08.04.2019
1. В деятельности Лиги заложены десять основных принципов, таких как обеспечение соблюдения четких, справедливых и объективных стандартов академической честности, правил цитирования и поведения. Реализация этих принципов осуществляется путем внедрения изменений в академические политики как членов, так и кандидатов Лиги.
На сегодняшний день уже 15 вузов внесли системные изменения в свои Кодексы на основании рекомендаций Лиги. К таким рекомендациям относятся повышение процента письменных экзаменов до 90%, обеспечение обязательной проверки на плагиат всех письменных работ обучающихся, приобретение систем антиплагиата, а также иных систем обучения (например, Canvas), создание центра обслуживания студентов для автоматизации процессов и исключения человеческого фактора. Также Лигой был рекомендован постепенный переход к горизонтальному управлению путем передачи некоторых полномочий от деканов в Ученый совет или соответствующие комитеты по академическим вопросам, переход к коллегиальному принятию решений от единоличного.
Вместе с тем Лига требует внедрения четких положений о формах и видах нарушений академической честности, мерах ответственности за такие нарушения, а также положений проведения слушаний по вопросам нарушения академической честности. Такие механизмы обеспечат прозрачность образовательного процесса. Данное изменение в Кодексе академической честности, например, позволило Национальному медицинскому университету им. С. Асфендиярова отчислить девять студентов за попытку купить правильные ответы на тестовые экзамены.
2. Также члены Лиги постепенно переходят от устных и тестовых экзаменов к письменным. При проведении письменного экзамена вузам рекомендуется проводить слепое оценивание через шифрование работ. Таким образом, Университеты соблюдают один из основных принципов Лиги по обеспечению честности и прозрачности оценивания результатов обучения. При внедрении четких механизмов у студентов не будет возможности просить оценивающих повысить оценки по каким-либо причинам. Уже в этом учебном году в Казахстанско-Британском Техническом Университете процент письменных экзаменов повысился на 30% и составил 97%. В Казахском Национальном Исследовательском Университете им. К.Сатпаева также полностью отказались от устных и творческих экзаменов.
3. Все Вузы должны быть заинтересованы в конкурентоспособности своих выпускников и имиджа своих дипломов. На данный момент наблюдается инфляция оценок и ценность красного диплома. Для борьбы с этим явлением в Лиге применяется медиана оценок по системе колокола (Bell Curve), согласно которой оценки «отлично» и «хорошо» могут получить не более 35 % от всех студентов данной группы, а оценку «неудовлетворительно» - не менее 10 %. В результате, по итогам зимней сессии в 2018 учебном году в Казахском Национальном Исследовательском Университете им. К.Сатпаева количество студентов, получивших оценку «отлично» сократилось на десять процентов.
По инициативе Лиги Министерством образования и науки Республики Казахстан рассматривается вопрос относительно возможности присуждения стипендии студентам, которые получают оценки не только «отлично» и «хорошо», но и «удовлетворительно». Указанное позволит развить честную и добропорядочную конкуренцию между студентами, и в то же время преподаватели смогут оценивать результаты обучения студентов по факту, без «особого» отношения к обучающимся на гранте. В итоге, диплом вуза будет отображать реальные знания и соответствующие результаты выпускников, повышая престиж красного диплома и диплома вузов Лиги в целом.
4. Будучи самостоятельным и независимым институтом саморегулирования, Лига занимается разработкой стандартов повышения качества образования. Один из них посвящен оценке добросовестности журнала для формирования списка рекомендуемых журналов Лигой Академической Честности. К разработке данного стандарта привлечены видные ученые Казахстана. В результате в Лиге сформируется собственный перечень журналов, что позволит избежать публикации исследований в хищных журналах и формализма со стороны должностных лиц по искусственному увеличению публикаций. Последнее является следствием стремления некоторых вузов к повышению своей позиции в международных рейтингах.
Таким образом, в Лиге Академической честности мы стремимся к транспарентности, честности и прозрачности образовательного процесса. Мы воспитаем научных сотрудников, которые публикуются в авторитетных научных журналах и будут передавать свой опыт новому поколению, будем выпускать студентов в соответствии с их реальной успеваемостью. Повысим ценность хороших оценок, будем поощрять преподавателей справедливо оценивать работы, а также будем прививать молодежи способности к письму, критическому мышлению путем моделирования курсов в соответствии с Болонским процессом.
Хочу отметить важность полноценного внедрения кредитной технологии обучения для соответствия лучшим стандартам в высшем образовании. Несмотря на то, что Казахстан подписал Болонскую декларацию, до сих пор только считанные вузы перешли на кредитную систему обучения.
Данные изменения критичны для расширения пула университетов для академической мобильности, а также для выпускников для беспрепятственного продолжения обучения на магистратуре или докторантуре в зарубежных вузах.
Вступление в Лигу является добровольным, и вузы-члены Лиги заинтересованы в органичном росте и дальнейшем формировании собственного бренда как добросовестного, конкурентоспособного студентоориентированного вуза.
Похожее