Зачем нужен новый школьный предмет «Глобальные компетенции»?

29.10.2022

«Поскольку предмет «Глобальные компетенции» способствует не нравственному становлению детей, но, напротив, их растлению, тем самым создавая небезопасные условия для жизни и учебы, долг родителей в данном случае заключается в том, чтобы оградить детей от вредной информации, содержащейся в программе новой дисциплины» - говорится в обращении к депутатам мажилиса. Сбор подписей под обращением продолжается.

Этот вопрос волнует и родителей, и педагогов. Зачем ввели эту «солянку», да ещё и с 5 по 11 класс? Ведь сейчас, вроде бы, взят курс на снижение учебной нагрузки учащихся. Похожий предмет «Самопознание», введённый в школьную программу по инициативе супруги первого президента  Сары Назарбаевой, ныне исключён. И тут же ввели  какой-то мутный курс со странным названием.

 Редакция направила запрос в министерство просвещения РК. Теперь есть отдельное министерство, занимающееся средним образованием, а наукой и высшим образованием занимается другое ведомство. И название министерства хорошее. Так о чем же будут просвещать детей в новом курсе?

  -  Какова необходимость дополнения школьной программы  предметом «Глобальные компетенции»? Содержание этого курса перекликается с другими предметами цикла обществоведения и естествознания. Зачем перегружать и без того загруженных школьников?

         «Курс «Глобальные компетенции» введен в 2021-2022 учебном году,  изучается как обязательный курс для 5-11 классов и включен в вариативный компонент Типового учебного плана. Типовая учебная программа курса реализуется в 5-8 классах по 0,5 часа в неделю, в 9-11 классах – по 1 часу в неделю во всех организациях среднего образования страны.

         Программа курса включает 5 разделов: «Экологическая культура», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Этика и этикет», «Гражданственность и патриотизм», «Безопасность жизнедеятельности» и направлена на подготовку детей к жизни в современном мире, формирование  у обучающихся социальных и поведенческих навыков, навыков управления своим здоровьем и обеспечения безопасности,  а также  навыков высокого порядка: способности принимать нестандартные решения, умение решать возникающие проблемы и планировать работу (свою или других).

           В рамках изучения курса «Глобальные компетенции» усилено правовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание обучающихся.  Изучение курса «Глобальные компетенции» способствует формированию компетенций, которые позволят обучающимся в будущем успешно реализовать себя в жизни и в профессиональной сфере.

Содержание программы курса не включает тематику программ учебных предметов средней школы» - отвечает на вопрос председатель комитета среднего образования министерства просвещения РК Гульмира Каримова.

 Ответ такой же мутный, как и сам предмет. Курс изучается как обязательный, но включён в вариативный компонент типового учебного плана.  А «вариативный» подразумевает предметы на выбор. Весьма спорное и утверждение главного специалиста страны по среднему образованию о том, что новый курс не включает тематику других предметов. Достаточно только перечислить некоторые школьные предметы, чтобы понять – детям придётся по несколько раз учить одно и то же. Познание мира, Естествознание, Трудовое обучение, Изобразительное искусство, Художественный труд, Биология, География, Музыка, Литература, История, Основы права, Цифровая грамотность, Информатика, Начальная военная и техническая подготовка, Графика и проектирование, Основы предпринимательства и бизнеса. Разве эти предметы не имеют цель подготовки детей к жизни, формирования навыков, правовое, нравственное, эстетическое, экологическое обучение?!

  - Откуда вообще взялся этот предмет? Как принималось  решение о введении курса? Это была рекомендация каких-то зарубежных организаций или самостоятельное решение министерства образования и науки РК? Какие исследования проводились по этому поводу, учитывалось ли мнение педагогической и родительской общественности?

 «В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы была определена задача развития функциональной грамотности обучающихся и укрепление человеческого капитала, что сегодня важно для Казахстана. Рекомендации и предложения представителей родительской общественности и экспертов учтены», - отвечает Гульмира Раинбековна.

И снова расплывчатый ответ. А что – уже имеющиеся предметы не способны «развить функциональную  грамотность и укрепить человеческий капитал»? Только  предмет «Глобальные компетенции»  поможет подготовить и воспитать хороших специалистов и хороших людей? Кто именно дал указание или пожелание ввести этот предмет – на этот вопрос ответа нет, как и ответа на вопрос о возможном веянии «цивилизованного мира».

