04.01.2019
В первую очередь, по поручению Президента Республики Казахстан с сегодняшнего дня в 1,5 раза повышается размер минимальной заработной платы (МЗП), установление размеров МЗП не будет привязано к величине прожиточного минимума. С нового года МЗП составит 42 500 тг. Повышение напрямую коснулось 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности и охватило 275 тысяч работников бюджетных организаций, зарплата выросла в среднем на 35%.
По данным Министерства национальной экономики РК, в результате повышения МЗП, располагаемый доход более 6 млн наемных работников вырастет до 15 тыс. тенге в год только за счет увеличения объема освобождаемого от налога дохода.
Учитывая что, за МЗП сохраняется роль минимального стандарта оплаты труда работника, для более 1 млн казахстанцев (с низким уровнем оплаты труда) рост заработных плат достигнет до 50% к уровню 2018 года.
Все принятые в рамках Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» поправки направлены в первую очередь на повышение доходов и качества жизни каждого казахстанца.
Кроме того, по данным Министерства здравоохранения, для стимулирования работников первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) по поручению Главы государства с сегодняшнего дня поэтапно увеличивается заработная плата на 20% участковым медработникам, внедряющим новые подходы управления заболеваниями.Так, с этого года внедряется сдельная оплата труда врачей общей практики, профильных специалистов с поэтапным повышением тарифов на их услуги в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
В Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Главой государства поручено усилить взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат в системе обязательного социального страхования.
В реализацию данного поручения Министерством труда и социальной защиты населения разработан проект закона РК «Об обязательном социальном страховании» в новой редакции. Изменения направлены, в первую очередь, на повышение уровня социальной защищенности граждан при наступлении трех видов социальных рисков - на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы, через повышение размеров социальных выплат в зависимости от стажа участия в системе обязательного социального страхования и изменение других параметров.
Так, с 1 января т. г. размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца из Государственного фонда социального страхования для всех состоявшихся получателей повышены на 5% в соответствии с уровнем индексации аналогичных выплат из республиканского бюджета. Это касается порядка 88,3 тыс. получателей социальных выплат на случай утраты трудоспособности и 50,1 тыс. получателей социальных выплат потерявших кормильца.
Таким образом, средний размер социальных выплат на случай утраты трудоспособности повысился с 15,9 тыс. тг до 16,6 тыс. тг, средний размер социальных выплат на случай потери кормильца с 20,6 тыс. тг до 21,7 тыс. тг.
Наряду с этим, законопроектом предусматривается, что для граждан с большим стажем участия в системе социального страхования, коэффициент, применяемый для расчета размеров социальных выплат, будет повышаться на 2% за каждый год сверх 5 лет. Для лиц с инвалидностью размеры социальных выплат на случай утраты трудоспособности предлагается определять исходя из фактически установленной степени утраты трудоспособности (т. е. социальные выплаты персонализируются), а не от усредненных коэффициентов утраты трудоспособности.
Семьям, потерявшим кормильца, предлагается повысить коэффициенты количества иждивенцев, применяемые для определения размеров социальной выплаты на случай потери кормильца. Для лиц, потерявших работу, предлагается повысить коэффициент замещения дохода с 30% до 40% при определении размеров социальных выплат на случай потери работы, а также увеличить продолжительность данной социальной выплаты с 4 до 6 месяцев. В целом предлагаемые изменения предполагают рост размеров социальных выплат на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы в среднем на 30%.
По информации Министерства труда и социальной защиты населения, с сегодняшнего дня солидарная пенсия увеличилась на 7%, базовая — на 5%. Так, минимальная солидарная пенсия с 1 января 2019 года составляет 36 108 тг, минимальная базовая пенсия — 16 037 тг.
Таким образом, для мужчин и женщин, ушедших на заслуженный отдых до внедрения обязательных пенсионных отчислений, минимальная пенсия с 1 января 2019 года составляет 52 145 тг.
Вместе с тем, с увеличением прожиточного минимума изменился минимальный размер пенсионных выплат из ЕНПФ, равный 54% от прожиточного минимума. Минимальный размер пенсионных выплат из ЕНПФ в 2019 году — 16 037 тг.
Сложив между собой минимальные солидарный, базовый и накопительный компоненты, получается минимальный совокупный размер пенсионных выплат равный 68 182 тг. Такую минимальную пенсию с 1 января 2019 года начали получать граждане, имеющие право на выплаты из ЕНПФ за счет обязательных пенсионных взносов.
Министерством труда и социальной поддержки населения РК также приняты изменения по вопросу уплаты обязательных пенсионных взносов «фрилансеров» — физических лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера.
Так, поправки направлены на упрощение процедуры уплаты обязательных пенсионных взносов (ОПВ) «фрилансерами». Следует отметить, что данные поправки учитывают мнение большинства представителей данной категории работающих граждан, представителей депутатского корпуса и ряда юридических лиц, практикующих привлечение «фрилансеров» для проведения отдельных видов работ.
В реализацию принятых законодательных поправок в первом квартале 2019 года будут внесены изменения в соответствующие Правила. Так, с момента принятия изменений в указанные Правила, фрилансеры будут освобождены от обязательств по уплате обязательных пенсионных взносов с доходов по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).
