13.04.2016
Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар Шакиров обратился к министру образования и науки Кенжегали Сагадиеву по вопросу продления учебного года. По словам омбудсмена, отсутствие видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон, передает 16news.kz.
В своем обращении, обудсмен просит задействовать все возможные средства для проработки рассматриваемого вопроса, в том числе, в рамках созданных при государственных органах общественных советов — на центральном уровне, и родительских комитетов — на уровне школ, обеспечения открытости и вовлечения общественности, а также анализа данной проблематики.
Как считает Шакиров, в противном случае, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных целей.
«Видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей. Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно», — говорит омбудсмен.
«В обществе и СМИ ведутся дискуссии и высказываются различные позиции относительно отдельных действий, предпринимаемых в данной связи уполномоченными государственными органами. Особую значимость этот вопрос приобретает в свете того, что он затрагивает практически каждую казахстанскую семью. Подавляющее большинство родителей и семей учеников школ следят за учебным процессом и изменениями в системе образования», — отмечает Шакиров.
Как заметил Аскар Шакиров, широкий резонанс вызвало сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах.
«Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того — стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры», — подчеркивает в связи с этим омбудсмен.
«Очевидно, что современная школьная программа перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако, сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы», — говорится в тексте обращения.
По словам Шакирова, процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения.
«В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы. В данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования», — говорится в обращении.
Омбудсмен не отрицает возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности.
«Данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов», — считает Шакиров.
«К сожалению, Министерством до настоящего времени перед обществом не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится», — говорит Аскар Шакиров в заключении.
Фото: www.nur.kz
Полный текст обращения здесь
Похожее