Разговор родителя с чиновниками от образования

14.06.2023

- Мы, родители, должны занимать более активную позицию, и официально обращаться для решения проблем как образовательных, воспитательных, так и бытовых. Нужно доводить мнение родителей и до министерства. Чем больше будет заявлений и обращений по поводу содержания школьной программы, учебников, обоснованности предметов, стандартов, тем быстрее мы изменим ситуацию.

Завершился  учебный год. Самый длинный учебный год в истории казахстанского образования. Несмотря на долгожданные каникулы, тема школьных проблем ещё на слуху, обсуждается  всеми, кого она волнует.

 В редакцию пришёл житель Усть-Каменогорска  Андрей Резник. В конце учебного года он официально обратился к администрации школы, где учатся его дети, а также в городской отдел образования по ряду проблемных вопросов школьного образования. Ответами, которые он получил от чиновников, Андрей решил поделиться с читателями.

 - Андрей, какие вопросы Вы подняли в своём обращении?

- Это целый ряд вопросов, которые волнуют меня, и, надеюсь, волнуют  остальных родителей. Сначала я задал их через родительский чат в WhatsApp, но директор школы ответила, что нужно подать официальное обращение. У меня весьма критическое отношение к ряду организационных вопросов процесса обучения: обоснованность некоторых школьных предметов, и, наоборот, отсутствие важных дисциплин, составление расписания и т.д.

- Давайте поговорим по каждой интересующей Вас проблеме.

- Начнём с момента зачисления в школу. Я считаю, что приём в школу с 6 лет не должен носить обязательный характер. Ребёнок в этом возрасте ещё не готов к таким нагрузкам. Это детсадовский возраст, когда необходимы трёхразовое питание и дневной сон. Зачисление в школу с 6 лет нужно сделать добровольным на усмотрение родителей. Если кто-то желает отдать в школу ребёнка с 7 лет – пусть так и будет. Понимаю, что этот вопрос в компетенции министерства, поэтому я попросил переадресовать его в это ведомство.

 В городском отделе образования мне ответили, что зачисление в школу с 6 лет предусмотрено в Законе «Об образовании», принятом ещё в 2007 году. Согласно ведомственным приказам и правилам зачисляют не только тех, кому уже исполнилось 6 лет, но и кому в текущем календарном году исполняется 6 лет, т.е. по сути, ещё пятилеток!

 Получается, что если родители не захотят отдавать ребёнка с 6 лет, или даже, если ему ещё нет шести, но скоро исполнится, то им грозит ответственность. Но ведь закон – это не догма. Почему бы не проанализировать  - насколько эффективна и необходима эта норма? Привлечь медиков, психологов, других специалистов, родителей. Принцип свободы выбора родителей – это важный принцип, родители не желают своему ребёнку зла, они лучше видят и знают – готовы ли дети к нагрузкам, или лучше подождать. Государство вроде провозглашает стремление к демократии, но при этом не учитывает мнение самих родителей!

 - В этом я полностью с Вами согласен. Каждый ребёнок индивидуален, а время начала обучения в школе – это очень важная веха.

- Меня также беспокоят парные уроки. На таких уроках больше утомляемость. Из-за них задаётся в два раза меньше домашних заданий, что ведёт к снижению уровня закрепления, и, как следствие, владения материалом. На мой взгляд, нужны одинарные уроки.

 Администрация школы и горОО сослались на санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения. Согласно этим правилам проведение сдвоенных уроков не допускается в начальной школе. При составлении расписания учитывается динамика работоспособности учащихся в течение дня и недели и используется таблица ранжирования предметов по трудности. 

 Также чиновники оправдываются 5-дневной учебной неделей. С переходом на пятидневку количество уроков в день увеличилось. Так, в 8-х классах недельная нагрузка составляет 36 часов. Получается 4 дня по 7 уроков и 1 день по 8 уроков. Поэтому  по основным профильным предметам школа допускает проведение сдвоенных уроков. Такие уроки также проводятся для выполнения лабораторных, практических, контрольных работ, по урокам технологии и физкультуры.

 ГорОО сообщил, что выявлены ошибки администрации школы при составлении расписания со сдвоенными уроками, не учтены предметы по трудности.

- Возникает резонный вопрос – почему уроков так много? Может быть, стоит уменьшить число предметов?

- Об этом же я и задавал свой вопрос, приводя пример с предметом «Глобальные компетенции». Думаю, что это совершенно бестолковый предмет, который лучше заменить фундаментальными дисциплинами.

  Ответ на этот вопрос занял 5 страниц! Мне просто перечислили содержание предмета за 5-11 классы.  И описание важности этого предмета для «формирования конкурентоспособной личности. Перечитав ответ несколько раз, я так и не понял – зачем нужен этот совершенно надуманный предмет? Ведь все разделы, или, как сейчас принято говорить, юниты, изучаются в других предметах – истории, литературе, географии и т.д. Уберите этот предмет, и нагрузка станет меньше от 18 до 36 часов, т.е. высвободится целая неделя! Ведь родители даже подписывали петицию против этого предмета, и опять голос родительской общественности никто не захотел услышать!

- А каких предметов, на Ваш взгляд, не хватает в школе?

- Например, каллиграфии. В начальной школе нет таких уроков, ученики средних классов выполняют мало письменных работ, в том числе сочинений, изложений. Дети не учатся писать. Нужно добавить таких занятий.

