«К вопросу формирования навыков публичного выступления, риторики и методов убеждения»

30.11.2018

Букашова М.Т.- практический психолог, подполковник в отставке, сертифицированный военный педагог, член Правления Профессиональной Психологической Лиги.

«Следуй за сведущим»

Вергилий

 

         Современные реалии предъявляют особые требования к докладчикам или спикерам при преподнесении ими необходимой образовательной или разъяснительной информации по различной тематике.

         Убедительная и эффективная речь может стать более искусной и выразительной благодаря реальной речевой практике.

В любом деловом общении важно знать основные правила и практические советы по ведению эффективного делового диалога, знать содержание стилистики и построение речи в различных ситуациях коммуникативного процесса. Психология всегда соединялась с риторикой и еще Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия на современном этапе развития ораторского мастерства.

Как утверждают исследователи процессов подготовки спикеров и ораторов, а так же основ методологии развития речи, важное значение придаётся тому, как оратор говорит и во вторую очередь – что он говорит. При публичном выступлении большое впечатление на аудиторию оказывают внешний вид оратора, его мимика и жестикуляция, позитивный посыл для слушателей, умение эмоционально воздействовать на слушателей, умение удерживать активное внимание и визуальный контакт.

При опросе эффективных ораторов в период формирования навыков публичного выступления как основы коммуникативной культуры (Засухина К.П.,2011г.) было подтверждена важная необходимость подготовительной работы над: внешним видом и образом ораторов, эффективной мимикой и правильной жестикуляцией, а так же постоянная тренировка голоса и совершенствование его характеристик (тембра голоса, скорости и громкости речи).

Это отчётливо видно из следующих диаграммах.

 

Важный фактор при создании образа оратора:

 

Отношение к использованию жестов:

 

Отношение к использованию мимики:

Подготовка речи перед выступлением:

В настоящее время существует понимание выражения «ораторское искусство», прежде всего, под ним понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство - это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимами являются греческое слово риторика (от греч. rhetorike) или красноречие (красивая речь).

 

Раскроем общие требованиями к публичному выступлению:

1.Решительное начало выступления. Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателя. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2.Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор, с каким - либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.

3.Сдержанная эмоциональность. Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4.Краткость. Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в любой аудитории, что отражено в известном выражении: коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

5.Диалогичность. Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления          позволяют повысить эффективность устного выступления.

6. Разговорность. Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а, значит, и к содержанию его речи. Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией - значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменение в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли. Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух - трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец. Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена

эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

 

На этой диаграмме показано влияние волнения перед выступлением у оратора:

 

Формирование практических навыков эмоциональной и стрессовой устойчивости у оратора или спикера для профилактики волнения перед публичным выступлением с помощью принципов аутотренинга (самопомощь)! Существуют четыре принципа аутотренинга:

РЕЛАКСАЦИЯ заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. В момент релаксации человек расслабляется и концентрирует свое внимание, чтобы услышать свой внутренний голос;

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ заключается в создании внутреннего образа с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных ощущений.

УТВЕРЖДЕНИЕ заключается в объединении внутренних образов и слов, которые повторяются неоднократно. Человек как бы внушает себе, что успех возможен. Человек способен достичь поставленной самим собой цели. Поступая таким образом, – произнося вслух определенные слова, – вы заставляете свой мозг сконцентрироваться и активно работать на достижение намеченного. Ведь именно с помощью неоднократных повторений определенного набора слов и фраз аутотренинга мозг настраивается на нужную рабочую волну.

РИТМ включает в себя понятие Вашего индивидуального ритма дыхания и типа дыхания.

 

Для высокого мастерства оратора важно развивать способность убеждать отдельного человека или аудиторию. Существует несколько секретов убеждения человека или психотехник. Основные правила психологии убеждения:

1. Для контроля над ситуацией следует трезво оценивать сложившуюся обстановку. Это может заметно повлиять на результат диалога, который должен нести выгоду обеим сторонам.

