ЯДЕРНЫЙ ПОЛИГОН: ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ НУЖНЫ КАРДИНАЛЬНЫЕ МЕРЫ

10.07.2018

Поразительная новость для восточноказахстанцев: недавно в Астане по инициативе Министерства труда и социальной защиты населения РК и НИИ радиационной медицины и экологии Минздрава Республики состоялся круглый стол на тему: «Выработка предложений по совершенствованию мер медико- социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Участница данного форума, председатель общественного объединения  «Движение социальной и правовой защиты населения «Поколение» Ольга  Петровская любезно предоставила нам все материалы   круглого стола, поделилась своими впечатлениями о работе форума, выразила надежду, что наконец-то этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, у многих пострадавших от испытаний атомного оружия на СИЯП появилась надежда  на реабилитацию.

Превратить бы в быль эти сочные слова

         Круглый стол открыл  директор НИИ радиационной медицины и экологии Минздрава РК профессор, доктор медицинских наук К. Апсаликов. Со вступительным словом  выступила вице - министр  труда и социальной защиты населения РК С. Жакупова.

         О необходимости решения вопросов медико-социальной защиты граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне подробно рассказал зам. директора НИИ РМиЭ г. Семей, профессор, кандидат медицинских наук Т. Мулдагалиев.

         Содержательным и интересным  было выступление заведующего лабораторией медицинского радиологического научного центра им. А.Ф. Цыба (Обнинск), профессора, доктора биологических наук, члена Российской научной комиссии по радиологической  защите  В.Степаненко (во время функционирования полигона приезжал к нам в составе Правительственной комиссии СССР) и директора  Уральского  научно-практического центра радиационной медицины (Челябинск), члена Российской научной комиссии по радиационной защите  и Научного комитета ООН  по действию атомной радиации  профессора, доктора медицинских наук В. Аклеева.

         Директор Белорусского Республиканского научно- практического центра  радиационной медицины и экологии человека, профессор, доктор медицинских наук А.Рожко поделился своим опытом работы по медико- социальной реабилитации населения в Белоруссии.

         Интересной была тема выступления профессора Университета г. Хиросимы (Япония)  М.Хоши о действии радиации на здоровье человека и реабилитации пострадавших в Японии и начальника отдела «Эффекты и риски» от ионизирующего и неионизирующего излучения Федерального ведомства по радиационной защите Б.Гроше (Мюнхен, Германия).

         В заключение Вице-Министр труда и соцзащиты населения РК С.К. Жакупова  обобщила все выступления, призвала участников форума принять участия в дискуссии по выработке конкретных рекомендаций и предложений  и резолюции по совершенствованию мер медико- социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, дать оценку эффективности защитных и реабилитационных мероприятий для населения, подвергшегося действию ионизирующего излучения в результате деятельности Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

НЕ НАСТУПАТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ!

         Круглый стол прошел, проблемы подняты, принята резолюция, определены цели и задачи,  но точку ставить на этом еще рано. Люди хотят простых и понятных вещей – они хотят быть здоровыми, иметь здоровое потомство. В настоящее время идет процесс доработки данного проекта резолюции с учетом предложений, высказанных участниками форума для последующего внесения в правительство РК. Конечно же, они носят затратный характер, то есть требуют определенного финансирования из государственного бюджета. Однако, многих терзают сомнения -  повернется  ли Правительство  на этот раз лицом к жертвам полигона?        

   Есть опасность, что мы опять наступим на те же грабли. Так заявлять есть основания. Это мы уже проходили.

         Так, 24 июня 2005 года в Мажилисе Парламента РК прошли парламентские слушания с повесткой дня: «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона» с участием не только депутатов, членов правительства, общественных деятелей, но и участников, проживающих на бывшем полигоне, а также экспертов зарубежных организаций. По результатам Парламентских слушаний были также приняты хорошие рекомендации. Тогда тоже была большая надежда, что наконец-то государство примет меры по оздоровлению и реабилитации, социальной защите населения и социально- экономическому оздоровлению данной территории. Рекомендации парламентских слушаний также были направлены Правительству. Однако все это осталось, как всегда, на бумаге, ничего принципиально не изменилось. Не получилось бы так и на этот раз.

