Закона о Елбасы больше нет, но деятельность Назарбаева оплачивается из бюджета

17.01.2023

Долго, со скрипом, но всё же Закон «О первом президенте – Елбасы» утратил силу. 11 января постановление об утрате принял Конституционный суд РК, поскольку в обновлённом Основном Законе уже нет оснований для существования подобного нормативно-правового акта.

Долго, со скрипом, но всё же Закон «О первом президенте – Елбасы» утратил силу. 11 января постановление об утрате принял Конституционный суд РК, поскольку в обновлённом Основном Законе уже нет оснований для существования подобного нормативно-правового акта. Парламент юридически оформил утрату этого закона.

 Нурсултан Назарбаев и члены его семьи лишились многих привилегий. Особо стоит отметить, что теперь имущество первого президента и членов его семьи, в том числе и Фонда Назарбаева, уже больше не имеет статус неприкосновенного. Назарбаев теперь уже не является почётным пожизненным сенатором и пожизненным членом Конституционного совета (ныне преобразованного в суд).

 Тем не менее, согласно Конституционному закону «О президенте РК» от 1995 года  ему гарантирована личная  неприкосновенность, как экс-президенту. В законе говорится, что «Экс-президент республики не может нести ответственность за действия, связанные с исполнением им полномочий президента республики, за исключением случаев совершения государственной измены». Также посягательство на его честь и достоинство преследуются по закону. Ему пожизненно выплачивается пенсия в размере 80% от оклада действующего президента, предоставляются квартира и государственная дача, охрана, автомобиль с водителями, бесплатный проезд по стране, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение.

 Ещё 19 января прошлого года в своём обращении Нурсултан Назарбаев заявил, что он «просто пенсионер»,  ни в какие дела не лезет, никакого двоевластия нет, он поддерживает действующего главу государства.

 Тем не менее, фактически получается, что Нурсултан Абишевич не совсем «просто пенсионер». В республиканском  бюджете на 2023 год предусмотрены немалые средства на его деятельность. Расходы на канцелярию первого президента составляют 1 млрд. 678 млн. 654 тыс. тенге. Расходы на услуги по обеспечению деятельности первого президента – Елбасы составляют 708 млн. 943 тыс. тенге. Услуги по обеспечению деятельности библиотеки первого президента обойдутся бюджету в 968 млн. 711 тыс. тенге. Всего – 3 млрд. 356 млн. 308 тыс. тенге.

Расходы на Елбасы предусмотрены и в бюджетах на 2024-2025 годы, причём, они увеличиваются. Видимо, составители бюджета предусмотрели, что инфляция будет расти, и зарплату сотрудникам, работающим на первого президента, нужно увеличивать. В 2024 году расходы составят соответственно 1 млрд. 994 млн. 569 тыс. тенге, 793 млн. 744 тыс., 1 млрд. 200 млн. 825 тыс. тенге, всего 3 млрд. 989 млн. 138 тыс. тенге.

 В 2025 году 2 млрд. 154 млн. 435 тыс. тенге + 806 млн. 173 тыс. + 1 млрд. 348 млн. 262 тыс., итого  4 млрд. 308 млн. 870 тыс. тенге.

 На предстоящие три года расходы на Елбасы несколько снизились. Так, в 2021 году они составляли 2 млрд. 175 млн. 192 тыс. + 1 млрд. 156 млн. 948 тыс. + 1 млрд. 018 млн. 243 тыс., итого 4 млрд. 350 млн. 383 тыс. тенге. А в прошлом году 2 млрд. 642 млн. 566 тыс. + 1 млрд. 242 млн. 635 тыс. + 1 млрд. 392 млн. 931 тыс. тенге, всего 5 млрд. 285 млн. 132 тыс. тенге. В наступившем году содержание деятельности Елбасы сократилось почти на 2 млрд. тенге. Видимо, с учётом новых политических реальностей. Но, тем не менее, для этого уйдёт 3,3 млрд. народных средств!