За физических лиц, выполняющих работы по договорам ГПХ заключенным с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимся частной практикой, которые на сегодняшний день выступают налоговыми агентами, исчисляющими и уплачивающими индивидуальный подоходный налог за «фрилансеров», будут также уплачивать за них обязательный пенсионный взнос. При этом за физическими лицами, выполняющими работы по договорам ГПХ заключенным с физическими лицами сохраняется право участвовать в накопительной пенсионной системе путем самостоятельной уплаты ОПВ в свою пользу.
Следующей поправкой, касающейся участия граждан в накопительной пенсионной системе является упрощение процедуры открытия индивидуального пенсионного счета (ИПС) в Едином накопительном пенсионном фонда (ЕНПФ) для новых вкладчиков обязательных пенсионных взносов (ОПВ).
Если в соответствии с действующим законодательством для открытия ИПС в ЕНПФ физическим лицам необходимо лично обращаться в отделения ЕНПФ с заявлением об открытии ИПС за счет ОПВ, то по новому механизму ИПС в ЕНПФ для новых вкладчиков будет открываться автоматически — на основании первого поступившего в ЕНПФ взноса.
Данный механизм по «беззаявительному» открытию ИПС за счет ОПВ заработает с момента введения в действие изменений в Пенсионные правила Единого накопительного пенсионного фонда, принятие которых предполагается в первом квартале 2019 года. При этом все необходимые сведения о реквизитах действующего документа, удостоверяющего личность вкладчика по ОПВ, о месте постоянного проживания и др., ЕНПФ будет получать из информационных систем государственных органов.
В соответствии с Посланием Президента с 2019 года ежегодно будет дополнительно выделено 30 млрд тг на субсидирование приоритетных проектов предпринимателей. Отечественным предприятиям будет предложено осваивать широкую номенклатуру товаров народного потребления, т. е. развивать так называемую «экономику простых вещей». Это важно не только для реализации экспортного потенциала, но и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами.
Участниками первого направления Программы являются предприниматели, реализующие и планирующие реализовать собственные и эффективные проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах без отраслевых ограничений. Участниками второго направления Программы являются эффективные предприниматели индустриально-инновационной деятельности, реализующие и планирующие реализовать собственные проекты в приоритетных секторах экономики в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020», а также в приоритетных отраслях обрабатывающей промышленности и отдельных видах услуг, определенных ГПИИР.
В целом на 2018 год для реализации финансовой и нефинансовой поддержки в рамках «ДКБ-2020» выделены средства в размере 46 млрд тг. На 1 декабря 2018 года просубсидировано 12 350 проектов на общую сумму кредитов 2 276,6 млрд тг, а сумма выплаченных субсидий составила 217,44 млрд тг, прогарантировано 4 668 на общую сумму кредитов 170 млрд тг, а сумма предоставленных гарантий составила 70 млрд тг, предоставлено государственных грантов по 2 050 проектам на сумму 4,6 млрд тг. По подведению недостающей индустриальной инфраструктуры профинансировано 809 проектов на сумму 122,5 млрд тг.
Важным направлением «ДКБ-2020» является усиление предпринимательского потенциала, которое включает комплекс инструментов по обучению основам ведения бизнеса и консультационному сопровождению потенциальных и начинающих предпринимателей. По состоянию на 1 декабря 2018 года 173,9 тыс. новых и действующих предпринимателей посетило обучение по основам предпринимательства.
Импульс развитию предпринимательства также придаст проведение «налоговой амнистии», в рамках которой будут списаны пени и штрафы, числящиеся в лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 октября 2018 года, при условии уплаты недоимки, имеющейся по состоянию на 1 октября 2018 года.
Мероприятия предусматривают проведение амнистии для субъектов малого и среднего бизнеса в целях улучшения бизнес климата. Амнистия станет действенным механизмом поддержки предпринимателей и будет стимулом для уплаты основного долга и полного освобождения от налогового бремени.
По предварительным данным, количество налогоплательщиков, подлежащих амнистии, составляет 90 077. В случае уплаты основного долга в размере 210,7 млрд тг, у вышеуказанных налогоплательщиков будут списаны пени на сумму 122,9 млрд.тенге и штрафы на сумму 7,3 млрд тг.
Кроме того, с 1 января 2019 года пороги применения уголовной ответственности по налоговым нарушениям повышены до 50 тысяч МРП с увеличением штрафов.
В своем Послание народу Казахстана 5 октября 2018 года Глава государства озвучил о необходимости усиления борьбы с теневой экономикой со снижением ее за три года как минимум на 40%.
В этой связи, Правительством утвержден План мероприятий по противодействию теневой экономике на 2019-2021 гг.
В целом упор по выводу бизнеса из «тени» базируется на цифровизации налогового и таможенного администрирования и их интеграции, включая реализацию инициатив по проекту «Повышение собираемости налогов».
Согласно информации Министерства финансов РК, План мероприятий направлен на стимулирование бизнеса и усиление работы по выводу субъектов малого и среднего бизнеса из «тени», увеличение доли безналичных оборотов, совершенствование налогово-таможенной политики, законодательства о государственных закупках.
Принимаемые меры позволят снизить уровень теневой экономики, увеличить поступление налогов в бюджет и будут способствовать социально-экономическому развитию страны.
Похожее