Неизвестная первая Конституция

30.08.2022

Мало кто знает, что первую Конституцию казахов в далекие царские времена еще в 1911 г. создал патриот из рода "Найман-Матай-Каптагай" - Барлыбек Сырттанов, назвавший свой труд "Казак Елінің Уставы" и подписавшись "13 июнь, 1911 жыл, С.Петербург, С. Б. Алашинский".

В Казахстане 30 августа отмечают День Конституции, принятой в 1995 г на всеобщем референдуме. Эта Конституция разработана по инициативе Назарбаева и утверждена на всеобщем референдуме, после разгона Верховного Совета Республики Казахстан в 1994 г. Совет был распущен из-за того, что два депутата - Нуркадилов и Квятковская -  вдруг заявили, что они были избраны нелигитимно, поэтому снимают свои полномочия. Под этим предлогом Назарбаев  распустил весь Верховный Совет.

К сожалению, эта Конституция была сформирована под автократическую модель, когда все решает Президент страны: назначение акимов в области, министров в правительстве, судей - вплоть до районного уровня, депутатов в Сенат, руководителя Центральной избирательной комиссии и Счетной Палаты и так далее.

     Мало кто знает, что первую Конституцию казахов в далекие царские времена еще в 1911 г. создал патриот из рода "Найман-Матай-Каптагай" -  Барлыбек Сырттанов, назвавший свой труд "Казак Елінің Уставы"  и подписавшись "13 июнь, 1911 жыл, С.Петербург, С. Б. Алашинский".   Конституцию он составил по просьбе руководителя партии "Алаш" Алихана Бокейханова, который приехал тогда в Санкт-Петербург с целью восстановления избирательных прав казахов, ликвидированных Столыпиным. Барлыбек тоже приехал в Санкт-Петербург с "Прошением" на имя царя о восстановлении прав и земель казахов Семиреченской области. Текст "Прошения" составили Барлыбек Сырттанов с Ибрагимом Жайнаковым, а приняли решение 50 делегатов - казахов из всех волостей и уездов Семиреченской области на тайном съезде в с. Узан-Агаш. Собраться удалось под предлогом празднования 50-летия битвы российских войск с Кокандским ханством, когда в 1860 г. удалось разбить войска кокандцев под Узун-Агашем. Празднование провели в с. Узун-Агаш в 1910 г. официально с участием генерал-губернатора. Вот, под предлогом того, что надо ехать на этот праздник, сумели собраться делегаты  тайного съезда. А.Бокейханов ввел пункты "Устава" в Программу партии "Алаш" и в Программу первой казахской республики "Алаш Орда", просуществовавшую три года с 1917 г. по 1920 г. со столицей в городе Семей.  В советские времена это событие и личность Барлыбека Сырттанова не упоминались, не было публикаций, не проводились исследовательские работы. Впервые о нем написал в 1965 г. земляк Барлыбека из Аксуского района, Талды-Корганской области, писатель-фронтовик Танирберген Калилаханов на казахском языке, назвав статью "Сырттанов Барлыбек кім еді" в газете "Акикат". Лишь после обретения независимости появилось научное исследование, проведенное Сакеном Озбекулы, под руководством академика С. Зиманова. Результатом исследования стала книга "Барлыбек Сырттанов", изданная в 1996 г. С тех пор и по настоящее время вышло более 50 научных, публицистических и даже стихотворных публикаций.

     Не будем занимать время библиографией исследований про Барлыбека, отметим только что появилось целое направление в исторической науке под названием "Барлыбектану",  где самым плодотворным является молодой исследователь Елдос Токтарбай. Все публикации о Барлыбеке Сырттанове, а также текст "Устава" есть в свободном доступе в Интернете, на казахском и русском языках и каждый может прочитать все об "Уставе" и о Барлыбеке.

     Отмечу коротко некоторые моменты  из 28 пунктов его "Устава", которые жизненно необходимы народу даже сейчас, но которые не осуществил наш Елбасы!

Так, например, в пунктах Устава есть нижеследующее:

     3. Бұдан былай Қазақ елі Россиямен достастық, яғни доминион дәрежесіндегі қарым-қатынаста болып тұрады.

(Казахский народ будет находиться по отношению к России в форме доминиона).

Этого не было до обретения независимости в 1991 году.

    4. Қазақ елінде ең басшы орыны – Ұлт мәжілісі. Оған дауыспен өткендер Қазақ елінің басшысы Президентті төрт жылға сайлайды.     

(Самым гланым органом управления казахским народом является - Национальное собрание - "Мажилис". Те, кто прошел в состав мажилиса, избирают Президента на 4 года).