         С истечением времени это экологическое бедствие, пагубное влияние периода наземных и воздушных испытаний не остановилось с прекращением взрывов, и даже закрытием полигона, и не уменьшилось, а наиболее тяжело отражается именно сейчас, спустя более 40 лет, особенно на втором и третьем поколениях людей. Полигон отнял и продолжает отнимать у людей самое дорогое-здоровье. Все это красной нитью проходило во всех выступлениях на круглом столе, даже у российских ученых…

Наше бывшее общее государство позаботилось о наращивании мощи ядерного потенциала, но так и не создало необходимые социальные блага для тех, кто пострадал. Жертвы полигона так и не получили должных льгот, компенсаций, помощи.   

В то же время, например, правительство США ежегодно выплачивало населению штата Невада компенсацию в размере одного миллиарда долларов. Американцы не ощущали таких последствий, как семипалатинцы. Жителям городов Нагасаки и Хиросима также созданы все условия для укрепления здоровья. Об этом говорил на форуме представитель Японии.

При общении со многими руководителями здравоохранения, учреждений и организаций культуры и образования, государственными и гражданскими служащими, депутатами всех рангов    я не раз убеждался в том, что многие из них, как ни странно, глубоко не вникают в проблему реабилитации жертв полигона, а о том, что в России действует Закон о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, вовсе не знают.

Поэтому напомню, еще в январе 2002 года в России был принят Федеральный Закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». И совсем уже странно, что пострадавшими признаны довольно удаленные от Семипалатинска территории Алтайского края. Здесь и ранее действовало постановление Правительства России «О мерах по оздоровлению населения населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Парадокс, но это факт. Получается, что российские граждане подверглись радиационному воздействию, а казахстанцев оно обошло стороной.

         Законом России предусмотрены целый пакет льгот для граждан РФ, установлены гарантии социальной защиты. Кстати, многие наши соотечественники, переехавшие на ПМЖ в Россию, при наличии полигонного удостоверения, пользуются всеми этими льготами.

         Приведу некоторые статьи из Закона России, какие льготы предусмотрены пострадавшим:

         -назначение пенсии по старости ранее на 10 лет;

         -ежемесячная выплата денежной компенсации а размере 200 рублей (к моменту принятия Закона - он постоянно компенсируется) на приобретение продовольственных товаров;

         -50 % оплаты за квартиру, телефон, использованное топливо, газ, электроэнергию;

         -скидка в размере 50% на проезд до места лечения;

         -выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% от заработной платы, независимо от стажа работы;

         -бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно);

         -бесплатное приобретение лекарственных средств;

         -обязательное специальное медицинское наблюдение в течение всей жизни;

         -первоочередное бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно - курортное или другое оздоровительное учреждение;

         -использование ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

         -бесплатное изготовление зубных протезов (за исключением протезов из драгметаллов, фарфора и металлокерамики).

         Я мог бы продолжить этот перечень, но лучше вам самим ознакомиться с этим Законом РФ и делать свои выводы.   

         Как известно, Россия сама назвалась правопреемницей СССР и тем самым признала себя юридически ответственной за ядерные испытания и за нанесенный ущерб регионам. Ведь  полигон работал на весь Советский Союз. Следовательно, она должна была  выплатить компенсацию за нанесенный ущерб регионам и населению. Мы обратились по этому вопросу в Госдуму  и Совет Федерации России, я опубликовал в Российской «Независимой газете» статью: «Россия, раздели боль Семипалатинска!». Но мы, как говорится, не получили ни ответа, ни  привета.

         Если кому приходилось бывать по  утрам в том же консультативно-диагностическом центре или онкодиспансере, других медучреждениях, тем более СВА, вы увидите толпу народа и, где-то более 40% из них молодые люди до 25-29 лет. Что же происходит? Что у нас уже здоровых людей не осталось? Это и есть дети второго, третьего и последующих поколений. Их родители – где-то 1970-1972 годов рождения, когда велись на полигоне  интенсивные испытания.  А в детских медучреждениях что творится? Молодые мамаши, многие сами больные, носятся с ребенком, добиваясь хотя бы  правильного диагноза. В нашем регионе произошла смена поколений, и возрастная группа от вновь рожденных до 40 лет является потомками (это 2-4 поколение) лиц, подвергавшихся прямому облучению. Среди детей уровни пороков развития и уродств составляет 8-12 случаев на 1000 новорожденных, что почти в 10 раз выше мировых показателей.

