Крупнейшие гидроэлектростанции страны на Востоке Казахстана выставляются на продажу

03.02.2021

«Усть-Каменогорская и Шульбинская ГЭС пока не будут выставляться на продажу». Так называлась статья, опубликованная нами 9 декабря прошлого года.  Напомним, что в ответ на наш запрос председатель комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов РК Бакытбек Ташенов сообщил, что в рамках плана приватизации на 2016-2020 годы эти ГЭС не включены. Но министерством национальной экономики разрабатывается новый план приватизации, и в случае включения гидроэлектростанций в этот план, они будут реализованы по нормам закона «О государственном имуществе».

  Слово «пока» было актуальным совсем недолго. Новый комплексный план приватизации на 2021 – 2025 годы не заставил себя долго ждать, и утверждён постановлением правительства 29 декабря 2020 г. Этот важнейший документ даже поторопились принять до нового года.

 Искать в перечне объектов государственной собственности УК ГЭС и Шульбинскую ГЭС оказалось совсем не трудно. Они указаны уже в приложении №1 в числе крупных объектов, подлежащих приватизации в приоритетном порядке. Таких объектов всего четыре. Вместе с двумя ГЭС на Востоке Казахстана,  в первую очередь будут продавать в частную собственность АО «Национальный научный медицинский центр» и АО «Отель «Алатау».

 Итак, уже в ближайшее время, возможно, что уже в этом году, станции будут выставлены на продажу. Сроки не указаны, но поскольку они в числе приоритетных объектов, то приватизация должна пройти быстрее. Каким способом произойдёт передача станций в частную собственность, какие требования предъявят покупателю -  также пока не известно. Будет ли это адресная продажа или конкурс – определит правительство. Также как и стоимость гидростанций.

 Напомним, что тема о продаже двух гидроэлектростанций появились осенью прошлого года в ряде СМИ после визита сначала первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а ранее премьер-министра РК Аскара Мамина в Объединённые Арабские Эмираты. В ходе переговоров был подписан ряд документов об инвестиционном сотрудничестве. Так, ОАЭ планируют вложить в экономику РК порядка 6 млрд. долларов США, в том числе и в отрасль электроэнергетики. Это были официальные сообщения. А неофициальные источники сообщили, что фонд благосостояния ОАЭ совместно с Евразийской группой, принадлежащей казахстанским олигархам Александру Машкевичу, Патоху Шадиеву и Алиджану Ибрагимову, намерены купить ГЭС в Восточном Казахстане.

 Похоже, эта история получает своё логическое продолжение. Осталось дождаться торгов, и узнать, кто станет новым владельцем ГЭС. Думается, что новый собственник приобретёт сразу обе гидростанции, и фактически станет контролировать всю выработку электроэнергии на востоке страны.

 Остаётся вопрос – зачем государству отдавать такие стратегические объекты в частную собственность? Да, будет кратковременная выгода от поступления средств в республиканский бюджет. Но просчитаны ли все риски?

 Так, УК ГЭС по данным годового отчёта за 2019 год реализовала 1 млрд. 788 млн. кВт/ч электроэнергии на сумму 3,8 млрд. тенге.  Шульбинская ГЭС реализовала 1 млрд. 805 млн. кВт/ч на сумму 4,9 млрд. тенге. Итого обе станции реализовали 3 млрд. 593 млн. кВт/ч  при потреблении в ВКО в 8,4 млрд. кВт/ч. Почти половину всей потребляемой электроэнергии. Собственник двух ГЭС уже может диктовать свои условия.

 Наверняка поднимутся тарифы, ведь новому владельцу нужно компенсировать затраты на покупку. Кстати, с 1 января 2019 г. отпускная цена электричества с УК ГЭС составляет 1, 86 тенге кВт/ч, с Шульбинской ГЭС – 2,43 тенге кВт/ч. Между тем, самый минимальный тариф для бытовых потребителей составляет 10, 190 тенге, и в зависимости от объёмов потребления он вырастает до 13,971 тенге и 17, 464 тенге за кВт/ч при потреблении свыше 170 кВт/ч в месяц. Для юрлиц – 16,661 тенге, для бюджетных организаций – 18,707 тенге за кВт/ч.

 На риторический вопрос, который часто задают жители ВКО – почему у нас при наличии крупных гидростанций и самой дешёвой электроэнергии такие высокие тарифы? – внятного ответа так и нет. Думается, что с переходом станций в частную собственность этот вопрос обретёт ещё большую остроту.

 Есть вопросы и по безопасности. При аварии на УК ГЭС затопленным может оказаться полгорода. Жители Усть-Каменогорска, наверное, ещё хорошо помнят, как в июне 2016 года из-за сильного сброса воды на УК ГЭС затопило набережную Иртыша, вода выходила даже из Пионерской протоки чуть ли не до здания городского акимата, а на левобережье дошла до резиденции «Остров». И это при сбросе в 2100 кубометров в секунду, менее половины от максимально возможного уровня.  В это же время шёл усиленный сброс воды и на Шульбинской ГЭС, что привело к затоплению всех пойменных лугов в Павлодарской области.  Затопления случились даже в Омской области. Таков масштаб водной стихии, а ведь всего-то произошло обильное таяние снега в Китае, которое совпало с сильными дождями в ВКО. А если действительно серьёзная авария? А если какие-то дефекты в теле плотины? В своё время передали в частную собственность почти все гидросооружения на небольших водохранилищах в сельской местности. Это привело к трагедии в Кызылагаше, прорыву плотины в марте 2010 года. Погибли 45 человек, из них 15 детей. После этого ЧП такие сооружения стали возвращать в собственность государства, создавать специальные госпредприятия для их обслуживания. Так зачем же теперь отдают в частную собственность такие гигантские, технологически сложнейшие сооружения?

— Первостепенное внимание мы обращаем на проектную мощность и устойчивость всех ГЭС, они выдержали нагрузку. Сейчас еще есть резерв, можно выдержать и больший объём воды. Сегодня могу заверить, что угрозы нет. Но, в то же время, я обращаю внимание граждан Усть-Каменогорска, что они проживают в зоне риска, где имеются ГЭС. Есть официальное заключение — стойкость Бухтарминской ГЭС рассчитана на 8 баллов. Есть технологический принцип укрепления бетона, но в любом случае жители города должны понимать, что определенные риски есть. Задача – не создавать паники. Мы должны проводить плановые тренировки, занятия, оповещать — куда должен эвакуироваться человек, — сказал в 2016 году Юрий Ильин, занимавший в то время пост вице-министра МВД, отвечающего за ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

 Да, 20 лет, с 1997 по 2017 годы ГЭС находились под управлением американской компании AES. Но только под управлением, собственность оставалась государственной. Так ли уж остро необходима приватизация гидростанций? Ведь это, по сути, национальное экономическое достояние страны. Или приватизация необходима, потому что станции нужны кому-то из политической и деловой элиты?

 

          Денис Данилевский

Похожее