В «Новом Казахстане» жизнь только дорожает

27.07.2023

В августе на 10-30% подорожают сотовая связь и мобильный Интернет. Об этом уже заявили операторы услуг мобильной связи. В Beeline планируют убрать безлимит на социальные сети и видеохостинги по ряду тарифов. «Гигабайты будут расходоваться из основного пакета по тарифному плану» - сообщает оператор в рассылке своим абонентам.

В августе на 10-30%  подорожают сотовая связь и мобильный Интернет. Об этом уже заявили операторы услуг мобильной связи. В Beeline планируют убрать безлимит на социальные сети и видеохостинги по ряду тарифов.  «Гигабайты будут расходоваться из основного пакета по тарифному плану» - сообщает оператор в рассылке своим абонентам.

 По информации Агентства по защите и развитию конкуренции РК, в этом году уже происходило повышение стоимости тарифов.  «В текущем году произошел рост цен сотовых операторов от 8 до 50% в зависимости от тарифных планов. За период 2021-2022 гг. рост тарифов составил в среднем от 13 до 37%. Так, к примеру, в апреле 2023 г. Билайн повысил стоимость тарифного плана «Яркий» с 1790 до 2490 тг. (рост 39%); Кселл и Теле2 заявили о повышении цен с августа месяца на различные тарифные планы, в т.ч. на «Реальный безлимит» (Кселл) с 3390 до 4390 тг. (рост 29%), «Просто супер» (Теле2) с 2590 до 3290 тг (рост 27%)», - сообщает АЗРК.

  С мая значительно подорожал, к примеру, тариф «Выгодный микс» компании «Билайн» - с 4700 до 5800 тенге. Стоимость услуг мобильной связи и интернета – значительно дороже тарифов  на коммунальные услуги. Например, пакет стационарного интернета + ID-TV обходится почти в 6,5 тыс. тенге в месяц. Если ещё добавить сотовую связь и мобильный интернет, за это удовольствие в целом нужно заплатить почти 10 тыс. тенге. На эти деньги можно оплатить электроэнергию, тепло и горячую воду семье из трёх человек, проживающей в 2-х комнатной кевартире!

 Стационарный интернет от «Казахтелекома» стоит почти 5000 тенге в месяц. Это несопоставимо с затратами на оплату электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды.

  Несмотря на дороговизну, интернет в любом виде и сотовая связь прочно вошли в нашу жизнь. По данным АЗРК в Казахстане почти 21,5 млн. абонентов, значительно больше всего населения страны. У людей по 2 телефона, или несколько «симок». И народ в первую очередь заранее оплачивает интернет и мобильный телефон, по той простой причине, что с 1 числа не сможет ими пользоваться без предварительной оплаты. И оставляет «на потом» расходы на тепло, горячую или холодную воду.

  Заместитель председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК Болат Самбетов отметил высокую степень монополизации этого рынка. «Рынок услуг сотовой связи характеризуется высокой концентрацией и преобладающей долей участия государства, где присутствует всего 3 сотовых оператора, из них 2 дочерние операторы АО «Казахтелеком» - АО «Kcell» (kcell/aсtiv) и ТОО «Мобайл Телеком – Сервис» (Tele2/Altel) с общей долей рынка 62%, и третий  участник -  это частный оператор ТОО «Кар-Тел» (Beeline) с долей 38%. В совокупности указанные мобильные операторы занимают 100% рынка.

Монопольную структуру рынка усилили итоги проведенных в конце 2022 года аукционов по распределению радиочастот в сети 5G, по итогам которых группа «Казахтелеком» признана победителем, обеспечив себе 100% монополию в оказании услуг в сети 5G».

 То, что происходит с ценами на услуги мобильной связи, в марксистской политэкономии называется «картельный сговор». «Картель – одна из форм монополистических объединений, участники которой в интересах получения монопольной прибыли заключают соглашения о ценах, о рынках сбыта, об объёме производства, об обмене патентами, об условиях найма рабочей силы и т.п. При этом предприятия или монополистические объединения, вступившие в картельное соглашение, сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность. Картели увеличивают могущество крупнейших магнатов капитала» («Краткий экономический словарь», Москва, Политиздат, 1958 год). Прошло 65 лет, но ничего в экономической основе капитализма не изменилось. И не изменится.

 АЗРК намерен проводить расследование на предмет нарушения антимонопольного законодательства и установления  монопольно высокой цены. Заместитель председателя АЗРК отметил, что это дело долгое и трудное. Таков закон.  Даже запрос о предоставлении расчётов цены операторы могут опротестовать. Так, Kcell опротестовал такой запрос, и мониторинг цен остановлен.

 Ещё АЗРК выступил с инициативой отнесения услуг сотовой связи и интернета к категории общественно-значимых  и их государственному регулированию до момента полной демонополизации этого рынка. Но демонополизация идёт трудно.  «В 2022 году, согласно подписанному Главой государства Указу «Об утверждении Концепции защиты и развития конкуренции в Республике Казахстан на 2022-2026 годы», предусмотрена демонополизация группы компаний АО «Казахтелеком» путем поэтапной реализации дочерних сотовых операторов. На сегодня правительством ведется определенная работа по этому направлению. Вместе с тем, работа по демонополизации Казахтелеком затягивается на неопределенный срок» - говорит Болат Самбетов.

