24.08.2023
Имитация бурной деятельность – это характерная черта казахстанских министерств и ведомств. К примеру, министерство экологии не добилось особых успехов в улучшении экологической ситуации в стране. Жители Усть-Каменогорска это хорошо знают по собственному горлу и по атмосфере в городе. Зато прежний министр Сериккали Брекешев развернул активность на другом направлении - по отношению к домашним животным. В его бытность был принят закон «Об ответственном отношении к животным». Это хорошо, закон нужный. Но до сих пор этот закон не работает. Убивать бездомных животных теперь запрещено, в этом мы вроде бы пошли по пути цивилизованных государств. Бездомных собак и кошек по закону нужно отлавливать, содержать некоторое время, стерилизовать, прививать, и, если не удалось пристроить в хорошие руки, выпускать в естественную среду. Эта схема хорошо работает в других странах. В Грузии сам видел, что бесхозные дворняги живут на улицах с бирками на ухе, это значит, что собака стерилизована и привита. А у нас закон приняли, а средства на приюты, содержание животных и их стерилизацию не выделены. В результате всё продолжается по-прежнему, варварским способом. Животных отлавливают, но, по всей видимости, затем уничтожают. В итоге количество бездомных животных не уменьшилось.
А в ближайшее время число бесхозных собак и кошек может вырасти в разы. Дело в том, что с 1 сентября вступают в действие правила учёта домашних животных, принятые в мае 2022 года. Теперь владельцы домашних животных должны в обязательном порядке зарегистрировать своих питомцев и вживить в них чип. Для социально-уязвимого населения процедура бесплатная, но пройти её, к примеру, в Усть-Каменогорске, можно только в государственной ветклинике, расположенной в поселке Меновное. Будет ли чипирование бесплатным для таких групп населения после 1 сентября – непонятно. Платное чипирование обойдётся от 2,5 до 8 тыс. тенге (такие данные приводят республиканские интернет-сайты).
Кто в основном берёт бездомных дворняг и кошек? Как правило, это пожилые одинокие люди. Так они скрашивают свою старость, живя вместе с преданным другом. Или это любители животных любого возраста, которые не могут равнодушно пройти мимо страданий несчастного бродяги. Зачастую подобрашка становится вторым, третьим, или даже четвёртым животным в семье. Будут ли такие люди брать бездомных животных и дальше? Если раньше человек мог просто взять и ухаживать за кошкой и собакой, то теперь он тысячу раз подумает – а надо ли? Ведь нужно идти регистрировать и чипировать, а это время и расходы, немалые не только для пенсионера. Кроме того, если животное скончается, также нужно зафиксировать этот печальный факт в базе данных. А если не регистрировать и чипировать, то будешь постоянно под угрозой штрафа в 10 МРП, а это уже серьёзный ущерб личному бюджету, половина минимальной зарплаты.
Получается, что тот, кто не брал животных, тот и не будет брать. А вот тот, кто был готов прийти на помощь бездомным, уже будет взвешивать все «за» и «против». И, скорее всего, решит не брать, а кормить на улице. Так почему инициаторы этих правил уверены, что количество бездомных животных уменьшится? Какими расчётами, исследованиями, социологическими опросами они подтверждают такой вывод? Утверждение, что число бездомных растёт потому, что люди берут четвероногих, а потом выбрасывают – это миф. Какая-то часть действительно оказывается на улице по этой причине. Но основная масса – это воспроизводство дворняг, живущих бездомными годами. Они и родились на улице, и «за радугу» уйдут на улице.
И даже шансов попасть в приют у них может теперь не быть. Ведь все собаки и кошки, находящиеся в приютах, тоже должны быть зарегистрированы и чипированы! Что такое чипировать 150 – 200 приютских собак или кошек? Нужно сразу миллион-полтора! Где взять такие деньги?! На одной из встреч чиновник дал простой совет: «Ищите спонсоров!». Так приюты и держатся за счёт пожертвований любителей животных! Где же им найти миллионы на чипирование, если они на кормёжку, на вольеры, на лекарства с трудом собирают?! Что могут сделать в приютах в этой отчаянной ситуации? Просто открыть вольеры и ворота, и со слезами на глазах выпустить питомцев на самовыживание, а фактически на гибель.
Заместитель председателя комитета лесного хозяйства и животного мира министерства экологии и природных ресурсов РК Андрей Ким сравнил домашних животных с автомобилем. «Вы же, когда машину покупаете, вы же ее регистрируете. Когда вы покупаете кошку или собаку, вы должны их зарегистрировать за свой счет», - сказал чиновник. Что же, у него чувствуется явный переизбыток ума. Он вообще на брифинге навёл страху. Заявил, что выявлять незарегистрированных и нечипированных животных будут участковые в ходе поквартирного обхода. Конечно, полицейские уже решили все проблемы с алкоголиками, дебоширами, семейными насильниками, наркоманами, притонами, и теперь все силы нужно бросить на поимку владельцев кошек и собак. Также он сообщил, что не исключается введение налога на домашних животных. Вполне разумное предложение, бюджет нужно пополнять, а поскольку в экономике дела плохи, то единственный способ – придумывать новые налоги. Сразу же оба этих заявления были опровергнуты – не будет ни обходов участковых, ни налога на животных. Хотя, верить нашей власти – это гиблое дело.
