02.11.2022
На западе и на юге вопросы покрытия территорий связью и интернетом решаются не в полном объёме. Об этом и о других проблемах в отрасли ИКТ говорили за круглым столом 28 октября 2022 года в г.Актау.
В нем приняли участие депутаты Парламента РК, маслихатов указанных регионов, представители местных и центральных госорганов, бизнес-сообщества, а также общественные объединения и эксперты. На круглом столе обсуждались вопросы касающихся цифровизации социально-значимых направлений, в том числе объектов промышленности и туризма, развития информационно-коммуникационных технологий, качественной мобильной связи и интернета в западных и южных регионах страны.
В рамках первого вопроса «Цифровизация социально-значимых направлений, в том числе объектов промышленности и туризма» все спикеры отметили, что в целом крупный бизнес, занятый в нефтяной и газовой промышленности, может себя обеспечить качественной связью и интернетом. Что касается среднего и малого бизнеса, особенно занятого в туристской отрасли, тот тут он сталкивается с теми же проблемами, что и их коллеги с других регионов Казахстана, а именно в острой потребности качественного покрытия связью и высокоскоростным интернетом, так как из-за низкого качества или отсутствия многие не могут развивать свой бизнес.
В частности, руководитель ТОО «Бикада» Аскар Бибаев отметил, что та статистика, о которой вещают нам госорганы и монополисты совсем не коррелируется с ситуацией на местах. Спикер поддержал своих коллег из других регионов, предложивших поддержку от государства и субсидии распределять среди операторов второго уровня, а именно предоставлять их для региональных частных провайдеров связи. Это по мнению большинства присутствовавших позволит более быстрыми темпами обеспечить отдаленные регионы Казахстана качественной связью и интернетом.
Спикер сообщил, что та ситуация, которая сложилась на рынке пагубно влияет на развитии всей отрасли, а именно сосредоточение всех значимых объектов (магистральные сети, кабельная канализация, выдача технических условий и т.д.) в «одних руках» в лице АО «Казахтелеком». Аскар Бибаев предложил поддержать ранее озвученные предложения Национальной ассоциации коммуникации и цифровизации (НАКЦ) и других экспертов из отрасли по разграничению функций монополиста. Например, кабельную канализацию должны распределять местные исполнительные органы, а выдачу заключений по техническим условиям должно осуществлять НАО «Госкорпорация» «Правительство для граждан».
В рамках второго вопроса рассматривалось в целом развитие отрасли информационно-коммуникационных технологии, в частности мобильной связи и интернета. Буквально все спикеры сошлись во мнении, что принимаемые меры на уровне государства не приводят к желаемым результатам. Недавние поправки в законодательство еще не получили должной реализации. На местах вопросы остаются не решенными. Повсеместно происходит разночтение. Компании, уполномоченные на выполнение государственных функций каждый по-своему трактует действующее законодательство. До сих пор не понятна ситуация с совместным использованием опор воздушных линий электропередач. По сообщению Министерства энергетики ими только недавно инфицированы поправки в нормативные акты.
В частности, директор ТОО «АТК Жаңа өзен» Серик Молдабеков сообщил, что в Казахстане давно необходимо выстроить четкую картину взаимодействия всех заинтересованных сторон в вопросах «последней мили» как на уровне городов, так и на уровне сельских населённых пунктов. Из-за существующей неразберихи, затягиваются вопросы обеспечения населения качественным высокоскоростным интернетом, особенно жителей отдаленных аулов.
Управляющий директор НАКЦ Азамат Колов сообщил, что «многие сейчас говорят о приходе в нашу страну спутниковой связи Илона Маска. Об этом громогласно говорит наш МЦРИАП и другие госорганы. Но мы должны правильно понимать, что стратегические направления мы не должны отдавать в руки иностранных компаний. Тем более такое направление как интернет. Основные минусы для нас — это дороговизна и национальная безопасность. Мы не можем сейчас знать какие стечения обстоятельств могут ждать нашу страну в будущем. Тем более в международном плане. Мы должны быть всегда заранее готовы к разным всевозможным ситуациям. Одно дело конечно, когда работают на рынке телекоммуникаций наши монополисты, государственные или даже частные. Они все-таки наши, местные. У них есть все-таки социальная ответственность и с ними всегда можно найти решение. А совсем другое дело зарубежные монополисты, которые в каких-либо форс-мажорных обстоятельствах скорее всего будут отстаивать национальную безопасность других стран. Даже если у нас будет совсем уж сложная ситуация на последнем километре, мы должны поступать более продуманно и может быть отдать им только очень отдаленные ауылы и села. А все что находится в радиусе 20 - 80 ти км должны обеспечить собственными силами».
