Кому нужен проект переработки высокообогащенного урана?

13.11.2018

В выставочно-информационном центре Ульбинского металлургического завода 12 ноября состоялись общественные слушания по проекту технического перевооружения участка переработки высокообогащенного урана (далее ВОУ) в низкообогащенный (НОУ). В общественных слушаниях участвовало 86 человек, практически все - сотрудники УМЗ.

Общие сведения о проекте представил заместитель директора по подготовке уранового производства Михаил Козионов:

- После развала Советского Союза, на территории РК накопилось большое количество высокообогащенного урана, которое в основном было сосредоточенно в научных ядерных центрах РК и бывшем Мангышлакском атомном энергокомбинате на реакторе БН-350. Одной из важнейших проблем ядерной энергетики на сегодняшний день является проблема утилизации ядерных материалов, имеющих в своем составе высокообогащенный уран. Эта проблема по уровню сложности сопоставима с уровнем сложности производства самих ядерных материалов. Наиболее целесообразным способом для решения проблем в целях предотвращения несанкционированного использования ядерных материалов, является путь снижения обогащения с последующим вовлечением делящих материалов низкого обогащения в энергетических целях. На участке здания 600 УМЗ проводились работы по переработке урана. В 2004 – 2005 годах в рамках соглашения между Казахстаном и Департаментом Энергетики США был реализован контракт на проведение работ по переводу ВОУ обогащением до 26% в виде необлученного топлива с реактора БН-350 города Актау до низкообогащенного, с обогащением менее 20 %.

В сентябре 2006 между Администрацией Национальной Ядерной Безопасности Департамента Энергетики США и Ульбинским Металлургическим Заводом был заключен контракт с целью разбавления необлученного ядерного материала ВОУ, хранящегося в Институте ядерной физики г. Алматы, до материала обогащением по урану-235 менее 20%.

Для реализации данного проекта была разработана технология переработки ВОУ, находящегося в различных агрегатных состояниях, и была проведена реконструкция оборудования участка переработки ВОУ. По результатам Технико-экономического расчета, в марте 2018 года между АО «УМЗ» и Национальной Лабораторией Айдахо (США) был заключен субконтракт на проведение работ по разбавлению ядерного топлива ВОУ из реактора ИГР (Казахстан) до низкообогашенного урана (НОУ). Ядерным топливом реактора ИГР являются графитовые блоки, пропитанные ядерным материалом. В мировой практике отсутствуют примеры переработки и разбавления до НОУ такого типа топлива.

Работы по разбавлению топлива реактора ИГР планируется проводить на существующем в АО «УМЗ» участке переработки ВОУ, расположенном в здании 600. На участке предусмотрены все необходимые технологические операции по переработке ВОУ обогащением до 90% по U-235 и снижению его обогащения до НОУ путем разбавления ураном природного обогащения. Для обеспечения проведения работ по разбавлению топлива реактора ИГР необходимо провести техперевооружение существующего участка.

Сам реактор находится в городе Курчатов. Интерес американской стороны заключается в нераспространении ядерного оружия. Михаил Козионов отмечает, что в США таких технологий разбавления урана нет, помимо того, таких технологий нет во всем мире.

Инженер-проектировщик Ульбинского проектно-конструкторского института Елена Старухина рассказала о влиянии ядерной установки на окружающую среду во время эксплуатации объекта:

- В период эксплуатации объекта источником воздействия на атмосферу является вентиляционный воздух от технологического оборудования и систем общеобменной вентиляции, выбрасываемый через существующие источники загрязнения атмосферы. Преимущественное агрегатное состояние ЗВ в воздухе в условиях производства — пары (гидрохлорид, керосин, ТБФ, аммиак, углерод оксид, азота диоксид) и аэрозоли (азотная кислота, серная кислота, пыль неорганическая, нитраты натрия и алюминия). Согласно «Обоснованию нормативов выбросов радиоактивных веществ в атмосферу АО «УМЗ» - воздействие АО «УМЗ» на окружающую среду не превышает 1% от установленного предела доз для  облучаемых лиц (персонал, население).

В технологических процессах разбавления ВОУ будут образоваться жидкие и твёрдые радиоактивные отходы, которые предусмотрено размещать на участке «Хвостовое хозяйство», на так называемом могильнике радиоактивных отходов. В общем, объем не утилизированных твёрдых отходов составит 3,539 тонны; жидких – 50,656 м3.

Все ли так хорошо на самом деле?

Есть ли риск? А как же опасность? Действительно ли радиация не выйдет за стены УМЗ? Как происходит транспортировка высокообогащенного урана из Курчатова до УМЗ, каким видом транспорта?  На каком основании могильник радиоактивных отходов находится в черте города? Почему работы по разбавлению ВОУ были проведены  много лет назад, а мы только об этом узнали, наивно думая, что работают у нас на УМЗ лишь с НОУ!? Да, множество вопросов возникает в связи с этим проектом.

На общественных слушаниях специалисты УМЗ утверждали: радиация не выйдет за границы завода, более того, она даже не дойдет до забора, мол, зависит это от количества перерабатываемого ВОУ. А его, как раз, по мнению специалистов, совсем немного. Никакого ядерного взрыва не будет! – заверили на слушаниях.

