Заточение сотрудников Центров оказания специальных социальных услуг продолжается

26.05.2021

Интервью с председателем Локального профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания ВКО Анжелой Горностаевой

 

- Анжела Владимировна, в прошлом году мы постоянно поднимали тему об условиях труда сотрудников Центров оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ), оказавшихся из-за коронавируса в фактическом многомесячном заточении на рабочем месте. Люди находились на работе несколько месяцев подряд, и при этом даже не могли получить оплату за сверхурочную работу. Хотя, такую работу даже сложно назвать сверхурочной. Такое определение слишком мягкое. Это действительно настоящее лишение свободы, только без всякого приговора суда.

 К сожалению, коронавирус до сих пор так и не побеждён, и ограничительные меры продолжаются. Как обстоят дела с условиями труда в ЦОССУ на сегодня?

- Ничего не изменилось, прошлогодний беспредел продолжается, и даже, как говорят, «крепчает». Как только область переходит в «красную зону», сразу же для сотрудников ЦОССУ вводится обязательство постоянно находиться на рабочем месте. Они переходят на т.н. «вахтовый метод», смена наступает лишь через 2 недели. И так происходит уже второй год! Люди на грани физического и морального истощения. Второй год они не могут нормально жить, нормально заниматься домашними делами, общаться с семьёй. Это просто издевательство!   

- Что предпринял профсоюз для защиты прав трудящихся?

- По факту такой чудовищной переработки мы обратились в государственную инспекцию труда ВКО. В свою очередь, инспекция направила обращение в министерство труда и социальной защиты. Вот какой ответ поступил из министерства. Поскольку это очень важно, приведу его полностью.

«Согласно статье 79 Трудового кодекса РК (далее - Кодекс) работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником. При этом отдельно учитываются время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни, дни командировок.

Сверхурочной работой является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверх нормального количества рабочих часов за учетный период).

В соответствии с п. 1 статьи 78 Кодекса сверхурочные работы не должны превышать, для каждого работника в течение суток, два часа, а на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда – один час. Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать двенадцать часов в месяц и сто двадцать часов в год.

Однако, п. 3 статьи 78 Кодекса определено, что ограничение предельного количества сверхурочных работ не распространяется на работы, в случаях, предусмотренных подпунктами 1) и 4) пункта 2 статьи 77 Кодекса. Согласно пп. 1) п. 2 статьи 77 Кодекса сверхурочные работы без согласия работника допускаются при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий.

Учитывая, что введенные в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, режимы чрезвычайных ситуаций, отменены, действующие в отдельных регионах страны ограничительные меры не являются основанием для допущения сверхурочных работ в отношении работников».

- Всё довольно предельно ясно. Особенно важен последний абзац.

- Да, министерство чётко ответило, что пребывание на работе неделями и месяцами было законно лишь в период объявления ЧС. Напомню, что режим ЧС действовал с 16  марта по 11 мая прошлого года. Все последующие ограничительные меры не являются основанием для допущения сверхурочных работ!

- Получается, что и пункты постановлений главного санврача ВКО, где он прямо регламентирует работу сотрудников Центров оказания специальных социальных услуг, и вводит вахтовый метод работы со сменой через две недели, также незаконные?

- Мы полагаем, что они незаконные. По этому поводу я иду на приём к прокурору области, и также мы вместе с руководителем ВК территориальной организации Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат» Михаилом Айзенбергом будем разговаривать на эту тему с главным государственным санитарным врачом области. Закон должен действовать в любых условиях, а работники защищены от произвола чиновников.

- Но всё же, периоды заточения сотрудников ЦОССУ продолжаются. Стоит области снова войти в «красную зону», и они опять уйдут на «вахту». Неужели разъяснения минтруда – это не достаточный документ, чтобы обуздать беспредел чиновников?

- Да, вроде бы, куда уж выше, профильное министерство объяснило нормы трудового законодательства. Но для руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Жасулана Сарсебаева это ничего не значит. Он ссылается на постановление санитарного врача.