Наиболее наболевшие вопросы озвучил представитель партии «Аманат» и эксперт в IT-отрасли Ерлан Мейрамбаев.
Эксперт сообщил, что АО «Казахтелеком» получая огромные доходы от своей деятельности не обеспечивает население Казахстана качественным услугами связи. Многие районы и села не обеспечены интернетом, хотя в своей программе эта компания обещала выполнить свои обязательства. А где есть связь и интернет их качество и сервис оставляет желать лучшего, хотя при получении соответствующих радиочастот, за ними было закреплено обязательство в проявлении современных цифровых услуг. Направляемые инвестиции слишком малы и не могут удовлетворить потребности населения республики.
Спикер уточнил, что монополистом нарушается статья 3 «Цели и принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства», предусмотренные Предпринимательским кодексом, так как не все представленные на рынке Казахстана операторы связи могут получить соответствующую лицензию и радиочастотный спектр для входа на рынок.
Более того, имеются законодательные барьеры для входа на рынок мобильной связи и соответственно мобильного интернета. Так, согласно подпункту 5) пункта 7 статьи 12 (Общие положения по распределению радиочастотного спектра, выделению и присвоению (назначению) полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов)) Закона РК «О связи» отсутствие соответствующей лицензии на вид предпринимательской деятельности в области связи с использованием радиочастот, выдаваемой лицензиаром в порядке, установленном законодательством РК является основанием для отказа заявителю в выдаче разрешения на использование радиочастотного спектра для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется по следующим основаниям.
Это подкреплено Правилами присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов), эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также проведения расчета электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского назначения (утверждены приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 21 января 2015 года № 34).
Так, согласно подпункту 6) пункта 10 главы 2 (Порядок присвоения полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов)) отсутствие соответствующей лицензии на вид предпринимательской деятельности в области связи с использованием радиочастот, выдаваемой услугодателем в порядке, установленном законодательством РК также является основанием для отказа в оказании государственной услуги.
При этом согласно квалификационным требованиям и перечню документов, подтверждающих соответствие заявителя на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области связи (утверждены приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 20 января 2015 года № 21) для предоставления услуг сотовой связи необходимо разрешение на использование радиочастотного спектра и (или) положительное решение МВК по радиочастотам РК по распределению радиочастот и (или) положительное решение конкурса (аукциона) по распределению частот и (или) договор совместного использования радиочастот, выделенных для оказания услуг сотовой связикопия договора совместного использования радиочастот, выделенных для оказания услуг сотовой связи.
Как мы все наблюдаем, на законодательном уровне установлен не преодолимый «круговорот» законодательных требований, намеренно ограничивающих появлению новых операторов мобильной связи и соответственно мобильного интернета. Поэтому МЦРИАП необходимо в срочном порядке исполнить предписание АЗРК, которое и было направлено для устранения этого противотечения. «Я помню, еще год назад на круглом столе в Астане, который также был организован НАКЦ этот вопрос затрагивали многие присутствовавшие на том мероприятии операторы связи, общественники и эксперты» - отметил Ерлан Мейрамбаев.
Полгода назад уполномоченный орган разработал проект приказа по изменению квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя на осуществление деятельности по предоставлению услуг в области связи (утверждены приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 20 января 2015 года № 21), но эти изменения и дополнения еще более усугубляют существующее положение.
Вторая проблема эта кабельная канализация. Все новые кварталы и дома в городах строятся по техническим условиям монополиста, соответственно вся новая инфраструктура в последующем передается на их баланс. Получается, что в последующем другим и тем более новым оператором связи практически невозможно воспользоваться этой инфраструктурой. АО «Казахтелеком» как сказали предыдущие спикеры ставит не осуществимые условия при желании этих операторов осуществлять свои конкурентные услуги населению. Получается, что монополист продолжает увеличивать и без того свою огромную абонентскую базу. Нормы предпринимательского кодекса не исполняются, напротив проходит ограничение и устранение конкуренции, происходит ущемление прав и законных интересов потребителей, то бишь нас с вами.
Участники круглого стола поддержали инициативу НАКЦ провести в Астане отдельный круглый стол по совершенствованию действующего законодательства в отрасли ИКТ, на котором всесторонне изучить все представленные предложения, направленные на развитие отрасли и совершенствовании конкуренции и соответственно сервиса. По его итогам готовый пакет предложений будет направлен в Парламент, Администрацию Президента и уполномоченный госорган.
Напомним, что ранее подобные мероприятия прошли в городах Кокшетау, Семей, Конаев и Сатпаев, по итогам которых были также выработаны конкретные предложения и рекомендации по улучшению ИКТ отрасли.
Похожее