Не заглядывая вдаль… В Казахстане теперь будут планировать только на три года

13.09.2023

А теперь горизонт планирования и вовсе съёжился до трёх лет. Вдаль уже никто не будет заглядывать, решить бы текущие проблемы, нам бы день простоять, да ночь продержаться. И в этом президент прав, это честное заявление. Так лучше, чем дурить народу голову всякими грандиозными планами. Какое может быть долгосрочное и стратегическое планирование в стране периферийного капитализма? Наше место в глобальной экономической системе – это сырьевой придаток ведущих капиталистических стран.

Наверное, зря я критикую в своих публикациях бывшего и нынешнего акимов области Даниала Ахметова и Ермека Кошербаева, акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара и прочих руководителей за отсутствие хоть каких-то перспективных планов развития вверенных им регионов и населенных пунктов. Ведь даже главный управленец страны, президент Касым-Жомарт Токаев признал, что не стоит заниматься долгосрочным планированием.

- В рамках новой экономической политики мы отойдём от практики постановки долгосрочных эфемерных целей. Все задачи, изложенные в данном Послании, должны быть решены за три года, по наиболее сложным – будут определены другие конкретные сроки, - сказал Токаев 1 сентября в своём послании «Экономический курс Справедливого Казахстана».

 Напомним, что ещё три года назад президент  видел смысл в государственном планировании. В своём послании от 1 сентября 2020 года он заявил:

- Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом.

 13 октября 2021 года глава государства утвердил 10 национальных проектов, которые заменили все государственные программы, в том числе и печально известную Стратегию «Казахстан – 2030». Реализация этих проектов запланирована  к концу 2025 года.  Среди них, к примеру, такие -  «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина. «Здоровая нация», «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций», «Сильные регионы – драйвер развития страны», «Безопасная страна». Только названия этих нацпроектов вызывают в лучшем случае улыбку, а в худшем – совсем другие эмоции.

   Например, в нацпроекте «Качественное и доступное здравоохранение  для каждого гражданина. Здоровая нация» есть такая цель – «Повышение уровня удовлетворенности населения качеством 

медицинских услуг с 53,3 % в 2020 году до 80 % в 2025 году». А ещё «Доведение доли отечественной фармацевтической продукции с 17 %  в 2020 году до 50 % в 2025 году». Наверное,  все  больные через два года после старта нацпроекта очень удовлетворены тем, что на приём к узкому специалисту даже на платной основе нужно записываться за месяц вперёд. Конечно, радость вызывает тот факт, что операцию по заболеванию, входящему в гарантированный (!) объём бесплатной медицинской помощи, приходиться ждать в очереди годами, и за это время можно умереть. А ещё народ очень доволен, когда месяцами отсутствуют  бесплатные лекарства для хронических больных. Большую удовлетворённость испытывают и те семьи, в которых  дети и взрослые  родственники погибают потому, что у них нет денег на дорогостоящие лекарства или операции за рубежом, и приходится просить милостыню, молить о помощи через соцсети, но собрать сотни миллионов не так просто. А государственные чиновники, ставящие планы по доступному здравоохранению для всех, лишь разводят руками – и в бюджете, и в фонде медицинского страхования нет таких средств. Поэтому спасение умирающих – дело самих умирающих.

 Можно проанализировать  ход исполнения и других национальных проектов, это по силам каждому, стоит лишь почитать эти писульки и сравнить с реальной жизнью. Ясно одно, что и эти проекты стали такой же фикцией, как и прежние стратегии.

 А теперь горизонт планирования и вовсе съёжился до трёх лет. Это уже и не горизонт вовсе. Вдаль уже никто не будет заглядывать, решить бы текущие проблемы, нам бы день простоять, да ночь продержаться.

 И в этом президент прав, это честное заявление. Так лучше, чем дурить народу голову всякими грандиозными планами. Какое может быть долгосрочное и стратегическое планирование в стране периферийного капитализма? Наше место в глобальной экономической системе – это сырьевой придаток ведущих капиталистических стран. Войдя в глобальный рынок, Казахстан занял отведенную ему нишу. Даже главное сырьевое богатство страны – нефть, лишь формально принадлежит государству, а уж тем более народу, как это провозглашено в Конституции. Казахстан, согласно соглашениям о разделе продукции, реально распоряжается лишь третьей частью добываемой нефти. И это совсем не 33%. Одна часть поступает той иностранной компании, которая разрабатывает месторождение, и она использует нефть по своему усмотрению. Вторая часть также принадлежит компании в качестве компенсации за вложенные инвестиции. И лишь третья часть поступает в распоряжение Казахстана. Эксперты называют разные цифры – и 2%, и 8%, но реальную долю не знает никто, т.к. соглашения до сих пор не обнародованы, и будут действовать до 2035- 2045 годов.