- Что в этой ситуации делать руководителям ЦОССУ, которые оказались крайними. Ведь они являются работодателями для сотрудников центров, хотя сами полностью зависят от Сарсебаева. Уже в социальных сетях появились публикации и фотографии об ужасных условиях, в которых находятся сотрудники, есть юристы, готовые оказать им помощь в подготовке исков в суд. Если такие иски действительно будут поданы, то ответчиками будут конкретные ЦОССУ и их руководители.

- Мы всем директорам говорим: действуйте строго в соответствии с законом. Если сотрудники находятся по две недели на работе, ставьте им в табель фактически отработанное время. Об этом также чётко сказано в ответе минтруда. Люди должны получить зарплату за всю переработку, за все сверхурочные. Но это не устраивает господина Сарсебаева. У нас есть сигналы, что те руководители ЦОССУ, которые ставят в табеле реально отработанное время, подвергаются административному давлению. Им поступает негласное распоряжение – ставить не более двух часов сверхурочных в день!

- В таком случае получается уже рабство. Человек находится на работе неотлучно две недели, а оплатят ему лишь 28 часов сверхурочных! Остальное – на энтузиазме и чувстве долга?!

- Да, это можно назвать и так. Почти бесплатно находиться на работе две недели – это тяжкое испытание. И условия действительно плохие. Потому что ЦОССУ не рассчитаны на столь длительное нахождение на работе такого количества персонала. Нет помещений для сна, отдыха, поэтому и приходиться ютиться в приспособленных комнатушках, нет кроватей и других условий для нормального быта.

- Наверное, негласное указание не ставить в табель реально отработанное время преследует цель сэкономить средства?

- Конечно. Господин Сарсебаев хочет показать, что нарушений трудового законодательства нет. Но есть и другая, даже более важная причина – нет средств на оплату сверхурочных работ. Ведь сверхурочные оплачиваются за счёт утверждённого бюджета каждого ЦОССУ. А там не заложены средства на финансирование оплаты сотен часов сверхурочных для каждого работника! Директора вынуждены выкручиваться, и изыскивать эти деньги за счёт экономии. Кстати, у нас есть сигналы с мест, что недовольство в областном управлении координации занятости и соцпрограмм вызывает и тот факт, что в ЦОССУ возросло потребление коммунальных услуг – электричества, холодной и горячей воды. Так ведь это естественно, если персонал живёт там неделями и месяцами, значит, и потребление выросло. Людям нужно готовить пищу, мыться, извиняюсь, ходить в туалет. Так вот, в управлении намекнули, что и за коммунальные услуги, в случае превышения, изыскивать средства придётся самостоятельно.

 - А где же директорам искать деньги и на оплату сверхурочных, и за возросшие счета по коммунальным услугам?

- Это не должно быть предметом заботы директоров. Есть руководитель управления, он и должен ставить перед руководством области вопрос о выделении дополнительного финансирования. Однако, дополнительные средства выделяли всего один раз – в июле прошлого года на оплату сверхурочных в режиме ЧС – 44 млн. тенге. И всё. А ведь на борьбу с коронавирусом выделяются громадные средства – и в республиканском бюджете, и в местных, сотни миллиардов тенге. Так почему не выделить целевые средства на оплату сверхурочной работы тех, кто из-за коронавируса неотлучно находиться на работе?!

- Что ещё намерен сделать профсоюз, чтобы решить вопрос в пользу работников?

- Мы обратились в депутатскую фракцию «Народной партии Казахстана» с просьбой вынести эту проблему на уровень парламента и поставить вопрос перед правительством. В ближайшее время депутаты направят запрос премьер-министру.  Должны быть какие-то единые правила по всей стране. Или не заставлять людей работать сверхурочно, или оплачивать их труд по закону за всё отработанное время! И выделять дополнительные средства, ведь лиректора – не фокусники. Откуда они возьмут деньги, если правительство позабыло о тех, кто несёт круглосуточную вахту из-за этого вируса?!

- Анжела Владимировна, будем надеяться, что наконец-то эта проблема решиться, и подобную тему мы больше никогда не станем поднимать.

- Мы тоже на это очень надеемся, и принимаем все меры. Бьёмся уже второй год. И дальше будем биться, до победы.

Агентство «Восточный экспресс»

 

Похожее