23.01.2019
По данным Министерства финансов РК, общий объем государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора в 2018 году составил 9,2 трлн тг. Из них: госзакупки — 3,6 трлн тг, Фонд «Самрук-Қазына» — около 5 трлн тг и другие национальные компании — около 600 млрд тг. Таким образом, объемы госзакупок и закупок квазигоссектора в 2018 года, в сравнении с показателями 2017 года, выросли на 3,4%.
В целях совершенствования сферы государственных закупок и закупок в квазигосударственного сектора 26 декабря 2018 года Главой государства подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора», который вступил в действие с 1 января 2019 года. В реализацию закона Министерством финансов внесены изменения в Правила осуществления госзакупок.
По словам министра финансов, в соответствии с поправками в закон и новыми изменениями в правила доработан веб-портал госзакупок. Таким образом, с 1 января 2019 года все государственные закупки осуществляются на веб-портале в соответствии с новыми поправками в законодательство о госзакупках.
В целом, нововведения закона можно условно разделить на 3 блока.
«Увеличивается пороговая сумма закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП. Это существенно упрощает закупки по малозначительным работам и услугам. В основном, эта норма коснется заказчиков с небольшими бюджетами (детские сады, школы, поликлиники, больницы, дома культуры, интернаты, дома престарелых)», — сообщил А. Смаилов.
При этом, согласно закону, данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок. Также в закупках способом запроса ценовых предложений заказчикам дается право указывать в документации на фирменные наименования товаров. Это позволит закупать более качественные товары
«Устанавливается новое квалификационное требование в виде финансовой устойчивости потенциального поставщика. Оно будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда. Данная информация будет извлекаться автоматически из информационных систем Комитета государственных доходов. Это также позволит повысить поступление налогов», — отметил А. Смаилов.
Закон направлен на широкое применение закупок способом конкурса с использованием предварительного квалификационного отбора. Для этого введена компетенция Минфина по определению способа закупок, что позволит осуществлять закупки в сфере строительства только способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
Такой подход ускорит и повысит качество строительства, так как в закупках будут участвовать только квалифицированные и зарекомендовавшие себя поставщики.
Также вводится обязательное внесение обеспечения заявки и исполнение договора по закупкам способом запроса ценовых предложений. Ранее запрос ценовых предложений осуществлялся без каких-либо финансовых обязательств (это привело к уклонению от заключения договора ввиду несостоятельности потенциальных поставщиков).
В целях сокращения фактов необоснованного обжалования закупок законом устанавливаются следующие нормы:
1) потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки, устанавливается запрет на просмотр документов других участников;
2) не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной документации, не принимавших участие в его предварительном обсуждении;
3) жалобы третьих лиц, не принимавших участие в закупках, не приостанавливают срок заключения договора.
Кроме того, дается четкое понятие «демпинговая цена» и ее недопущение. Так, в Правилах осуществления государственных закупок установлены следующие пороговые значения, ниже которых снижение цены не допускается:
по строительно-монтажным работам порог установлен в размере 10%;
по проектированию технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации в размере 15%;
по услугам технадзора в размере 15%.
В условиях установления порогов, ниже которых снижение цены не допускается, все участники закупок в целях победы на конкурсах будут снижать цены до допустимых порогов. Это приведет к равенству ценовых предложений с учетом применения условных скидок. В этой связи Правилами установлено, что при равенстве условных цен приоритет будет отдаваться компаниям, имеющим больший опыт работы и больший показатель по сумме уплаченных налогов. При этом следует отметить, что критерий по выбору поставщика по сумме уплаченных налогов вводится впервые.
«Полагаем, что такой критерий выбора поставщика при равенстве условных цен является справедливым и будет стимулировать предпринимателей добросовестно платить налоги. Также это не позволит выигрывать конкурса компаниям, которые передают все объемы на субподряд. Тем самым не платят налоги, не развивают и не оснащают свою материально-техническую базу. Ранее при равенстве условных цен победителем признавался потенциальный поставщик, заявка которого поступала ранее заявок других участников закупок. Между тем такой подход выбора поставщика был подвержен коррупционным проявлениям, имел риски сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком», — разъяснил А. Смаилов.
«Из 53 оснований закупок из одного источника исключаются 5 случаев. В целях сокращения закупок из одного источника устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные закупки в случае признания их несостоявшимся. Это позволит сократить закупки из одного источника», — сообщил А. Смаилов. Также устанавливается запрет на привлечение субподрядчиков предприятиями «Енбек» уголовно-исполнительной системы в рамках закупок из одного источника.
Кроме того, законом предусматриваются нормы по поддержке отечественных товаропроизводителей в соответствии с международной практикой.
Так, по аналогии с Российской Федерацией законодательно устанавливается перечень случаев, при которых Правительство Республики Казахстан вправе установить изъятия из национального режима. Закрепляется компетенция Министерства финансов РК по установлению дополнительных требований к потенциальным поставщикам. Например, будут установлены такие требования, как наличие производственной базы в районе проведения работ, местных трудовых ресурсов и т. д.
Между тем, по закупкам квазигоссектора законом предусмотрены следующие нормы:
устанавливается административная ответственность работников квазигоссектора за нарушения правил закупок;
закупки квазигоссектора должны проводиться в электронном формате;
введена компетенция Минфина по утверждению единых правил закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Қазына».
При этом Правила «Самрук-Қазына» будут утверждаться решением Совета директоров Фонда по согласованию с Министерством финансов.
Следует отметить, что указанные нормы закона по вопросам закупок квазигоссектора вводятся в действие с 1 января 2020 года. Как подчеркнул А. Смаилов, это обусловлено необходимостью разработки подзаконных актов и их технической реализации.
В рамках централизации государственных закупок, для Единых организаторов закупок на республиканском, областном и районном уровнях Минфином утверждены соответствующие Перечни товаров, работ и услуг. Приказ Минфина об утверждении Перечней вводится в действие с 1 марта 2019 года.
В свою очередь, управляющий директор - руководитель секретариата АО «ФНБ «Самрук-Қазына» А. Пирметов доложил о работе, проведенной по совершенствованию системы закупок в 2018 г. Так, были разработаны новые меры поддержки отечественных перерабатывающих производств, оптимизированы закупки внутри Фонда, сокращены сроки проведения закупок, улучшен процесс предварительного квалификационного отбора, внедрена новая электронная площадка по закупкам.
По итогам рассмотрения вопроса Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что в данном направлении проделана большая работа. Внесены поправки, направленные на решение основных вопросов в сфере государственных закупок, которые могут способствовать улучшению бизнес-климата в стране. В этой связи, все государственные органы, акиматы регионов должны принять меры по соблюдению требований поддержки отечественных товаропроизводителей в части указания национальных стандартов, недопущении роста объема закупок из одного источника. Министерству финансов поручено провести широкомасштабную информационно-разъяснительную работу по данному Закону и принять необходимые подзаконные акты.
Похожее