Так, поручение правительства о демонополизации «Казахтелекома» было дано ещё 5 апреля 2022 года. «Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) было поручено совместно с АО «ФНБ «Самрук -Қазына» и АО «Казахтелеком» внести предложения по выводу в конкурентную среду одного из операторов мобильной связи (АО «Кселл», ТОО «МТС»). Также было поручено рассмотреть вопрос законности сделки по продаже 24% акций АО «Kcell» и возможному причиненному ущербу государству. Следует отметить, что на сегодня процесс по выводу АО «Кселл» в конкурентную среду приобрел инертный и пассивный характер, что негативно влияет на развитие конкуренции в отрасли» - сообщает АЗРК.

 Интересно, почему процесс демонополизации «приобрёл инертный и пассивный характер»? Ведь подавляющая часть акций АО «Казахтелеком» сейчас принадлежит государству. Фонд «Самрук-Казына»владеет  51% акций. 28,2% акций «Казахтелекома», ранее принадлежавшие компаниям Кайрата Сатыбалдыулы -  племянника Назарбаева, находятся на балансе комитета госимущества и приватизации Минфина Казахстана. Итого, почти 80% акций. Так что мешает государству, как главному собственнику телекоммуникационного гиганта, вывести часть активов в конкурентную среду?

 Видимо, на самом верху пока не могут определиться – кто же в итоге будет владеть таким богатством? Возможно, что гиганта не хотят дробить, чтобы будущему владельцу досталось если не всё, то хотя бы, основная  часть самых прибыльных активов. Кстати, если в первой редакции постановления правительства «О некоторых вопросах приватизации на 2021 – 2025 годы» от 29 декабря 2020 года на продажу планировалось выставить два объекта, входящие в АО «Казахтелеком» - это ТОО «Нурсат+» и ООО «КтАйИкс», то сейчас и этих объектов нет в перечне предприятий второй волны приватизации. Скорее всего, «Казахтелеком» оставили «на потом», когда всё утрясётся.

 Для сведения. Выручка гиганта за 2022 год составила 634 млрд. тенге против 594 млрд. тенге по итогам 2021 года (рост на 7%), а чистая прибыль превысила 128 млрд. тенге, увеличившись за год более чем на 32%. За первый квартал 2023 года рост выручки составил уже 17% - 167 млрд. тенге, а чистая прибыль увеличилась на 14% - 33,3 млрд. тенге (источник https://kz.kursiv.media/2023-07-13/lgtn-kazaktelecomdirection/).

 Говоря о привлекательности и доходности сектора мобильной связи, можно привести и такой пример – 25% «ТОО «Кар-Тел» (Beeline)» принадлежит казахстанскому олигарху и соратнику первого президента Булату Утемуратову.

 Забавно, что министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, отвечая на вопрос президента о низком качестве интернета в Астане, свалил всё на население. Народ виноват в том, что не даёт разрешения на установку базовых станций на крышах многоэтажек, и в том, что много «сидит в интернете».

— Наши пользователи постоянно зависают в интернете, и это несёт высокую нагрузку. Если за границей — где-то в Америке, Европе, — прежде чем открыть какое-то видео, пользователь подумает: «Оно мне надо или нет», потому что его мегабайты сжигаются и он, грубо говоря, теряет деньги, — сказал министр. Значит,  много «сидят» из-за дешевизны интернета. Интересно, что сразу после такого объяснения и последовала информация о росте стоимости мобильной связи и интернета.

   Если цены на сотовую связь и доступ во «всемирную паутину» государство только собирается регулировать, то  контроль за стоимостью  лекарств намерено отменить.

  «В настоящее время действуют предельные цены на 6 715 торговых наименований лекарственных средств для оптовой и розничной реализации, утвержденные приказом министра здравоохранения РК от 27 декабря 2022 года. На сегодняшний день Министерством здравоохранения внесены поправки в Правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, где определены критерии по формированию перечня лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации, который предусматривает поэтапное дерегулирование цен на лекарства.

На первом этапе с начала 2023 года в конкурентную среду отпущены 302 наименования безрецептурных лекарственных средств, имеющие более 3 аналогов и более 3 производителей.

На втором этапе к 2024 году планируется отпустить все безрецептурные  лекарственные средства (около 2000 ЛС). На третьем этапе к 2026 году все лекарственные средства в оптовой и розничной сети», - сообщил вчера комитет медицинского и фармацевтического контроля министерства здравоохранения РК.

 Получается, что в «Старом Казахстане» хотя бы имитировали заботу о стоимости лекарств. А в «Новом» и даже «Справедливом Казахстане» уже через три года все медикаменты будут продаваться по свободным ценам. Лечитесь, господа!

 Напомним, что с 1 июля подорожали все виды коммунальных услуг по всей стране. Нужно ремонтировать совсем сгнившие ТЭЦ, тепловые и электросети, словом, «тариф в обмен на инвестиции». Как говорил бывший аким нашей области Даниал Ахметов:  «Мы должны благодарить судьбу за то, что нам посчастливилось жить в одно время с нашими великими современниками – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым и Касым –Жомартом Кемелевичем Токаевым!». Интересно, кого он имел в виду под словом «Мы»?

 

                                                                  Денис Данилевский

Похожее