Остро стоит проблема увеличения случаев умственной отсталости  среди детей, рожденных от облученных родителей.

В ВКО на сегодня анемия встречается почти в два раза чаще, чем в экологически благоприятных областях Казахстана. Такие же проблемы стоят среди беременных женщин и рожениц. Анемия, как утверждают специалисты, в последние годы является причиной возникновения целого комплекса заболеваний, требующих значительных материальных усилий для их лечения и профилактики. Отмечается рост болезней крови и кроветворных органов, эндокринной системы, психических расстройств, болезней системы кровообращения, костно- мышечной системы, врожденной патологии у детей.  Межведомственными экспертными советами определены причины заболеваний с воздействием ионизирующих излучений.

Это вопрос политической и государственной важности, потому что здоровые дети сегодня- это здоровая нация завтра. Нам есть, над чем задуматься. Ученые Алтайского института медико-биологических проблем выявили, что влияние радиоактивных доз облучения, полученных взрослым населением, скажется на генном уровне на их детях даже через три поколения.

 Но эти больные не имеют никакого статуса, никаких льгот. Вот о чем мы сегодня  должны думать. Все это грамотно надо анализировать и вносить в Правительство предложения, чтобы их признали также пострадавшими от полигона. В закон о СИЯП надо внести конкретные предложения о реабилитации этих  граждан. Общество и государство обязаны сделать все, чтобы облегчить судьбу людей, ставших жертвой последствий ядерных испытаний, заботиться о жизни и здоровье будущего поколения.         

         Пока вся надежда на мировое сообщество. Например, в ноябре прошлого года Комитет ООН одобрил резолюцию по Семипалатинскому полигону. При спонсорстве 23 государств мира второй комитет Генеральной Ассамблеи ООН на основе консенсуса согласовал резолюцию о международном сотрудничестве и координации деятельности в целях реабилитации населения, восстановления окружающей среды и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане.

         Принятие резолюции на Генеральной Ассамблее ООН запланировано на декабрь текущего года. Нынешний документ станет девятой с 1997 года резолюцией ГА ООН по Семипалатинскому региону. В документе признается важная роль Правительства РК, которое направляет ресурсы на реабилитацию и развитие Семипалатинского региона. Резолюция также призывает международное сообщество «оказывать Казахстану помощь в разработке и осуществлении специальных программ и проектов лечения и обслуживания пострадавшего населения, а также в усилиях по обеспечению экономического роста и устойчивого развития в Семипалатинском регионе».

         53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН единодушно приняла резолюцию «Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения и экологии и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане».

Как известно, вместе с нашей республикой ее авторами стали 54 государства – члена ООН, включая три из пяти  ядерных держав (Россия, Франция, Великобритания). Именно в этой резолюции говорилось о необходимости уделять больше внимания проблеме людских, экологических и социально-экономических аспектов ситуации в Семипалатинском регионе. Следовательно, эти проблемы должны были найти главное направление, выделять их отдельной статьей. Но, увы! Есть опасения, что они снова могут остаться на бумаге. Почему я так говорю? По поручению руководства области мне многие  годы пришлось заниматься данной проблемой. Так, в 1999 году  в Токио (Япония) также  прошла конференция по проблемам помощи  Семипалатинскому региону. В конференции тогда приняли участие делегации 24 государств, а также представители 12 крупнейших организаций и банков. Тогда правительство Японии объявило о выделении 1 млн. долларов США, из них 400 тыс. направлены на проекты в области медицины, 300 тыс. – на проекты по оказанию помощи женщинам и еще 300 тыс. – на развитие неправительственных организаций.

В 2001 году за счет гранта технической помощи Правительства Японии поставлено медицинское оборудование в медицинские организации Семипалатинска.

         Другие государства и организации, как американская неправительственная организация «Каунтерпарт Консорциум», обещавшая в течение двух лет направить гуманитарную помощь на сумму 500 тыс. долларов, НПО «Хилсфонф», намеревавшаяся выделить медоборудование для  реабилитационного центра в селе Кайнар на сумму в 1,6 млн. долл. свои обещания так и не выполнили. Различные проекты помощи должны были осуществлять НАТО, Великобритания и Швейцария, Всемирный банк (9 млн. из 42 млн. долларов кредита) - направить на программы в области здравоохранения в регионе, так и остались пустыми словами. Конечно, надеяться надо, но, как говорят в народе, «На Бога надейся, но сам не плошай!».                                                   

 Почему не работает казахстанский Закон о СИЯП?