 В такой ситуации развиваются только те отрасли, которые востребованы на мировом рынке. В том числе и цветная металлургия, переработка урана, за счёт которых  живут и Усть-Каменогорск, и Восточный Казахстан. Доля металлургии в промышленности областного центра ВКО – 72%. А созданы все эти предприятия ещё в Советском Союзе, а если уж совсем точно – в сталинское время.

 Что можно планировать при такой структуре экономики? Кто будет вкладываться в создание новых промышленных предприятий? Даже далёкий от экономики человек понимает: чтобы появилось новое предприятие – нужны рынки сбыта. На мировой рынок выйти практически невозможно, он уже занят, да и требования к качеству высокие. Внутренний рынок очень маленький, небольшое население, объём экономики невысок. Да и на внутренний рынок пробиться сложно, импорт занял немалую долю. Можно, конечно, принять протекционистские меры, о чём и сказал Токаев в своём послании. Но Казахстан состоит во Всемирной торговой организации, и согласно соглашениям с ВТО, обязан либо вообще отменить таможенные пошлины, либо снизить их до нужного уровня. Стоит повысить пошлины, как ВТО сразу проведёт разбирательство, и придётся либо подчиниться, либо выйти из организации. А что значит выйти? Тогда сразу возникнут преграды для экспорта нефти, цветных металлов, урана, а значит, мгновенно  опустеет бюджет страны. Ведь, например,  только министерство финансов США разрешило экспортировать нашу нефть по трубопроводу через Россию и порт Новороссийск на Чёрном море после начала войны России и Украины.  Есть и другие последствия  повышения пошлин – это подорожание импортных товаров, которые и без того дорожают из-за курса доллара. А заменить их отечественными невозможно практически по всем позициям.

 Даже с экспортом зерна и других сельхозпродуктов возникают проблемы в связи с геополитической обстановкой. В Европу идут поставки зерна из Украины «по разнарядке», согласно административному решению ЕС, без таможенных пошлин, для поддержки экономики этой страны. В России из-за санкций и срыва «зерновой сделки» переизбыток зерна, и потеряв свои рынки сбыта, российская пшеница по сниженным ценам пошла в те регионы, где традиционно закупали сельхозпродукцию из Казахстана, это Центральная Азия, Иран, Афганистан. В Африку Россия готова отдавать зерно даже бесплатно. В Зерновом союзе Казахстана уже заявляют об угрозе потери экономического и продовольственного суверенитета страны. А он есть, этот суверенитет? У нас суверенная экономика?  Какое уж тут планирование! 

 Вот так и живём, не заглядывая вдаль. В далёком прошлом остались советские пятилетние планы, которые разрабатывались, действовали и неукоснительно  выполнялись совершенно в другой экономической и политической системе.

И ещё один штрих к характеристике состояния экономики. Средств в бюджете на все расходы уже давно не хватает. Выход власть пока находит  только в изъятии денег из Национального фонда, куда идёт немалая часть нефтяных доходов. В следующем году из Нацфонда возьмут 3,6 трлн. тенге (7,8 млрд. долларов по нынешнему курсу). Это почти четверть всего республиканского бюджета. Председатель Высшей аудиторской палаты РК Наталья Годунова уже заявляла, что 64% средств, выделенных из Нацфонда, правительство направляет на текущие мероприятия − выплату пенсий, пособий и даже содержание осужденных. На 1 сентября 2023 года активы Нацфонда составляют более 60 млрд. долларов. Эксперты прогнозируют, что при такой динамике к 2030 году в Нацфонде ничего не останется. А что дальше? Впрочем, так далеко власти уже не заглядывают. Максимум на три года.  

 

        Денис Данилевский    

Фото – официальный сайт президента.

Похожее

Какая дорога ведёт к «Справедливому Казахстану»?
Какая дорога ведёт к «Справедливому Казахстану»?

27.04.2024 08:19

А как идея «Справедливого Казахстана» может...

Всеобщая подозрительность к своим гражданам
Всеобщая подозрительность к своим гражданам

17.04.2024 21:31

Так ли необходимо декларирование доходов...

Капитализм стреляет, взрывает, убивает
Капитализм стреляет, взрывает, убивает

26.03.2024 15:01

Конечно, можно выселить всех мигрантов, закрыть...

Электростанции пока только в воображении чиновников
Электростанции пока только в воображении чиновников

06.02.2024 20:52

Всего за оставшиеся 6 лет планируется построить 10...