решение об оплате заработной платы до 10 марта 2021 года.

Сегодня прошло еще одно заседание оперативного штаба с участием крупных предприятий ВКО. Благодаря слаженной работе, в течение двух дней был сформирован перечень существующих вакансий  ведущих компаний региона.

Так, на сегодняшний день для 1905 высвобождаемых работников трудоспособного возраста по области имеются 3199 вакансии (резерв 1294), подходящих по профилю высвобождаемого контингента, в том числе 1303 на крупных предприятиях и 1896 в Электронной базе труда.

В ходе совещания руководитель Департамента по работе с персоналами АО «Кэмонт», отметила, что компания уже начала процедуру приема высвобождающихся работников. Более 80 человек прошли предварительное собеседование, и они готовы приступить к работе после окончания своих обязанностей.

Особо хочу подчеркнуть, что работа по трудоустройству будет проводиться индивидуально по каждому человеку. Оперативную информацию по каждому работнику я буду лично изучать ежедневно в 18.00 ч.

Кроме того, сегодня лично провел переговоры с руководством отечественных заводов, занимающихся промышленной сборкой автомобилей. Они готовы трудоустроить у себя специалистов, которые работают на сборке.

Поэтому оперативным штабом рекомендовано руководству ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» подготовить предварительный список 270 человек, которые хотят или имеют предварительное желание работать в Алматы и Костанае.

Также сегодня поручено внимательно разобраться со строительным блоком предприятий, в котором работают около 160 человек. Завтра, с участием крупных строительных компаний, будем решать вопрос трудоустройства данных лиц.

Для сохранения работы Учреждения «Центр развития ребенка», на сегодняшний день учредителем ведется сбор документов на получение госзаказа на 260 мест. В центре работают 73 человека, в том числе 28 педагогов. С 11 марта обеспечим финансирование в рамках госзаказа. Уверяю, что все сотрудники продолжат свою работу.

А также Группе Компаний предложено до 23 февраля 2021 года определить перечень подразделений, входящих в состав «БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО», и условий для продолжения их работы после 11 марта 2021 года». Такая информация размещена сегодня на странице акима ВКО Даниала Ахметова в социальной сети Facebook.

  Хорошо, что руководство области всерьёз занялось вопросом трудоустройства сокращаемых работников группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Наверное, специалисты высокой квалификации не останутся без работы и без средств к существованию.

 В этой ситуации есть один весьма примечательный момент. Сотрудников автосборочного завода «АЗИЯ АВТО» готовы взять на работу на автосборочных заводах  «СарыаркаАвтопром» в Костанае и Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы. Причём, сразу 270 человек. Это свидетельствует о том, что никаких проблем на сегодняшний день эти производства не испытывают. Простая логическая задача – кому выгодно уничтожение «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»  - решена. Устранение крупнейшего автосборочного производства в Казахстане, конечно, выгодно владельцам заводов в Костанае  и Алматы. Произведено уничтожение с помощью министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, разорвавшего соглашение с АЗИЯ АВТО о промышленной сборке, что лишило предприятие льготы по уплате НДС. Но этого оказалось мало. Чтобы решить вопрос раз и навсегда, МИИР предъявило иск о взыскании с АЗИЯ АВТО ущерба государству в сумме 173,9 млрд. тенге. Это якобы сумма полученных льгот и преференций, хотя в денежном виде эти преференции предприятие никогда не получало. Экономический суд г. Нур-Султан иск удовлетворил, несмотря на все доводы юристов предприятия. Впереди ещё апелляция, но понятно, что шансов на благоприятный исход  для АЗИЯ АВТО практически никаких. Кто стоит за этой схемой уничтожения – мы, наверное, так и не узнаем. Председатель совета директоров группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» Анатолий Балушкин называл вице-премьера Романа Скляра и главу правительства Аскара Мамина. Странно, что до сих пор об этой ситуации ничего не сказал президент, хотя к нему было направлено обращение с 46 000 подписей.

