15.04.2019
Казахстан, реализуя современную антикоррупционную политику, активно внедряет передовой международный опыт противодействия коррупции.
Так, введение системы декларирования активов, предусмотренное Антикоррупционной стратегией РК на 2015-2025 годы, является одним из успешных методов сдерживания масштабов коррупционных проявлений.
Декларирование активов неразрывно связано с так называемой ответственностью за незаконное обогащение.
Незаконное обогащение — это значительное увеличение активов (недвижимости, автомобилей, денежных средств и т.п.) публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, происхождение которых оно не может объяснить.
Это понятие предусмотрено 20-й статьёй Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу 14 декабря 2005 года.
Казахстан ратифицировал данный документ в 2008 году.
Таким образом, можно сказать, что введение системы всеобщего декларирования – это первый решительный шаг в сторону установления ответственности за незаконное обогащение.
Именно эта мера позволила в свое время добиться значительных результатов противодействия коррупции, таким странам как Сингапур, Гонконг.
В этих государствах ответственность за незаконное обогащение была введена в 70-х годах прошлого века.
Сегодня они являются не только лидерами экономического развития, но и возглавляют международные рейтинги, как наименее коррумпированные страны. (Сингапур – 2 место, Гонконг – 14 в рейтинге Транспаренси Интернешнл).
Системы декларирования действуют уже более пятидесяти лет в развитых странах и обязывают быть подотчетными все группы населения, вне зависимости от степени их принадлежности к государственному аппарату.
В США, к примеру, аналогичная система работает с 1977 г.
Декларирование доходов и расходов физических лиц является устоявшейся практикой во всем мире, основной целью которой является обеспечение экономического благосостояния, борьба с масштабами теневой экономики и коррупции.
Также нами будет проработан вопрос публичности и открытого доступа ко всем декларациям государственных служащих и других лиц, являющихся субъектами антикоррупционного законодательства и их родственников.
Это позволит активизировать гражданское общество в сфере противодействия коррупции.
В свете таких условий станут вполне резонными вопросы лицам, получающим официальный доход в 250 000 тенге, но проживающим в огромных особняках и пользующимся дорогостоящими транспортными средствами, в десятки раз превышающими их доход.
Также следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено отражение в Декларации об активах и обязательствах информации о наличии в Республике Казахстан и за ее пределами:
1) имущества, подлежащего государственной или иной регистрации, а также имущества, по которому права и (или) сделки подлежат государственной или иной регистрации;
2) доли участия в жилищном строительстве;
3) денег на банковских счетах;
4) наличных денег, которые указываются в сумме, не превышающей предел 5880-кратного размера месячного расчетного показателя, на сегодняшний день это 14 миллионов 847 тысяч тенге;
5) задолженности других лиц перед физическим лицом (дебиторской задолженности) и (или) задолженности физического лица перед другими лицами (кредиторской задолженности), за исключением задолженности банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, созданным в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности в Республике Казахстан, - указывается в случае превышения совокупной суммы, равной 5880-кратному размеру месячного расчетного показателя;
6) прочего имущества.
Прочее имущество указывается по желанию физического лица с учетом следующих требований:
1) драгоценные камни и драгоценные металлы, ювелирные изделия, изготовленные из них, и другие предметы, содержащие драгоценные камни и драгоценные металлы, а также произведения искусства и антиквариата указываются в случае превышения цены (стоимости) за единицу данного имущества 5880-кратного размера месячного расчетного показателя, и наличия документов, подтверждающих стоимость такого имущества;
2) биологические активы при наличии ветеринарного паспорта или иного документа, подтверждающего право собственности на такие активы;
3) культурные ценности в случае их внесения в Государственный реестр объектов национального культурного достояния в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о культуре;
4) прочее имущество, при наличии документов, подтверждающих стоимость такого имущества, включая стоимость, определенную в отчете об оценке, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности, и (или) подтверждающих право собственности на такое имущество.
Похожее