В ВКО РАЗЪЯСНИЛИ СИТУАЦИЮ С Ж/Д ГРУЗАМИ НА КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ

11.12.2020

Палата предпринимателей ВКО информирует участников внешнеэкономической деятельности Восточного Казахстана о текущей ситуации с грузовыми составами на границе с КНР. Такие меры, как штрафные санкции и предупреждения о переадресации грузов, носят пока лишь рекомендательный характер и не реализуются на практике. Национальный оператор КТЖ решает вопрос с китайской стороной.

В настоящее время на границе с КНР сложилась критическая ситуация, связанная с ограничением приема поездов китайской стороной. Данное решение было принято на уровне Синьцзян-Уйгурского автономного округа, но не озвучено официально. Поэтому казахстанские экспортеры, застрявшие на границе, не могут сослаться на форс-мажорные обстоятельства и опасаются за неисполнение договорных обязательств перед контрагентами. Кроме того владельцы ж/д вагонов грозят предпринимателям штрафами за просрочку, а именно – 6 тысяч тенге за один день. Также к отправителям грузов стали поступать телеграммы с таможенного поста «Достық», в которых предъявляется требование о переадресации составов в случае их простоя более 9 дней.

Между тем иностранные поезда, попавшие в ту же ситуацию на китайской границе, курсируют по нашей стране в количестве 50 тысяч составов, что существенно перегружает железнодорожную сеть Казахстана.

Все возникшие проблемы национальный оператор «Қазақстан темір жолы» решает в режиме нон-стоп. Об этом рассказал начальник отдела АПК Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев.

«Сейчас на границе с КНР стоят 1 750 вагонов, в том числе 1 350 крытых. Но если до 5 декабря в Китай ежедневно уходило 7 наших поездов, то благодаря проведенным КТЖ переговорам сегодня в день уходит 12 составов. Однако чтобы разгрузить сеть, нам нужно достичь ежедневного количества 18 поездов, и работа в данном направлении продолжается. Что же касается Средней Азии, то ежедневно туда отправляются 30 составов, с этим пока проблем нет. Но так как национальная сеть перегружена иностранными поездами, их количество решено ограничить с 50 до 23 тысяч, как и положено по нормативным документам», - сообщил Аскар Шакенович.

Он также отметил, что владелец вагонов АО «Астық Транс», предъявляющий штрафные санкции, до сих пор не наложил ни одного штрафа на отечественных предпринимателей, учитывая сложившуюся ситуацию с Китаем. Экспортерам в этом смысле не стоит беспокоиться, ведь их вины в происходящем нет.

«Что касается телеграмм от таможенного поста «Достық» о необходимости переадресации поездов, стоящих на границе более 9 дней, то эти извещения также носят пока рекомендательный характер. Нужно понимать, что ситуация обострилась из-за того, что Китай ограничил ввоз, нигде не объявив об этом официально. Это все только на словах! Поэтому самая главная задача сейчас для КТЖ, при активном содействии НПП «Атамекен», - решить политический вопрос на уровне правительства. То есть четко определить ограничения, ввести их в правовые рамки. Китай должен обозначить свой запрет, чтобы у наших предпринимателей была возможность апеллировать форс-мажорными обстоятельствами перед своими контрагентами», - говорит Аскар Жакупбаев.

Помимо этого, считает представитель Палаты предпринимателей ВКО, необходимо внедрять цифровизацию на таможенных постах.

«У нас грузоотправка и грузоперевозка должны осуществляться по принципу «одного окна». Предприниматель должен знать, какие вагоны есть, по какой цене, какой компании, когда какие вагоны подадут, и сам должен выбирать на свое усмотрение. Решение этого вопроса сейчас также прорабатывают в КТЖ и Нацпалате «Атамекен»», - подытожил Аскар Жакупбаев.

Похожее