К слову, за транспортировку ВОУ из Национального ядерного центра  до УМЗ заводчане не отвечают, и контроль, соответственно не проводят. Дескать, транспортировка – это задача самого ядерного центра, потому и ответственность УМЗ нести не будет. Уран упакуют в специальные транспортные упаковочные контейнеры, и любая утечка исключена.

Конечно, всё уже решено. По итогам общественных слушаний лишь двое – автор этого материала и редактор независимой газеты «Flash!» Денис Данилевский проголосовали «против». А как иначе, ведь практически весь зал состоял из работников УМЗ, разве могли они проголосовать «против»? Но и данное голосование ничего не значит, решать судьбу проекта будут совсем другие люди, и без сомнения можно предположить, что его одобрят.

В прениях с речью выступил главный редактор газеты «Flash!» Денис Данилевский:

- Данный проект переработки ВОУ в НОУ, конечно, вызвал пристальное внимание. Давайте зададимся вопросом: кому нужен этот проект? Как я понял, УМЗ, в принципе, ничего не получает от данного проекта, то есть те 1,5 млрд. которые потом заплатит американская сторона – это лишь компенсация затрат. Значит, прибыли не будет никакой. Значит, проект реализуется лишь потому, что Казахстан активно участвует в нераспространении ядерного оружия. Нужен ли этот проект городу, горожанам? Ответ однозначен. Нам, как говориться, для полного счастья, к нашим газам , еще не хватало и высокообогащенного урана, пусть даже и каких-то 200 граммов, по вашему уверению. Получается, кому нужен этот проект? Он нужен только американцам. Чтобы эти 200 граммов не попали КНДР, Ирану, террористам. Если он так нужен американцам – пусть забирают. И у себя перерабатывают. Я скептически отношусь к утверждению о том, что в Америке нет таких технологий, которые имеются у нас.

Что касается могильника радиоактивных отходов. Я считаю УМЗ довольно закрытым предприятием. Допустим, о том же могильнике радиоактивных отходов я узнал 3 года назад, причём совершенно случайно, благодаря документам, размешенным в открытом доступе к общественным слушаниям. Причем, находится он рядом с кладбищем, рядом с пахотными землями опытного поля. Я считаю, что могильник необходимо ликвидировать. Коль мы привозим сюда ВОУ по железной дороге, мы с таким же успехом можем вывезти отходы на безбрежные просторы бывшего Семипалатинского полигона и там их захоронить. То, что в черте города находится радиоактивный могильник – это позор для города, и позор для УМЗ - для предприятия, которое позиционирует себя социально ответственным.

 Нужно честно сказать горожанам, в том числе на официальном сайте, что УМЗ – это предприятие 1 класса опасности, относящееся к 1 категории опасности, занимающееся захоронением радиоактивных отходов в черте города, использующее высокообогащенный уран, пусть и не на постоянной основе, и в малых количествах, но это опасность.  А то ведь у вас на сайте только красивое красное яблоко с вырезанной долькой, символизирующее, что доля УМЗ во вредных выбросах а атмосферу лишь 0,05%. А про другой вред экологии – ни слова! Это нечестно по отношению к жителям города, в котором находится завод.

 

Удивляет то, что влияние всех этих планов по переработке высокообогащенного урана оценивают, как допустимое, несмотря на установленный класс и категорию опасности предприятия, несмотря на текущее экологическое состояние города. Загрязнение ведь представляется не только загрязнением воздуха, но также и почвы, воды. Допустимое - в каких пределах, до какой черты?

Казахстану принадлежит второе место по запасам урана. В нашей стране находится 11,81 % мировых запасов топлива, что равняется 629 000 тонн. В Казахстане 16 разработанных месторождений, где добывают ценный ресурс. Стоимость добычи в районе 40$ за кг. По объемам производства урана Казахстан уверенно занимает первое место, производя 22 574 тонны U в год, что составляет 37,85% мирового производства. Не удивительно, что и крупнейшим производителем урана в мире является казахстанская компания «Казатомпром», производящая в год 15,77 % всего урана планеты. Неужели, при всём этом, не имеется средств, чтобы вывезти радиоактивные отходы из города, и реализовать проект подальше от жителей, которым и так хватает заболеваний от загрязнения атмосферы города Усть-Каменогорска? Кстати, «Казатомпром» планирует получить от размещения своих акций на бирже примерно 4 млрд. долларов.

Работы по переводу ВОУ в НОУ планируется провести в течение года с июля 2019 года до июля 2020 года.  При необходимости, такая работа будет проводиться на УМЗ и в дальнейшем. 

           Кристина Капрелян

От редакции. К сожалению, на слушания не пришли те, кто клятвенно обещал в ходе обсуждения новости о переработке высокообогащенного урана в социальных сетях, не только прийти, но и привести с собой знакомых. Впрочем, мы и не питали особых иллюзий. Ведь гораздо легче писать гневные комменты дома на диване, чем прийти и публично выразить свое мнение, открыто выразить, а не за монитором. Поэтому так и живем.

 

 

 

Похожее