04.06.2019
Принципиальное отличие в том, что раньше мы акцентировали внимание лишь на недопустимости коррупционного поведения, по сути предупреждая людей об уголовных последствиях. Пример большинства стран с низким уровнем коррупции наглядно демонстрирует, что политика, основанная на устрашении, не дает желаемых результатов.
Несмотря на эффективную реализацию принципа неотвратимости наказания, в Казахстане к уголовной ответственности за коррупцию ежегодно привлекается в среднем свыше тысячи должностных лиц.
Длительные сроки лишения свободы, многомиллионные штрафы, конфискация имущества, пожизненный запрет на работу в госаппарате – все это до сих пор не останавливает чиновников идти на сделку с совестью. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять бесперспективность дальнейшего ужесточения законодательства.
Эволюция в сторону добропорядочного общества будет возможна при условии культивирования честности и справедливости на протяжении всей сознательной жизни человека. Следуя казахской пословице «Біреудің ала жібін аттама», уже в семье мы должны с ранних лет прививать детям твердые установки о чистоте и справедливости.
Начиная с детского сада необходимо доступно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. В школе – не допускать списывания и жульничества. В университете – искоренить покупку оценок и дипломов. Предприниматели, в свою очередь, должны принципиально отказаться от неэтичного ведения бизнеса и подкупа чиновников.
Выбранный нами курс не означает, что мы как-то ослабим антикоррупционный контроль. Принцип неотвратимости наказания – по-прежнему один из основополагающих в нашей работе. Однако государству, обществу и бизнесу в сфере противодействия коррупции нужен новый социальный контракт, с ясными для всех без исключения правилами игры.
При этом флагманом масштабной трансформации сознания должны стать именно госслужащие. Добропорядочность госаппарата – это не только про соблюдение законности и служебной этики, это еще и приверженность ценностям служения обществу, открытость и способность сопереживать проблемам людей. Даже ответить на обращение гражданина не сухим юридическим языком с формальной отсылкой к закону, а попытаться реально помочь в решении вопроса, вникнув во все детали – это и есть добропорядочность.
Похожее