Владельцы животных, зоозащитники, волонтёры, владельцы приютов, заводчики, кинологи, ветеринары говорят и о других проблемах в связи с регистрацией и учётом. Почему-то база регистрации оказалась в ведении частной фирмы. Причём, это единственный портал по учёту животных. О странностях этого обстоятельства уже была статья известного журналиста Дениса Кривошеева «Тендер на защиту животных из одного источника» https://krivosheev.live/news/tender-na-zashitu-zhivotnih-iz-odnogo-istochnika/?fbclid=IwAR3KXaZS8Yks8guxHYCIooi2tOnukCud3pu5bHiF2mA_pApgtPVe1S7Vq34
Так почему частной фирме владельцы животных должны передавать свои персональные данные, в том числе ИИН и электронную цифровую подпись? Как частная фирма может воспользоваться такой базой? Разве это не нарушение закона о защите персональных данных?
Получая чип и регистрацию в ветеринарной клинике, животное фактически прикрепляется к этой клинике. Если владелец захочет обратиться за помощью к другому ветеринару, он должен открепиться от этой клиники, и прикрепиться к другой, опять же с фиксацией в базе данных. Это уже вмешательство в предпринимательскую деятельность и свободу конкуренции. Кстати, некоторые ветеринары вообще опасаются, что им придётся сворачивать свою деятельность, если пойдёт массовый отказ от содержания животных. Это, конечно, самый худший вариант, но вполне вероятный.
Почему-то единственным способом учёта животных называют чипирование. Хотя в законе и в правилах записано, что владелец сам выбирает способ, а среди них и бирки, и клеймо, и чип в ошейнике и т.д.
Специалисты говорят и о том, что казахстанский регистрационный номер не соответствует международным стандартам. И если кому-то нужно перевезти собаку или кошку в другую страну, то на границе его и питомца тормознут. Кстати, теперь, чтобы иностранец забрал животное в РК, он должен получить ИИН, ЭЦП, зарегистрироваться в базе данных как новый владелец, и только потом вывозить животное.
Также специалисты требуют передать вопросы по домашним и бездомным животным из министерства экологии в комитет ветеринарии министерства сельского хозяйства и регистрировать домашних животных в государственной базе учёта этого ведомства.
Вся затея смахивает на очередной способ содрать деньги с населения. Регистрация и учёт создают проблемы только для любителей животных, профессиональных кинологов, ветеринаров. Говорят, что регистрация повысит ответственность за животных. Это тоже миф. Те, кто берёт четвероногих, и потом выкидывает, также и будут брать, и выкидывать, без всякой регистрации.
Чипированием ответственность не повысишь. Все граждане страны зарегистрированы, каждый малыш получает свидетельство о рождении. И что – родители перестали отказываться от детей? Совсем исчезли семьи, где над детьми издеваются, бьют, не кормят, держат в скотских условиях? У нас больше нет детских домов? Дело доходит до того, что новорожденных выкидывают в мусорный бак, как котят. Младенцами торгуют. А ведь все зарегистрированы! А разве не жестокость, когда дети, да и взрослые, умирают лишь потому, что у родителей нет денег на лекарства, когда в отчаянии люди обращаются за помощью, собирают деньги, но не всегда получается собрать?
Проблема не в чипировании. Проблема в той атмосфере общественных отношений, которая сложилась в нашем обществе, а это, по большей части, равнодушие и жестокость. Проблема в воспитании и отсутствии воспитания. Разве сегодня найдёшь хоть в одной школе «живой уголок»? А в поселковой школе, где я учился в конце 60-х – начале 70-х годов, такой уголок был. Там жили черепаха, ёжик со сломанной лапой, голубь с подбитым крылом, хомячки, и ещё какие-то мелкие животные. Дежурные ученики ставили им свежую воду, корм, убирали в вольерах. У школьного сторожа была дворняга, и мы играли с ней на переменах. На уроках труда делали кормушки для птиц и зимой шли в школу с семечками, зёрнышками, хлебными крошками. Мы росли в уличных играх, но не припомню, чтобы у кого-то возникла мысль кинуть камень в собаку или кошку, ударить их палкой. Из телевизоров, радиоприёмников звучали песни о животных: «Не дразните собак, не гоняйте кошек, не жалейте для птиц, ни зерна, ни крошек». Или трогательная «Пропала собака по кличке Дружок». В кино показывали замечательные фильмы о животных.
О том, что происходит сейчас, высказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. «Недавно произошел инцидент в Актау Мангистауской области, камнями и палками забили тюленей. Это дикость просто. С другой стороны, винить детей и подростков тоже нет смысла, потому что им никто не объяснял в школе и тем более дома, что этого делать нельзя.
Я уже не говорю о совершенно «рядовых», так сказать, случаях, когда собак душат, сжигают живых щенков и так далее. Я думаю, что министр Аймагамбетов (министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. - Прим.) должен задуматься над этим», - сказал Токаев на расширенном заседании правительства в июле 2020 года.
Прошло три года. Изменилось ли хоть что-то в лучшую сторону? Стало за это время общество милосерднее, гуманнее в целом, и к животным в частности? Вот в чём причина, и только вживлением чипов в кошек и собак эту проблему не решить.
А новый министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова не видит и не слышит, что говорят общественники и специалисты о правилах регистрации домашних животных, не хочет думать о последствиях. Она не реагирует на две петиции, сбор подписей под ними идёт в интернете, и уже подписались в общей сложности более 20 тысяч человек. Она занята другой проблемой. В соцсетях она выложила видео своего посещения питомника, где идут научные исследования по одомашниванию сайгаков! Видимо, на этих исследованиях хорошо осваивают средства. А если вдруг всё же удастся одомашнить сайгаков, то и их нужно будет регистрировать и чипировать.
Похожее