 Чиновники с этим не согласились, и опять сослались на типовой учебный план. Как будто этот план составлен навечно, и в него нельзя внести изменения!  Они полагают, что достаточно уроков русского языка, на которых формируются и каллиграфические навыки. «Каллиграфические минутки» проводятся во 2-4 классах на уроках русского языка и математики, во 2-х классах имеется тетрадь по каллиграфии. Почему-то чиновники уверены, что только во 2-4 классах нужно формировать навыки письма и письменной речи. А в средних и старших классах уже не нужно? Всё больше времени дети проводят за компьютерами и мобильными телефонами, навыки письма слабеют. В переписке через мобильные устройства даже обычные слова пишут сокращённо – спс, пж, здр и т.д. Так вообще разучатся письменно излагать свои мысли.  

 С чтением, на мой взгляд, ещё больше проблем. Учащиеся мало читают. Думаю, что нужно больше задавать чтения с последующими письменными работами. Но и в этом вопросе чиновники уверены, что чтения в школе достаточно, в том числе и в ходе изучения предметов. Даже, оказывается, есть такое направление – «мода на чтение»! Странное название. Ведь мода приходит и уходит, а чтение должно стать потребностью и основным способом пополнения знаний на всю жизнь. В рамках этого направления, оказывается, есть проект «Читающая школа». Тоже странное название, а какой же она ещё должна быть? Если школа не читающая, то это уже не школа! Пишут, что даже «привлекают родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества». Честно говоря, не слышал, меня не привлекали, да и от других родителей о таком не слышал. Сообщили, что в перерывах между 3 и 4 уроками практикуют 10-минутное чтение книг. Это зря, на переменах нужно отдыхать, двигаться, да и что прочитаешь за 10 минут? Есть в школе и уголки, где можно скачать книгу по QR-коду. Это хорошо, но сдвигов в сторону роста интереса к чтению не видно. Да, любовь к чтению нужно воспитывать и в семье, но если в школе нет культа книги, чтения, одних родительских усилий будет недостаточно.

- Мы плавно перешли к воспитательному процессу. У Вас были вопросы по проблемам воспитания?

- Да, конечно. В частности, о трудовом воспитании. Я думаю, что было бы гораздо лучше, если бы детей привлекали к уборке класса, мытью классной доски, парт, пола. Оказывается и по этим вопросам есть санэпидтребования, согласно которым влажную уборку помещений производит техперсонал». Дети привлекаются только к сухой уборке, дежурные меняют воду для мытья доски, стирают надписи. Полагаю, что этого недостаточно для воспитания ответственности и положительного отношения к физическому труду.

- Да, в нашем детстве мы мыли полы в классе, никто от этого хуже не стал. И наши родители не видели в этом ничего страшного. Также, как и в лагерях труда и отдыха, где мы до обеда пропалывали картошку, огурцы, а потом, после дневного сна, купались, соревновались, пели песни. Сейчас почему-то в этом видят нарушение прав ребёнка. Хотя эти нарушения совсем в другом.

- Потом власть вдруг с удивлением обнаруживает, что мало желающих после школы  идти на рабочую специальность. И сегодня хороший слесарь или крановщик – на вес золота. Зато юристов, экономистов, менеджеров – перебор. А всё начинается в детстве и в школе.

  Поднял я в обращении и вопрос о школьном питании. Дети жалуются на качество пищи. Родители обращались и в администрацию, и в столовую. Если вопрос в цене, то поднимите, но чтобы качество не страдало. Или поменяйте фирму.

 Ошибка родителей, в том числе и моя – мы не делали записи в книге жалоб и предложений, и не обращались официально с письменным заявлением. Моё заявление – первое. Меню также составляется на основе санитарно-эпидемиологических требований к объектам образования. Есть, оказывается и «Единые стандарты по рациону питания школьников». В школе есть комиссия по проверке столовой. Поскольку проверка по заявлению проходила в конце года, то теперь качество можно будет оценить в следующем учебном году. В ответе чиновники заверяют, что сейчас и горячее питание, и буфетная продукция отвечают цене и качеству.

- Какой опыт Вы вынесли из своего обращения и полученных ответов?

- Я думаю, что мы, родители, должны занимать более активную позицию, и официально обращаться для решения проблем как образовательных, воспитательных, так и бытовых. По моему обращению создали комиссию. И если не удалось решить вопросы, которые регламентируются заданными министерством стандартами, то, надеюсь, с питанием, расписанием станет лучше. Нужно доводить мнение родителей и до министерства. Чем больше будет заявлений и обращений по поводу содержания школьной программы, учебников, обоснованности предметов, стандартов, тем быстрее мы изменим ситуацию. К сожалению, многие думают, что официальное обращение повлияет на учёбу ребёнка. Дескать, учителя станут придираться, занижать оценки. Этот стереотип мышления нужно преодолевать. Ведь речь идёт о наших детях. И мы не должны быть равнодушны. Чему и как их учат в школе, чему воспитывают, в каких условиях они учатся – это  фундамент их будущей жизни.

- Андрей, спасибо за интересную беседу. Думаю, что наши читатели выразят своё мнение по поднятым вопросам. Это действительно очень важно, и большую роль играет наша гражданская позиция.

 

  Беседовал Денис Данилевский   

 Иллюстративное фото из Интернета

Похожее