         Сегодня только ленивый не критикует наш Закон о СИЯП, но не всегда объективно. Хочу вам доложить, что данный Закон рождался у нас, в недрах обкома партии и облисполкома. Мне пришлось быть не только очевидцем, но и участником разработки Закона о СИЯП.

         Однако в обществе бытовала версия о том, что якобы Закон о СИЯП разработало движение «Невада-Семей». Это не соответствует действительности. У «невадовцев» был единственный лозунг - «Долой полигон!», больше ничего. Идея о реабилитации пострадавших от полигона принадлежит партийно-советским и профсоюзным организациям области.

         Были образованы рабочие группы из числа ответработников обкома и облисполкома, профсоюзных организаций,  специалистов разного профиля, медицинских работников, представителей полигона, юридических служб, общественных организаций, правоохранительных органов и т.д. У истоков Закона стоял первый секретарь обкома партии Кешрим Бозтаев. Я был в  редакционной группе. Закон разрабатывался не так, как строится дом: сначала фундамент, потом поднимают этажи. Он  «писался» одновременно от и до, лишь согласовывались разделы  между рабочими группами, чтобы не было повтора, либо упущений. За три месяца составили «скелет» Закона, затем его дорабатывали, редактировали, вносили изменения и поправки. Окончательный вариант внесли на обсуждение сессии областного Совета народных депутатов. Затем его внесли на  рассмотрение сессии Верховного Совета Казахской ССР.  В первоначальном варианте Закона  города Семипалатинск и Курчатов были включены в зону максимального радиационного риска, как и другие пострадавшие  регионы.  Вот тут-то все и началось. Экспертная группа Верховного Совета и члены бюджетной комиссии заявили, что  Республиканский бюджет на 1993 год уже сверстан,  средств на все не хватит, источников финансирования нет. Поэтому, чтобы облегчить бюджет,  они предложили исключить г.г. Семипалатинск и Курчатов из максимальной зоны радиационного риска, и включить их в зону повышенного радиационного риска. Вопрос стоял ребром: принятие Закона отложить на следующий год, либо принять в новой редакции.

         Руководство области, депутаты, избранные от нашего региона, приняли решение: согласиться с решением экспертов и бюджетной комиссии: принять его в новой редакции. Вот по Аралу, например, до сих пор нет Закона. А добавления и изменения всегда можно будет вносить, когда экономика страны позволит - так тогда думали все.

         Я считаю, что Закон по СИЯП в  первый год своего функционирования действительно сполна выполнил свою главную миссию: сотни, тысячи восточноказахстанцев успели оформиться на пенсию: мужчины при стаже работы 25 лет в возрасте 55 лет (в том числе и автор этих строк), женщины при стаже работы 20 лет в возрасте 50 лет. Так, только по городу Семипалатинску в 1993 году было назначено 23 700 пенсий. Этот закон распространялся и на Усть-Каменогорск, Павлодар и Караганду, другие населенные пункты этих областей.

         Средства, предусмотренные в республиканском бюджете на 2000 год в размере 300 млн. тенге были полностью направлены на погашение задолженности по единовременной денежной компенсации получателям Восточно-Казахстанской области. В 2001 и 2002 годах выплата произведена в сумме 500 млн. тенге и 601 млн. тенге соответственно. На 2003 год было выделено средств на единовременную денежную компенсацию 378,4 млн. тенге и на надбавку к пенсиям -599,9 млн. тенге. 

         Словом, в период с 1996 по 2003 г. производилась выплата единовременной денежной компенсации пенсионерам и инвалидам. В ВКО на этом этапе поступило 4 958 240 102 тенге на 395 426 человек.

         Не секрет, за первые выплаты многие проживающие в зоне чрезвычайного и максимального радиационного риска за экологические компенсации сумели купить в городе однокомнатные квартиры для своих детей- студентов.