 Ну, а конкретное содержание предмета вызвало бурное обсуждение, особенно среди родителей. Понятно, что не каждый педагог сможет открыто выразить свою позицию, а вот родители очень обеспокоены, особенно содержанием разделов «Семья и брак», и «Культура взаимоотношений: гендерные роли».

 Вот какое мнение, к примеру, высказывает  общественное объединение «Казахстанский союз родителей»: «Сегодня люди вступают в брак по разным причинам: по расчёту, стремясь
поправить свое материальное положение или из каких-то политических соображений», «В зависимости от культуры, браки по любви могут быть непопулярными и неодобряемыми», «На Востоке браки по любви считались родовым позором!»
Именно ЭТО рассказывают нашим детям в 9 классе на уроке «Глобальные компетенции» по теме «Семья»! В разделе «ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ И ЭТИКА».

 -  Вызывает сомнения и содержание программы. Так, в 9 классе в разделе «Культура взаимоотношений» есть раздел «Гендерные роли». В рекомендованных материалах к этому разделу содержится видео о свободном гендерном выборе, т.е. о возможности смены пола. Нужна ли эта информация для подросткового сознания и подростковой психики? Десятилетиями в школе обходились без этих знаний, и ничего страшного не происходило. Для чего введён этот раздел и рекомендованы такие материалы? – такой вопрос был задан министерству просвещения.

      «С учетом поступивших рекомендаций темы «Гендер» и «Семья» исключены из программы курса. В содержание учебной программы курса внесены изменения с учетом рекомендаций экспертов» - отвечает председатель комитета среднего образования.

 Это хорошо, что в министерстве пока ещё прислушиваются к мнению родителей, общественности и экспертов. Действительно, навязывать неокрепшей подростковой психике тему смены пола – это уже слишком! Проживут наши дети и без такого «учебного материала». Это пусть небольшая, но победа, показывающая, что сражение за умы и души, особенно за детские умы и души, не прекращается ни на секунду. И уклоняться от этого сражения не стоит.

 Но родительская общественность настаивает на исключении курса «Глобальные компетенции» из школьной программы.

«Поскольку предмет «Глобальные компетенции» способствует не нравственному становлению детей, но, напротив, их растлению, тем самым создавая небезопасные условия для жизни и учебы, долг родителей в данном случае заключается в том, чтобы оградить детей от вредной информации, содержащейся в программе новой дисциплины» - говорится в обращении к депутатам мажилиса. Сбор подписей под обращением продолжается.

 - Союз родителей Казахстана собирает подписи под требованием отменить этот курс и убрать его из школьной программы. Известно ли в министерстве об этой акции и поступало ли данное обращение? Как министерство отреагирует на требование родительской общественности?

        Однако с требованием исключить предмет чиновники министерства  категорически не согласны.  «Данное требование необоснованное. Учебная программа курса прошла соответствующую экспертизу.  Проект курса «Глобальные компетенции» был размещен для обсуждения широкой общественности на legalacts и получил 4 комментария. Проект курса проходил экспертное согласование», - отвечает Гульмира Каримова, выражая позицию министерства.

 Да, к сожалению, в период обсуждения проекта курса на портале «Открытые НПА» широкой дискуссии не получилось, всего 4 комментария. Своё несогласие с новым предметом родители и все заинтересованные лица стали выражать уже после того, как курс обрёл законную силу. Это и понятно, ведь отследить все нововведения наших властей очень трудно, нужно только этим и заниматься, постоянно сидеть и смотреть, какие проекты появились. Даже журналисты не всегда могут успеть за всем потоком информации.

 Но это не означает, что вопрос с предметом «Глобальные компетенции» закрыт окончательно и бесповоротно. Разделы «Семья» и «Гендер», вызвавшие наибольшее возмущение, уже исключили из программы. Нужен ли нашим детям этот курс в целом – ответ на этот вопрос остаётся открытым.

 

           Денис Данилевский, преподаватель истории, обществоведения и основ государства и права  

Похожее