К сожалению, до сих пор главным управляющим народа остается Президент, а не Мажилис. Президента избирали то на 5лет, то на 7 лет, в итоге прошло 30 лет правления Елбасы.

    5. Бір Президент екі реттен асып ел билеуге хұқы жоқ.

(Президент после того, как был дважды избран, более не имеет никакого права руководить народом).

Наш Елбасы, к сожалению, правил не 8 лет, а 30 лет, хотя с высокой трибуны сам же критиковал 20 - летнее руководство Д. А. Кунаева.

13. Қазақ елінде адам баласының еркін сөйлеуге, ұйым құруына һәм партияларға кіруіне тыйым жоқ.

(В казахском народе нет запрета на свободу слова, на создание обществ и партии каждому желающему гражданину).

У нас до сих пор негласно запрещена регистрация партий, кроме "Аманата" и 5 провластных партий. То есть полностью не исполняется 13 пункт Устава.

15. Қазақ елінде соттың рұқсатынсыз адам баласы ұсталмайды, абақтыға қамалмайды. Ұсталғандарға сот 24 сағатта хүкім беруі шарт, болмаса қамаудан босатылады. Законды бұзумен қамаған сот алдында сазайын тартады.

(В казахском народе без решения суда ни один человек не может быть арестован. Арестованным в течение 24 часов суд должен вынести определение, если нет - то гражданин освобождается. Те, кто арестовал, нарушив Закон, отвечают перед судом).

За 30 лет сплошь и рядом арестовываются оппозиционеры. Особенно вопиющим является факт "Телефонного права" правящей элиты является лишение свободы на 7 лет Ермека Тойчибекова осенью прошлого года, который предложил внести русский язык вторым государственным языком и начал собирать подписи в Интернете. За неосторожное убийство не дают столько лет!?

24. Қазақ елінде бар судьялар Ұлт мәжілісіне өмір бойы сайланады. Законды бұзған һәм орындамаған судьялар орындарынан алынады.

(В казахском народе все судьи избираются пожизненно решением депутатов Национального Мажилиса. Судьи, нарушившие Закон, освобождаются от должности).

У нас до сих пор судьи назначаются Президентом, поэтому они полностью зависимы "Телефонным правом" от Администрации Президента, от правящего окружения Елбасы. Законы нарушаются судьями сплошь и рядом, но пока мы не видели ни одного резонансного освобождения судьи.

26. Судьялар қазақ тілін білуі шарт. Басқа нәсілдердің сотта өз тілдерінде сөйлеуге хұқы бар.

(Все судьи должны знать казахский язык. Другие участники судебного процесса имеют право говорить на своем языке).

Единственный пункт Устава, который соблюдается сейчас.

     Хотел бы закончить статью анализом нескольких ошибок  в биографии Барлыбека Сырттанова.

    Почти все исследователи его трудов и биографии взяли за основу положение из книги С. Озбекулы "Сырттанов Барлыбек" от 1996 г.  где автор пишет, что и родился и умер Барлыбек в Капальском уезде, местечке Карашокы, возле Арасана. Все последующие авторы в публикациях, диссертациях и даже в "Википедии"  повторяют этот ошибочный тезис из книги С. Озбекулы.

На самом деле Барлыбек родился, и умер на руках у сына Әбді -Кадыра - (Каке) в Суттигене, отделении с. Кызылту, Аксуского района, а не в Капальском районе,  местечке Карашокы.

     Мне довелось в детстве, в 1962-1969 годах общаться с потомками Сырттана в Аксуском районе:

1) Например, в с. Аксу в то время жил пожилой правнук Сырттана по имени Кумаркан, игравший по вечерам в Аксуском народном театре роль Абая, причем руководителем театра был тот самый писатель и фронтовик Танирберген Калилаханов, первым написавший про Барлыбека. Видимо первую информацию о Барлыбеке писатель получил от своего актера Кумаркана.

2) В селе Кызылту (ныне "Аул Сырттанова") жил еще один правнук Сырттана, учитель в школе - Найманханов Мырзабек.

3) Моя двоюродная бабушка Нуржикен, жена дедушкиного брата - Сыздыкова Нуртлеу, была правнучкой Сырттана и знала всю родословную своих родственников.

     По словам этих трех потомков Сырттана, Барлыбек родился  в местечке Суттиген весной, приблизительно в мае 1866 г, ныне отделении совхоза Кызылту, который в 2016 г. переименовали в "Аул Сырттанова". В то время естественно не было ЗАГСов и дату рождения ребенка письменно не регистрировали.

4) В Интернете есть текст дневника сына Барлыбека, Какена -"Сары дәптердің сыры", в которой он прямо пишет о том, что отец его Барлыбек, родился в Суттигене и умер у него на руках тоже в Суттигене. Любой сомневающийся может открыть в Интернете статью Елдоса Токтарбая "Сары дәптердің сыры".