    К сожалению, в связи с введением нового Закона «О пенсионном обеспечении в РК» льготы, предусмотренные статьей 12 пунктами 1 и 2 с 1 января 1998 года для жителей Семипалатинска были отменены. В ст. 9 данного Закона льготы оставлены только для граждан, проживших 10 лет в зоне чрезвычайного и максимального риска за период с 29 августа 1949 года по 5 июня 1963 года. Данная статья Закона полностью исчерпала себя, так как этих людей уже нет, а прожившие 10 лет в указанных зонах риска и родившиеся после 5 июля 1963 года не обладают правом на получение пенсии. Как я уже выше сказал, г. Семипалатинск согласно данному Закону отнесен  к зоне повышенного радиационного риска и на его жителей действие этой статьи не распространяется.

         В статьях 12,13,14 Закона о СИЯП было отражено - какие льготы и компенсации должны быть гражданам, пострадавшим от Семипалатинского полигона, какая социальная защита должна быть гражданам  в связи с этим законом. Что получилось на самом деле? Жители регионов разделены на тех, кто получает экологическую надбавку к пенсии, и на тех, кто не получает экологическую надбавку. После внесения этих изменений экологическую надбавку стали получать в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска. А в зоне повышенного риска, к которой относятся города Семипалатинск и Усть-Каменогорск, сложилось такая ситуация, что эти надбавки стали получать только пенсионеры из силовых структур, правоохранительных  органов. А пенсионеры, которые работали на рудниках, заводах и в шахтах, не смотря на ту вредность, которая была на предприятиях, на которых они трудились, по сути дела были лишены этого права. Разве это является равенством всех перед законом?

         Следующий момент - полностью была лишена экологической надбавки студенческая молодежь. Нереализованным остается право на охрану здоровья инвалидов, так как цены на лекарства возросли в 60-100 раз, они не в состоянии их приобретать, а без них не могут обходиться.

Сейчас наше работающее население разделено на несколько категорий. В частности, работающее население в бюджетных организациях, государственные служащие дополнительно к своей заработной плате получают экологические надбавки, плюс оплачиваемый отпуск 10 календарных дней. Кто работает на частных предприятиях, эти надбавки получают в зависимости от того, как поведет себя руководитель частной структуры, и это неравенство  не соответствует Конституции. Более того, безработное население, а также студенческая молодежь  сегодня не получает по данному закону никаких льгот и компенсаций.

         Конечно же, пришла пора исправить эти ошибки и недоработки, допущенные прежним Правительством и разработчиками закона. Надо заново определить статус граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.  Наше население, к сожалению, очень инертное, смирилось  и молчит, ждет, когда дядя придет и за него все сделает. Последний пример. Все мы хорошо знаем, что в стране вводится обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Но ведь там нет ни единого слова о пострадавших от 40 - летних испытаний ядерного оружия! Мы снова, как  всегда, заняли позицию наблюдателя. Никто ни о чем не думает. А вот когда уже поезд уйдет, тогда мы начинаем как после драки  махать кулаками: кто виноват? Никто. Мы сами! Поймите, пока мы не научимся сами себя защищать, нас никто защищать не будет. Если мы являемся членами развивающегося гражданского общества, то должны  сполна использовать свои конституционные права, вносить конкретные предложения, настаивать, добиваться!

         Было бы разумно вернуть закон «О СИЯП»  в редакции 1992 года, вернуть все замороженные и отмененные льготы, города Семей и Усть-Каменогорск отнести к зоне максимального риска. С учетом того, что сегодня уже нет натуральных льгот, а есть денежные льготы, предусмотреть денежные  льготы, но  чтобы они были пропорциональны натуральным льготам, как было в редакции 1992 года.

         Постоянная ссылка Правительства на нехватку средств в бюджете больше не может быть оправдана – это жестоко. Вопрос стоит так: человеческие жизни не соизмеримы с деньгами! Мы не должны оставаться  заложниками дефицита бюджета – это нарушение прав человека, а ведь мы стремимся к правовому, цивилизованному и демократическому государству.

Конечно же, хочется надеяться, что резолюция прошедшего в Астане круглого стола закончится реализацией на практике тех идей, проектов, которые были озвучены его участниками, а также  с учетом предложений самих жертв полигона, т.е. всех восточноказахстанцев.

 

ВЛАДИМИР ПИГАВАЕВ,

                   очевидец и участник событий, член Союза

                    журналистов СССР и Казахстана.

 

 

 

        

 

Похожее