2. Представьте себя на месте собеседника. Для этого следует прочувствовать его желания и стремления, чтобы найти действенные методы убеждений.

3. При давлении естественной реакцией человека будет сопротивление. Это необходимо помнить во время убеждения человека, чтобы расположить к себе оппонента. Для этого можно пошутить над самим собой, с целью усыпить бдительность собеседника. Также можно прибегнуть к резкой смене тона с официального на дружеский.

4. В психологии убеждения не используют отрицание и негатив – только созидательные фразы, которые помогут убедить человека в искренности высказываний.
5. Не следует навязывать свое мнение собеседнику, но можно направлять его по нужному пути. Неправильно будет сказать: «Вы без нас…». Правильно будет звучать «Вы с нами…»

6. Аргументы для убеждения человека необходимо продумать заранее, поскольку их необходимо выдвигать спокойно и уверенно, не окрашивая высказывания в эмоциональный тон.

7. Согласно психологии убеждения, прежде чем вы будете убеждать в чем-то своего собеседника, вы должны быть в этом убеждены сами.

8. Еще одним методом убеждения является ваша собственная убедительность, что подразумевает отсутствие в вашей речи таких слов как «может быть», «наверно» и т.п.

9. В процессе убеждения важно контролировать свои эмоции. Убедить человека можно исключительно спокойным тоном, без криков и истерик.
10. Смотрите оппоненту в глаза.

11. Чтобы лучше изучить своего оппонента следует изучить язык жестов.

12. Не поддавайтесь на провокации, в процессе убеждения вы должны сохранять спокойствие и выглядеть роботом.
13. Для эффективного убеждения человека необходимо использовать факты, которые будут выражаться в эффективных свидетельствах, датах и цифрах, фото и видеоматериалах.

14. Стоит научиться искусству убеждения у детей, поскольку они всегда предлагают выбор: «Мама, купи мне шоколадку или хотя бы печенье». Как правило, человеку сложно отказать, если ему предлагают что-то на выбор.

15. Для эффективного убеждения следует заверить вашего собеседника в его исключительности. Причем это должна быть не грубая лесть, а признание какого-то конкретного факта.

16. Не стоит пренебрежительно или высокомерно обращаться к собеседнику.
17. Начинать беседу необходимо с тех вещей, которые могут вас объединить. Тем самым превращая его в вашего союзника.

18. Постарайтесь расположить к себе человека. В этом случае немаловажным фактом будет ваше личное обаяние, которое может присутствовать с рождения или же ему придется учиться в течение жизни. Следует выставлять на первый план свои достоинства, тем самым прикрывая свои недостатки. Таким образом, следуя подобной инструкции, можно направить в нужное русло переговоры, найти союзников для своего предприятия и просто налаживать конструктивное общение с людьми.

         В заключении важно отметить, что систематическое использование и учёт вышеуказанных основных требований и особенностей подготовки к публичному выступлению, а так же владение практическими навыками формирования эмоциональной, стрессовой устойчивости и знание основных правил убеждения слушателей однозначно значительно повысит мастерство оратора, что, в свою очередь, улучшит усвоение аудиторией преподносимого ей материала.

Список литература:

1.Введенская Л.А., Павлова.Л.Г. «Риторика и культура речи»- Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

2.Кузнецов И.Н. «Практикум по риторике» -Минск.: ИООО Современное слово, 2004.

3.Засухина К.П. «Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной культуры», Красноярск, 2011г.

4.Ладыженская Т.А. «Обучение успешному общению»- М.: Баласс Ювента С-Инфо, 2006.

5.Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. — 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2002.

6. Засухина К.П., Формирование навыка публичного выступления как составляющей коммуникативной культуры. Красноярск, 2011г.

7.Леонтьев А.А. «Психология общения.» - М.: Смысл, 1999.

8.Роберт Чалдини «Психология влияния», 5-ое изд. Питер, 2017.

9.Михальская А.К. «Основы риторики»- Москва.: Дрофа, 2005.

 

 

Похожее