Никто из авторов не задумывался, что в октябре в горах очень холодно и выпадает снег. Поэтому уже в сентябре все возвращаются к себе на зимовку - "Кыстау". Кроме того, Карашокы - это не село, а всего лишь название жайляу, где жили временно 4 месяца - с июня по сентябрь в юртах и никто не смог бы принять роды у матери Барлыбека, так как повитух в роду Кулшан не было. Роды прошли в Суттигене, а принимала повитуха из Аксу, татарка - бабушка.

5) И последнее. В Аксуской районной интернет - газете "Аксу өңірі" опубликованы цикл публикаций о Барлыбеке, в одной из которых местный исследователь-писатель опубликовал творчество своего земляка и привел стихи, написанные самим Барлыбеком. Вот те строки, которые он написал летом, приехав в Суттиген в 1914 г. для лечения кумысом от туберкулеза и которые не оставляют сомнений о месте его гибели:

 "...Қайта оралдым, қамығып Суттігенге

     Патшамен алысып бітті демім де

     Қаламымда жұрмейді бурынғыдай...

    На русском языке звучит примерно так:

     Опять вернулся я уставший в Суттиген

     В борьбе с царем опустошилась моя душа

     И даже ручка не пишет как раньше ...

Мало кто знает, что Барлыбек, кроме "Устава" опубликовал статью "Ынтымак ережесі" в которой прописал как и по каким правилам должен жить казахский аул, на примере аула Боконбай.

К сожалению, распри, барымта, сутяжничество по мелочам и другие пороки казахов, осуждаемые еще великим Абаем, коснулись и семьи Барлыбека. Дело в том, что по рассказам потомков Сырттана, отца Барлыбека звали не Сырттан, а Дуйсенбі. Дедушку звали Батырқул, сокращенно "Баке", а по русски «Бакы". У него было несколько братьев, которые из-за какой-то неурядицы между собой, стали враждовать. Да настолько, что братья накинулись на Батыркула с намерением убить его, и тот вынужден был с семьей бежать к родственнику по имени Шакы, когда Дуйсенбі было не более 7 лет. Родственники приняли семью Бакы хорошо, а чтобы мстители в будущем не причинили вреда мальчику Дуйсенбі, посоветовали переименовать его. Недолго думая, все единогласно решили назвать мальчика "Сырттан" - что по казахски означает "Сырттан келген", что по - русски переводится как "Пришедший со стороны" Вот так и пошла фамилия "Сырттановых". Об этой истории знали все потомки Сырттана, в том числе те, с кем мне довелось общаться в 60-х годах.

И последнее. Барлыбек 4 года занимался размежеванием границы с Китаем, для чего был введен в состав делегации в г. Кулжа, на территории Китая - как один из первых руководителей, имеющего чин статского советника, что по нашему сейчас равно званию полковника. И он так смог размежевать границу, что сохранил все исконно казахские земли и граница оставалась легитимной для обеих стран, вплоть до 1991 г. К сожалению, сейчас наша граница - от  Джунгарских ворот и до Нарынкольского района отошла вглубь Казахстана на ширину местами не менее 80 - 100 км, особенно в горах Джунгарского Алатау.  И мы потеряли несколько тысяч квадратных километров своей земли, которую когда-то отвоевал Барлыбек Сырттанов за 4 года изнурительных споров с китайской администрацией. Для примера: печально известная застава Аркан-Керген была не заставой, а охотничьим угодьем и граница при СССР проходила по южным склонам гор на расстоянии 80 километров южнее и вглубь Китая. Так что теперь мы знаем, какой ценой была легитимизирована граница с Китаем, под неусыпным контролем Елбасы, подписавшим унизительный для нас Договор с КНР о государственной границе.

     В заключение, наверное, прав профессор Елдос Токтарбай, призывающий ввести информацию о Барлыбеке Сырттанове в школьную программу. Возможно, в будущем, когда избавимся от наследия автократов во власти, День Конституции будет праздноваться 13 июня, по дате первой Конституции, пусть даже она называлась "Қазақ елінің Уставы". Ведь Конституция, разработанная под Елбасы в 1995 г., противоречит всем основам правового государства! Нет гарантии, что к власти в будущем опять не придет очередной Елбасы и будет издавать новую Конституцию под себя, изменяя дату празднования Конституции!

    

    Алмас Коптлеу, выпускник средней школы с. Кызылту, 1969 г. Аксуского района, ныне -"Аула Сырттанова". Пенсионер, педиатр - детский хирург.

     E-mail: koptleuov52@list.ru

Похожее