 О том, что здесь замешаны очень высокопоставленные руководители, говорит и тот факт, что решение суда ещё не вступило в законную силу, а счета предприятий группы компаний уже заблокировали.

 Итак, автосборочные заводы в Костанае и Алматы работают, и перспективы у них после устранения БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО весьма неплохие. Освобождается огромная доля рынка, которую занимали автомобили, произведённые на заводе в Усть-Каменогорске. Т.е. в казахстанском автопроме принципиально ничего не изменится. Костанайский и алматинский заводы будут получать те же самые льготы и преференции. Стоимость новых автомобилей казахстанской сборки вряд ли снизится. Радужным мечтам автолюбителей о том, что если уберут БИПЭК, то  будут созданы все условия для ввоза недорогих подержанных иномарок, не суждено сбыться. Покупать придётся или подержанные машины на внутреннем вторичном рынке, или новые производства Костаная и Алматы.

Для сведения. Предприятие ТОО «СарыаркаАвтоПром»  создано 25 мая 2010 года.  Учредителями являются АО «СПК «Тобол» и ТОО «AllurAuto».

 В 2012 году был подписан договор финансового лизинга с Компанией БРК-Лизинг на сумму 61,9 млн. долларов США для приобретения необходимого технологического оборудования по сварке, покраске и сборке автомобилей SsangYong Nomad. В 2020 году состоялся запуск производственной линии Chevrolet, с участием Премьер-Министра РК Аскара Мамина (сведения официального сайта «СарыаркаАвтопром»).

Завод Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы запущен в октябре 2020 года также с участием премьер-министра. Завод построен в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития РК. Общий объем инвестиций в строительство завода – более 28 млрд. тенге.  БРК (Банк развития Казахстана) предоставил заём в сумме 12,8 млрд. тенге сроком на 15 лет. В финансировании проекта также участвует дочерняя организация Банка АО "Фонд развития промышленности" в размере 7,4 млрд. тенге. Остальной объем необходимых инвестиций обеспечит Заемщик.  Новый завод построен в индустриальной зоне г. Алматы, площадь завода – 34 тыс. кв. м на 25 гектарах. Мощность предприятия на первом этапе – 30 тыс. автомобилей в год, на втором этапе – до 45 тыс. автомобилей в год.
За счет кредитных средств Банка обеспечено финансирование строительно-монтажных работ, в рамках которых на территории предприятия построены цех сборки автомобилей, цех кузовной сварки, покрасочный цех, цех покраски пластиковых панелей, склад компонентов, административные и вспомогательные помещения (источник – официальные сообщения в СМИ).

 Итак, мы видим, что оба предприятия получили прямую финансовую государственную поддержку. Завод в Алматы открыт именно в 2020 году, когда началось уничтожение «АЗИЯ АВТО». Также в прошлом году в Костанае начали выпуск легковых авто Chevrolet.

 Да, наверное, часть работников АЗИЯ АВТО пойдёт работать в Костанай или в Алматы, устроится на другие предприятия. Жить нужно, а руки и мозги у них действительно золотые. Они могут трудоустроиться и на автозаводах России, но российский автопром сейчас переживает не лучшие времена. Но будут ли они счастливы? Мне довелось брать интервью у многих ветеранов предприятия. И они были готовы часами рассказывать о том, как начинался завод, как развивался. У них горели глаза. Они сердцем и душой переплелись с предприятием, стали единой командой. Они и работали вместе, и отдыхали. Завод давал им не только интересную, творческую работу, но и небывалые по нынешним временам социальные льготы. Теперь всё это нужно «вырвать с кровью»…

 Ну, а в сериале под названием «Казахстанский автопром» теперь нужно ждать следующей серии – кто кого «съест» в дальнейшем: костанайский завод или алматинский?

 

        Денис Данилевский 

Похожее