 Странная ситуация. Закона «О первом президенте – Елбасы» уже нет, а деятельность первого президента продолжает финансироваться из бюджета! Какую работу проводит канцелярия Елбасы, если на её содержание выделяется 1,6 млрд. тенге?! «Миссией Канцелярии является качественное и своевременное информационно-аналитическое, документационное, организационно-протокольное и иное обеспечение деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и реализации его статуса», - так говорится на сайте https://elbasy.kz/. Канцелярия должна готовить обращения Елбасы к народу, государственным органам, должностным лицам, его выступления в парламенте, в правительстве. Но теперь Назарбаев уже не имеет права на такие обращения и выступления. Он, конечно, может обратиться в любой орган, как и всякий гражданин, но либо написать и отправить самостоятельно, либо пусть ему помощь окажут безвозмездно, в качестве уважения. В канцелярии 5 структурных подразделений! Есть пресс-служба, служба протокола, два секретариата! Не слишком ли много для обычного пенсионера?!

 Зачем ему нужна пресс-служба? Последнее сообщение на сайте Елбасы – в ноябре прошлого года, о том, что он проголосовал на президентских выборах, и поздравил Токаева с победой. Больше никакой информации.

 Какую такую важную деятельность ведёт Назарбаев, если на её обеспечение требуется более 700 млн. тенге? У него есть вполне прекрасная пенсия, видимо, кое-какие накопления на старость,  пусть и занимается, чем хочет, на общественных началах. Машина, проезд для него -  всё за государственный счёт. На сайте Елбасы указано, что он является председателем совета по управлению ФНБ «Самрук-Казына»; председателем высшего попечительского совета Назарбаев университета, интеллектуальных школ и фонда; председателем президиума всемирной ассоциации казахов.  Кстати, действительно, до сих пор Назарбаев сохраняет пост в фонде «Самрук-Казына», пусть и главы консультативно-совещательного совета, но, тем не менее. Для деятельности в этих структурах вообще не нужны средства из бюджета. 

 Чем так важна библиотека  Елбасы, если на её функционирование выделяется почти миллиард тенге?! «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы – информационно-идеологический комплекс Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, выполняющий функции библиотеки, архива, музея, культурно-образовательного и научно-исследовательского центра» - такая информация имеется на сайте библиотеки. «Библиотека Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы находится в г. Астане по ул. А. Бокейхана, 1А. На первом этаже здания расположены музейные экспозиции, выставочные залы, хранилище музейных фондов, библиотека, на втором – многофункциональный зал на 2000 мест для проведения мероприятий, на третьем этаже – коворкинг центр и административные офисы». Да, нужное  учреждение, это история страны.  Может быть, передать её в национальную библиотеку, как структурное подразделение? И сократить  штат? Директор, три заместителя, 12 подразделений, включая пресс-службу – это многовато.  Для сравнения – в областном бюджете ВКО 2023 года на обеспечение функционирования областных библиотек предусмотрено 558 млн. тенге, а это несколько учреждений, включая библиотеку имени Пушкина. А в бюджете Усть-Каменогорска на нынешний год на функционирование городских библиотек выделено 176 млн. 198 тыс. тенге.

 Со статусом и финансированием  первого президента нужно определяться. Если теперь юридически это просто экс-президент, пенсионер, а не лидер нации, то зачем финансировать его совершенно непонятную и неизвестную «деятельность», а также структуры, подчиняющиеся уже юридически отменённому Елбасы?  Вероятно, эти затраты  уже можно отнести к  нецелевым расходам,  и здесь своё слово, видимо, должна сказать Высшая аудиторская палата.  Наверное, многим такая ситуация не только непонятна, но и возмутительна, особенно в свете высоких слов о строительстве «Нового Казахстана – Справедливого Казахстана». Нам что – некуда больше потратить эти миллиарды?

 

           Денис Данилевский 

На фото – Н. Назарбаев голосует на выборах президента РК, ноябрь 2022 г. Фото – сайт Елбасы.

Похожее